Путевые заметки. Окрестности Ялты
Алу́пка (укр. Алупка, крымско-тат. Alupka, Алупка) — город на Южном Берегу Крыма, входящий в Ялтинский регион АР Крым. Алупка расположена на южном склоне Крымских гор, возле подножия горы Ай-Петри.
Древнейшее поселение на территории Алупки ( в VIII тыс. до н.э.). Первое упоминание о городе относится к 960 году (время хазарского владычества в Крыму). Поселение названо «Алубика». В XIV—XV столетиях тут находился опорный пункт генуэзцев под названием Лупика. В 1475-1774 годах Алупка была коронным владением Османских султанов. После присоединения Крыма к России (1783), Алупка принадлежала князю Р. Потёмкину, с 1823 перешла во владение М. Воронцова, который построил здесь дворец.
Достопримечательности:
* Музей дважды Героя Советского Союза, лётчика Амет-хан Султана; * музей-квартира заслуженного художника Украины А.И.Куинджи, на которой учреждена база Санкт-Петербургской государственной академии искусств живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина; * Ландшафтный парк площадью 40 га, открытый в 1972 году и являющийся памятником садово-паркового искусства. В парке собрано более 200 разновидностей и форм деревьев и кустарников; * Главная достопримечательность города — Воронцовский дворец и прилегающий к нему парк. По узкой извилистой улице Алупки направляемся к Воронцовскому дворцу. Улица стремительно убегает вниз, увлекая за собой. На каменном заборе вижу барельеф Куинджи Архипа Ивановича (1842-1910), а под ним мемориальную доску с надписью, которая гласит, что “Здесь, в Алупке, было имение выдающегося русского художника Академика живописи, создателя русской пейзажной школы, Учителя жизни, воспитавшего многих великих художников: Николая Рериха — непревзойденного мастера гор, Аркадия Рылова — певца русской природы, Константина Богаевского — певца Крыма и др.”.
У Архипа Ивановича, помимо перечисленных выше заслуг и достоинств, была мечта, создать общество, которое оказывало бы материальную и моральную поддержку отдельным художникам и различным художественным организациям. Эту мечту ему удалось предварить в жизнь, такое общество было создано в 1908 году. Его материальной основой стали деньги Куинджи, кроме этого Архип Иванович пожертвовал обществу свое огромное имение в Алупке, с условием, что оное имение в случае закрытия общества перейдет в распоряжение Академии художеств. Так и случилось. Общество просуществовало до 1931 года, затем часть имения перешла Академии Художеств и там долгие годы была расположена база для художественной студенческой практики. Не доходя метров 150-200 до дворца, оказываемся возле источника — фонтана “Трильби”.
Фонтан был построен в 1829 году. На его барельефе изображена сцена охоты на выдр. Картинка знакомит нас с временами когда английские аристократы, забавы ради, устраивали охоту на выдр. Выбор такой сцены для барельефа фонтана характеризует графа Воронцова, как англомана. Кто же он — Граф Воронцов? Что за дворец нам предстоит увидеть? Западный вход во дворец: две массивные башни, толстые каменные стены с зубчатым завершением, узкие бойницы. Перед нами — средневековый европейский замок. Проходим во двор.
Северный фасад Воронцовского дворца имеет вертикальные выступы, и широкие окна-эркеры. По стилю исполнения данная часть дворца относится к английской тюдоровской архитектуре XVI века. Готические элементы гармонично вплелись в архитектурные изыски эпохи Возрождения.
Южный фасад дворца выполнен в Мавританском стиле ( Мавританский стиль, «стиль сарацинов», «стиль мореск» – возник в Арабском халифате. Наивысшего расцвета достиг в XIII – XIV веках в Испании и Индии). Как мы видим в архитектуре дворца сочетаются аристократическая холодность Англии (стиль Тюдор) и восточные мотивы (стиль мореск). Остается только восхищаться работой архитектора, совместившего в архитектуре два таких непохожих стиля. Воронцовский дворец в Алупке — уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма первой половины XIX века, летняя резиденция видного военного государственного деятеля России графа М. С. Воронцова, генерал-губернатора Новороссии.
Михаи́л Семёнович Воронцо́в (1782—1856) — российский государственный деятель, граф, а с 1845 года светлейший князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант; почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1826); Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор (1823—1844). Способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. М. Воронцов был инициатором развития в Крыму табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В это время стали ходить по Чёрному морю первые пароходы, в Крыму строилась первая шоссейная дорога. В 1844—1854 наместник на Кавказе. Михаил Воронцов, будучи сыном русского посла в Англии Семёна Романовича Воронцова и Екатерины Алексеевны, урождённой Сенявиной, получил блестящее домашнее воспитание и образование. Уже с пеленок ему прочили блестящую военную карьеру: грудным ребёнком был записан в бомбардир-капралы лейб-гвардии Преображенского полка, а 4-х лет от роду произведён в прапорщики. В 19 лет М.Воронцов приезжает в Россию для несения военной службы. Имеет массу наград. Награждён орденом св. Георгия 4-го кл. № 650 “За отличное мужество и храбрость, оказанные во время осады крепости Эривани при отбитии неоднократных вылазок персиян”; орденом св. Георгия 3-го кл. № 228 “В воздаяние отличных подвигов мужества и храбрости, оказанных при поражении турецких войск в сражении при Виддине 19-го октября”; орденом св. Георгия 2-го кл. № 64 “За отличие в сражении при Краоне”. Генерал-губернатор Новороссии Граф Михаил Воронцов в 1824 г. приобрел земли в районе Алушты у потомков семейства Ревелиоти. Всего семье Воронцовых, благодаря стараниям генерал-губернатора, принадлежало около двух тысяч десятин крымской земли. Семья владела участками в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на яйле. Для строительства дворца в Алупке начали подбирать мастеровых всех строительных специальностей: каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров из числа крепостных и вольнонаёмных рабочих. Также требовались садовники, и конечно же, архитектор.
09804Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011 В 20-гг. XIX века были начаты планировочные работы на территории будущего парка. Проделана колоссальная работа, ведь на месте парка когда-то были лишь обломки диабазовых скал! Чернозем для парка завозили с Украины и Ай-петринской яйлы и в корзинах разносили по склонам. На 40 гектарах очень сложного рельефа было высажено свыше двухсот видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Двадцать девять мешков разноцветных морских камешков привезли из Коктебеля для дорожек парка. Из истории создания парка: «В конце ноября 1824г. в Алупке появился немецкий садовник Карл Август Кебах, он сразу же занялся планировкой территорий и посадками. Основным источником поступления саженцев являлся Никитский Ботанический сад, именно оттуда были привезены первые виноградные лозы, оливки, фруктовые деревья и очень много кипарисов, к середине XIX в флора парка имела более 270 видов кустов и деревьев. Директор Ботанического сада Н. А. Гартвис, создавший уникальную коллекцию роз помог украсить парк редкими сортами этих дивных растений. Совершенно неожиданные результаты дали опыты по приживлению калифорнийской магнолии в открытом грунте , высаженные в 1830г. , они уже через несколько лет превратились в деревья, цветущие на открытом воздухе». Ф. Эльсоном заложен фундамент главного корпуса. Но у заказчика в то время еще не было уверенности в том, что же он все-таки хочет. Единственное, что Воронцов знал, на тот момент, что и парку и дворцу быть. Первый Воронцовский дворец в экскурсионную программу не включен, хотя он стоит в ста метрах от главного входа в основной дворцовый комплекс. Показывать там, собственно говоря нечего, так как он перестроен, горел и лишился своих интерьеров. Но некогда это было весьма интересное сооружение. Строил его Ф. Эльсон — первый из квалифицированных европейских архитекторов, работавших на Южном берегу Крыма. Сохранившееся в старых описаниях название «Восточный павильон» прижилось неспроста. “Восточный павильон” отделан в восточном стиле, в его строительстве учтены местные архитектурные традиции. Это была достаточно основательная постройка: два этажа, над ними башня, 18 комнат, вокруг галереи с деревянной резьбой. На старинных гравюрах это здание впечатляет. Для постройки “нового” дворца выбор Графа Воронцова пал на архитектора Франчесо Боффо, строящего в то время дворец Графа в Одессе и Томаса Харрисона, английского архитектора. Проектные работы проводились почти четыре года (с 1825 по 1828). И в январе 1829 года были начаты подготовительные работы. К 1831 году уже готовы фундаменты и выложена первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. Однако, внезапно в июне 1831 г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, поступило распоряжение о временном прекращении строительства. Воронцов по каким-то ему одному ведомым причинам решил кардинально изменить проект. В результате дворец в Алупке был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). Блор разработал проект в короткий срок, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов по новому проекту, под наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта. Сам Блор так ни разу и не посетил дворец. Строительным материалом служил диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски под стать цвету гор и вечнозеленой растительности — брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твердый по своей природе камень, почти в два раза тверже гранита, и очень капризный в обработке. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы проводились вручную примитивными инструментами.
Дворец строился с 1828 по 1848 год. Об этапах строительства, людях тем, или иным образом причастных к этому грандиозному строительству рассказывается в самом начале экскурсии по дворцовым залам, теперь уже Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника. Музей дворянского быта был открыт в 1921 году. С 1945 по 1955 гг. дворец использовался в качестве правительственной дачи. С 1956 — музей. С 1990 г. — музей-заповедник. Дворцовый комплекс в Алупке состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, — центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.
Особо хочется сказать о библиотечном корпусе, тем паче, что в настоящее время, экскурсий в библиотеке не проводят. Библиотека Воронцовых сохранилась частично и насчитывает около шести тысяч книг, рукописных нот, архитектурных чертежей и графических карт. Наибольший интерес представляет политическая литература периода Великой французской революции 1789 г. - издания французских писателей Дидро, Вольтера, собрание речей, произнесенных в английском парламенте, русские издания конца XVIII - начала XIX вв.
Основная экспозиция создана в парадных залах первого этажа центрального и столового корпусов, сохранивших свое декоративное оформление. Экспозиция дает представление о дворцовых интерьерах 1830 -1840 годов и соответствует характеру архитектурного памятника. В экспозицию входит восемь парадных комнат, каждая из которых имеет свое художественно-образное решение. В соответствии с декоративным оформлением и назначением комнат интерьеры дополнены произведениями живописи и скульптуры, художественной мебелью, изделиями из фарфора, бронзы, малахита, хрусталя и другими предметами прикладного искусства. Собрание музея составляет свыше 11 тыс. экспонатов. Наибольшую ценность представляют живописные произведения русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в редкой технике - черной манере, гарнитуры мебели, изготовленные русскими крепостными и английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы известного французского бронзовщика Томира и русских фирм.
1. Парадный кабинет
Декоративной отделкой напоминает английские интерьеры XVI века. В украшении использовано дерево: дубовые профилированные панели, двери, дубовая обшивка окна-эркера, лепной потолок своей раскраской имитирует дерево. Благодаря деревянной отделке в кабинете царит тепло и уют.
Живописные полотна, украшающие кабинет созданы в эпоху патриотического подъема в России.
2. Китайский кабинет (малая гостиная)
Стены Китайского кабинета украшены богатейшей резьбой по дереву и рисовой соломкой, вышитой шелком и бисером. Лепщики с необычайным искусством отделали потолок под дерево, выполнили сложный рельефный орнамент. Крепостные вышивальщицы шелком и бисером украсили соломенные циновки на стенах.
В этой гостиной большая часть мебели изготовлялась в алупкинской столярной мастерской. Круглый гостиный и дамский рабочий столики из волнистой березы, массивные дубовые кресла и стулья с инициалами владельцев дворца хорошо сочетаются с дубовой отделкой всей комнаты.
В период Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав (февраль 1945) дворец в Алупке был представлен английской делегации во главе с премьер-министром Уинстоном Черчилем. Личными апартаментами премьер-министра были Парадный и Китайский кабинеты, соединенные Ситцевой комнатой. В Китайском кабинете размещена экспозиция, посвященная 130-летию со дня рождения Уинстона Спенсера Черчиля (1874-1965).
3. Ситцевая комната
Получила свое название по отделке стен, обтянутых ситцем, который сохранился до наших дней с первой половины XIX века. Стены украшены пейзажной живописью.
4. Вестибюль
Служил парадным входом во дворец и оформлен по типу английских холлов XVI века. Вестибюли обычно сооружались в центре здания и соединялись дверьми со всеми окружающими помещениями. Внутренняя отделка отличается строгостью и сдержанностью. Массивный дубовый потолок имеет рельефный узор из переплетающихся декоративных тяг, имитирующих средневековые конструкции — нервюры; дубовые панели орнаментированы трехлопастными готическими арочками.
Живописные полотна придают вестибюлю парадности и торжественности.
Вестибюль имеет два входа и два тамбура, характер отделки которых соответствует оформлению фасадов. Стены и потолок южного тамбура затянуты персидскими вышивками. Они выполнены Ага Бозорхом из города Решта в нач XIX века и являются уникальными произведениями иранского искусства. На парных портретах изображен Фетх Али — персидский шах (конец XVIII первая треть XIX вв.).
5. Голубая гостиная
Название получила по цвету стен и потолка. Очень отличается отделкой от всех других комнат.
Стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов. С отделкой стен великолепно сочетается камин из белого каррарского мрамора, украшенный растительным орнаментом.
Фрагмент экспозиции. Интерьер Голубой гостинойАлупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Голубая гостиная; Гарнитур светлой гостиной мебели выполнен в стиле позднего русского классицизма крепостными Воронцова в 20-е гг. XIX столетия. Гарнитур светлой гостиной мебели выполнен в стиле позднего русского классицизма крепостными Воронцова в 20-е гг. XIX столетия.
Убранство зала дополняют две фарфоровые вазы (бывший императорский фарфоровый завод в Петербурге, ныне завод им. Ломоносова), канделябры на камине (первая пол. XIX века).
Голубая гостиная могла служить домашним театром, в ней последний раз в своей жизни выступал великий актер М.С. Щепкин (1788- 1863).
В 1998 году во дворце пел Ф.И.Шаляпин, играл Рахманинов, а в 1960 -х гг. бывал украинский поэт-демократ С.В. Руданский.
6. Зимний сад
В первой пол. XIX века было модным устраивать в северных дворцах и богатых особняках. В зимних садах выращивались редкие тропические растения (н.р. араукарии высокие, родина которых остров Норфольк близ Австралии).
Беломраморная скульптура — непременное украшение зимнего сада.
7. Парадная столовая
В отделке парадной столовой применяются те же декоративные приемы, что и в вестибюле. Но здесь резьба по дереву отличается большей нарядностью и придает залу праздничность. В орнаменте резных дубовых панелей, потолка, наддверных украшений просматриваются мотивы, характерные для поздней готики.
Обстановка парадной столовой выдержана в характере ее отделки: обеденный стол из красного дерева, сервант, отличающийся богатством декоративной отделки, ванночка для охлаждения вин, выполненная в форме античного саркофага (Англия, пер. пол. XIX века).
8. Бильярдная
Принципы отделки тот же, что в вестибюле и столовой. Украшенный резьбой и инкрустацией гостиный гарнитур орехового дерева (Англия, сер. XIX века), ломберный столик красного дерева (Англия XVIII век). Скромные стены бильярдной — без художественной отделки, как-будто предназначены для развешивания живописных полотен.
Через дверь Зимнего сада выходим из дворца и оказываемся перед его Южным фасадом.
От Северной стороны дворца его южная часть отличается тем, что выполнена в мавританском стиле. Центр ее композиции - глубокая сводчатая ниша-экседра, обрамленная затейливым порталом, характерная для мусульманской архитектуры. Свод декорирован богатейшим лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции, по фризу протянулась надпись на арабском языке: «И нет победителя, кроме Аллаха». Мотивы южного фасада Воронцовского дворца, вероятнее всего, следует искать в индийском зодчестве эпохи великих Моголов, парадных постройках Агры и Дели XVI - XVIII вв.
В глубине южной экседры видна широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную. На уровне второго этажа устроены три легких балкончика. Слева и справа от ниши-экседры — два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, стоящие на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. По сторонам от центральной ниши южные фасады снова обретают черты стиля Тюдор. Три пары львов, охраняющих ведущую к морю лестницу, завершают уникальную архитектурную композицию дворца.
Скульптуры львов: спящих, пробуждающихся и бодрствующих, выполнены под руководством великого скульптора Боннани, причем бодрствующие львы являются копией композиции Антонио Кановы, украшающей в Риме гробницу Папы Римского Климента XII.
О львах в Крыму хочется отметить: «Любят их крымчане!». Фасад дворца высится над обширнейшими парковыми террасами, спускающимися по склону, это — южная часть парка. Фонтаны, водные каскады, пруды, водопады украшают парк и по сей день. На площадке перед библиотечным корпусом стоит пятиструйный мраморный фонтан в виде двух чаш с гофрированным краем и квадратным бассейном. Недалеко от него установлена копия бахчисарайского Фонтана слёз «Сельсибиль».
Каменная лестница влечет нас на площадку под восточное крыло дворца, здесь уютно примостился фонтан «Источник Амура», выполненный в виде горельефа. У западной части террасы у подпорной стены стоит фонтан в форме лиры с круглым бассейном. По оси дворца вторую и третью террасы соединяет подковообразная лестница, между ее маршами устроен самый монументальный из алупкинских фонтанов - «Раковина», выполненный из розоватого мраморовидного известняка. Фонтаны - самая прелестная из малых архитектурных форм, разбросанных вокруг дворца и по парку. Традиция почтительного отношения к воде в Крыму насчитывает очень много лет. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, богоугодным. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях сохранилось немало старинных фонтанов. Можно их увидеть и на улицах старой Алупки. И в завершение статьи привожу, понравившиеся мне стихи об Алупке казанской поэтессы Елены Бурундуковской.Алупка Алупка, Мисхор, пионерское детство. Еще не понять ничего о любви. Все ясно. И нету в природе злодейства Коварней, чем взгляды бросать и ловить. *** На завтрак в окошко цветок олеандра. Лаврушкой пропах кипарисовый мрак. И разве преграда – живая ограда В приправленных вольной отравой мирах! Мятежной мечты надувной пароходик Ветрами Тавриды врожденной надут. Небесные лайнеры морем проходят. Небесные лайнеры мoрем идут. Подкошены, вялятся сутки снопами. И осень маячит со всей маетой. Останется фото с русалкой на память. Останется фото в обнимку с мечтой.
Елена Сунгатова. Март 2011
Смотреть все фото ->
Комментарии
Трильби - кличка собачки
Еще примечательнее фонтан
Очень хотела увидеть фото
Фото внутренних покоев нет,
У Вас ошибка в подписи к