Путевые заметки. Симферополь

Так получилось, что мое знакомство с Крымом началось именно с этого музея. Два часа осмотра экспозиционных залов Этнографического музея дали мне несказанно больше, чем любой путеводитель по Крыму, а именно представление о крае через характеристику людей, проживающих на его территории.

В Этнографическом музее сосредоточена наиболее полная информация по этнографии и культуре народов Крыма. Благодаря этому он является своего рода “моделью” Крыма — обширным путеводителем по его народам и культурам. Крымское республиканское учреждение “Этнографический музей” был основан в 1992 году. И на сегодняшний день является одним из ведущих культурно-просветительных учреждений АРК. Музей ведет активную научную работу по изучению культуры народов Крыма. Коллекция насчитывает более десяти тысяч единиц хранения. На базе музея создан Информационно-методический центр межкультурного просвещения и толерантности. В стенах музея проходят семинары. научно-практические конференции, круглые столы, мастер-классы, фольклорные праздники и интерактивные лекции для ознакомления с этнической историей Крыма.
Мозаика культур Крыма
Осмотр музея начинается с постоянной выставки “Мозаика культур Крыма”. Ее выставочная площадь составляет 500 кв.м. В экспозиции выставки представлена хозяйственная деятельность, материальная и духовная культура. Посетители могут ознакомиться с праздниками, традициями, обрядами девятнадцати народов Крыма: Армян, белорусов, болгар, греков, евреев, итальянцев караимов, крымских татар, крымчаков, мордвы, швейцарцев, немцев, поляков, русских, украинцев, французов, цыган, чехов и эстонцев. В первом зале дается уникальная возможность проследить “Этническую историю Крыма в керамических фигурках” от античности до нового времени.


Автор идеи: Ю.С.Вайсенгольц. Работа над проектом велась с 1993 года. В разные годы над реализацией проекта работали: Л.Григорьева, Ю. Лаптев, О Савинова, С. Эминова, Л.Абдурешитова, С. Эдемова. Научные консультанты: А.Герцен, И.Ачкинази, И.Храпунов, М.Араджиони. Координатор выставки: Юрий Лаптев.

Основная экспозиция рассказывает об интересных особенностях каждого народа, о том, что объединяет их культуры. Перед нами — фрагменты интерьера с мебелью, посудой, хозяйственной утварью. Традиционная народная одежда и ее элементы: вышивка и пр. Документы, фотографии, книги, музыкальные инструменты, орудия труда.


Также ведется рассказ о народных праздниках, обычаях и обрядах народов Крыма: Греческое Рождество и Новый год; армянские “Смотрины”; крымскотатарское наречение именем ребенка; чешское воскресное чаепитие; французский “День ландыша”; болгарские праздники “Баба Марта” и Новый год “Сурва”; белорусский обряд “Женитьба Камина”; русский родильный обряд; украинский Святой Вечер; еврейская Пасха “Песах”. В музее представлена информация о 21 народе Крыма, формат статьи не позволяет рассказать о каждом из них, да это и не самоцель публикации. Мне хочется на примере случайной выборки показать, как в музее рассказывается о каждом народе. Это далеко не полный, позволю себе повториться, а выборочный рассказ.
Комплекс “Белорусы Крыма”

История белорусов на территории Крыма прослеживается с конца XVIII века. Среди первых белорусских поселенцев были “панцирные бояре” — вольные военные люди, приравненные в правах к “малорусскому” казачеству, расселившиеся на свободных землях Таврической губернии 1786-1788 гг. С XVII — по 30-е гг. XX века белорусы занимаются садоводством, табаководством, “отхожими” промыслами (рубка дров, ломка камня, выжигание древесного угля). После отмены крепостного права в 1861 году в Крым прибывают переселенцы из числа отпущенных на волю крестьян. В годы Крымской войны 1853-1856 гг. защищают Севастополь. В 1920-30 гг. в Крым прибывают переселенцы из Минской, Гомельской и Витебской областей. В годы Великой Отечественной войны стояли на защите Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Новый поток переселенцев происходит в 1950-е гг, за счет них и образовалась основная масса белорусского крымского населения. Места компактного проживания белорусов на территории Крыма:с.Широкое Симферопольского района, с. Марьяновка Красногвардейского р-на, с Ишунь и Воинка Красноперекопского р-на. Отдельные семьи проживают почти во всех районах и городах Крыма. Белорусы объединяются в общественную организацию Союз белорусов Крыма, являющегося правопреемником Крымского белорусского культурно-просветительного общества, созданного в апреле 1991г.
Комплекс “Эстонцы Крыма”

Первые эстонцы поселились в Крыму в 1861 году. Это были в основном безземельные крестьяне, посему обосновывались на свободных землях. Так образовались крупные эстонские села: Замрук, Учкую-Тархан, Джурчи, Кончи-Шавва, Сырт-Карак-Чора, Боз-Гоз, Джага-Кущи.

В 1917 году было создано 7 эстонских обществ. В годы гражданской войны общественная деятельность была прекращена. Позже начались репрессии, депортации, высылки. Ликвидировались богатые эстонские села. Спустя 75 лет эстонские общественные организации возобновили свою работу. В апреле 1997 года было создано Крымское эстонское общество культуры.
Комплекс «Чехи Крыма»

Первые поселения чехов в Крыму относятся к 60-м гг. XIX века, когда началось массовое переселение безземельных чешских крестьян из Богемии и Моравии в Таврическую губернию. В 1963 г. на месте поселения Джарда, покинутого жителями после окончания Крымской войны, чехами было основано поселение Богемка. 1826-64 гг. на месте селения Биаай-Кемельчи вместе с немцами чехи основали поселок Александровка. Вскоре, в этом же, Перекопском уезде возникло поселение Царекевич, и Табор. По вероисповеданию чехи — католики.

Занимались земледелием и животноводством. Наиболее развитые отрасли земледелия: хлебопашество, садоводство и овощеводство. Большое внимание уделялось разведению крупного рогатого скота, птицеводству и свиноводству. В колониях были мастера-ремесленники: портные, каретники,, строители, плотники, мебельщики. Дома чехи строили из кирпича, крыши покрывали черепицей. Дом состоял из 5-6 комнат: кухня-кладовая, соединенная с горищем деревянной лестницей, пристроенная веранда, прихожая, зал и несколько спален (по количеству членов семьи). Под одной крышей с домом располагалась и мастерская-амбар, где хранили зерно, с/х инвентарь, стоял верстак с инструментами. В 1992 г. образовалось Крымское культурно-просветительное общество чехов ”Влтава”.
Комплекс «Немцы Крыма»

Первые немецкие колонисты в Крыму появились в 1787-1788 гг. Это были “данцигские поселенцы”, большинство которых вскоре покинуло Крым. Оставшиеся немцы занимались ремеслом и поденной работой. В дальнейшем переселение немцев приобрело организованный характер: ежегодно 200 семей из Германии выезжали в Крым на основе предварительного отбора и поселялись на побережье. В начале XIX века образовались колонии в Судаке, Отузах, Цюрихтале, Фридентале, Гейльбурне. Селились и в городах, где занимались ремеслом и торговлей. Они вели обособленный образ жизни, избегая широких контактов с населением, что объяснялось особенностями вероисповедания (католицизм и протестантизм). В 1841 году немецкие колонии в Крыму владели десятью тысячами десятин земли и продолжали расширяться. К концу XIX века хозяйства немецких колонистов производили около трети товарного зерна, выращиваемого в Крыму. Отличались зажиточностью. К 1913 году численность немецкого населения Крыма превысила 40 тысяч человек. В годы Первой Мировой войны часть немцев была выслана в Поволжье. Во Время Великой Отечественной войны в течение нескольких дней из Крыма было выслано свыше 60 тыс. немцев. С 1991 года началась работа по обустройству репатриантов, созданию условий для возрождения национальной культуры. В Крыму действует Республиканское общество немцев Крыма “Видергебург”. Отдельным экспозиционным комплексом представлены схемы и картограммы этнического состава населения Крыма по данным переписей 1897, 1926, 1939, 1970, 1989, 2001
«Крымский ларец»

Самая зрелищная экспозиция Этнографического музея занимает небольшой зал на втором этаже. Ознакомиться с ней, я настоятельно рекомендую. Выставка “Крымский ларец” содержит в своей экспозиции уникальное собрание Этнографического музея — коллекцию ювелирных украшений.



Она включает крымскотатарские, армянские, крымчакские женские пояса, навершия на фес, нагрудные украшения конца XIX нач. XX вв. Эти предметы сделаны из имеющих значительную материальную ценность драгметаллов и представляют собой настоящие произведения искусства, ранее практически не экспонировавшиеся. Они потрясают изяществом исполнения, своеобразием орнаментальных мотивов. На выставке есть пояса, представляющие промысел, которому более 1000 лет — кубачинские. Наряду с ювелирными изделиями демонстрируется художественный текстиль, украшенный вышивкой с использованием золотой и серебряной нитей.



Здесь же можно увидеть коралловое намисто, медный дукач и пр.



На выставке представлены ювелирные изделия современных мастеров — Евгения Мельниченко и Изета и Инвера Аблаевых, которые возрождают ювелирное искусство Крыма. Фотоматериалы из фондов крымских музеев дополняют выставку.

Проект реализован при поддержке Посольства США и республиканского комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан о чем гласит выгравированная надпись на памятной табличке у выхода из экспозиции.
Музей русский самовар

Два зала первого этажа Этнографического музея заняты экспозицией “ Музей русский самовар. Традиции чаепития.” Здесь представлены экспонаты коллекции Этнографического музея. В основе этого собрания лежит, приобретенная музеем коллекция Ю.К.Наскрипняка (1951-2007). Она включает в себя самовары наиболее известных фабрикантов: Баташевых, Капырзина, Тейле, Шемариных, Ваныкиных, Аленчикова и Зимина, Шапошникова и т.д.

Разнообразна форма самоваров: “банка”, “рюмка”, “шар”,”ваза”, “яйцо”, “желудь”, “дуля”, “репка” и их разновидности. Объем их также различен от самых маленьких емкостей до 200 граммов до 20 литров. Коллекция датируется сер. XIX — сер. XX вв. В экспозиции рассказывается о культуре чайной церемонии в России. Показан интерьер Чайной кон. XIX — нач. XX вв. и магазина товаров для чайной церемонии. Выставка украшена фотографиями и живописными полотнами, в лучших музейных традициях.

И последний зал, который я осмотрела — это зал, где проводятся всевозможные выставки современных художников и мастеров. 11 марта 2011 года здесь открылась выставка “Мир кожи”. На ней были представлены украшения, панно и пр. предметы ДПИ, выполненные в технике кожаная пластика.

Елена Сунгатова. Март 2011