Города, как люди, — у каждого своя неповторимая история, судьба. Хотя я и начала знакомство с Евпаторией с улицы Фрунзе, ведущей от бювета к морю, с заходом в дендропарк и Аквариум, все же наиболее полное представление о городе и его многовековой истории дает главная площадь города - Театральная.
Оформление площади, обрамление ее ценными объектами культуры, памятниками архитектуры, ассоциируется в моем воображении с открытой книгой, ведущей свой рассказ сквозь глубину столетий.

Евпатория. Февраль 2011; В 2003 году Огонь для нее доставил из Греции. Зажгли в церкви святого Дионисия жители города Закинтос – побратима Евпатории. Доставил этот огонь большой десантный корабль «Константин Ольшанский» Военно-морских сил Украины. Огонь символизирует связь Евпатории с Древней Элладой.
В память о греческих корнях основателей города на Театральной площади горит Священный огонь богини домашнего очага Гестии. В 2003 году, к 2500-летию Евпатории, его доставили из греческого города-побратима Закинтос.
В IV веке до н.э. греки-колонисты основали Керкинитиду. Сто колонистов, выходцев из Ионии, во главе с предводителем - ойкистом, предположительно по имени Каркинос, прибыли на Крымский берег. Греков привлекли бухта, плодородные земли и обилие строительного материала. По поводу названия “Керкинитида” до сей поры идут споры. Сторонники одной версии вещают, что название городу дало имя ойкиста - Каркина. Другие считают, что “каркинос” в переводе с древнегреческого означает “рак” или “краб”, название - “Крабий город” получил из-за изобилия крабов в море. Со временем (кон. IV -нач. III) название Каркинитида трансформировалось в Керкинитиду. Произошло это изменение из-за суеверия греков, “каркинос” в древности обозначал смертельную болезнь - рак. Первое упоминание о городе Керкинитида встречается в труде "История" Геродота Геликарнасского, древнегреческого историка (ок. 490-430 до н.э.).

Евпатория. Февраль 2011; Первое упоминание о городе Керкинитида в труде Геродота "История"
Современные постройки Евпатории на Карантинном мысу, между улицей Дувановской и портом скрывают от глаз остатки города Керкинитиды - рабовладельческого города-государства. В районе городского театра и на прилегающих к нему улицах находился некрополь жителей Керкинитиды.
Возле краеведческого музея в апреле 2000 года во время реконструкции улицы Дувановской были обнаружены остатки круглой сторожевой башни, кладки оснований оборонительных стен и жилых помещений. Сегодня этот археологический раскоп можно лицезреть под стеклом пирамиды, водруженной над ним.

Евпатория. Февраль 2011; на улице Дувановской
Для привлечения туристов к этому объекту в частности, и к музею, в целом рядом, рядом с пирамидой установлены каменные бабы (бал-балы) из запасников музея, а у входа в краеведческий музей стоят две пушки и лежит якорь.
Находки при раскопе Керкинитиды составляют значительную часть археологической коллекции краеведческого музея Евпатории.
Древние греки, основав город в Крыму, привезли сюда обычаи, верования, культуру. В Керкинитиде и ее округе они продолжают почитать героя Геракла поклоняются Деметре, Афродите, Эроту, Гермесу и другим представителям греческого пантеона. Примером тому служат экспонаты городского музея и скульптура “Отдыхающий Геракл”, возлежащая на набережной Евпатории.
По древнему преданию Геракл, перегоняя быков великана Гериона, прибыл в Скифию. Пока о спал, укутавшись в львиную шкуру, у него умыкнули коней. Похитительницей оказалась полу-женщина-полу-змея. Коней она вернула только после рождения от Геракла трех сыновей - Агафирса, Гелона и Скифа. Уходя Геракл оставил матери своих сыновей лук и пояс, с подвешенной к нему золотой чашей и наказал ей: “Когда увидишь, что кто-то из сыновей сможет натянуть мой лук и подпоясаться поясом, как делаю это я, сделай его жителем этой страны. Того же, кто не сможет сделать этого, - вышли”. Только младший из братьев - Скиф, унаследовал от отца силу и сноровку, он то и остался в стране правителем. От Скифа пошла династия скифских царей.

Евпатория. Февраль 2011; Правитель Понтийского царства, освободив во II веке до н.э. Керкинитиду от Скифов, основал крепость Евпаторион
На рубеже III-II вв. до н.э. территория Северо-Западного Крыма становится ареной столкновений интересов скифских племен и античных государств. Одна за другой следуют продолжительные греко-скифские войны. Правитель Понтийского царства, Митридат VI Евпатор (132-63 до н.э.), освободив во II веке до н.э. Керкинитиду от Скифов, основал крепость Евпаторион. Население Евпаториона: греки и скифы-земледельцы. Приблизительно, с середины III века н.э. следы поселений в степном Крыму исчезают.

Евпатория. Февраль 2011; Султан II Мехмет основал г. Гезлев (ныне Евпатория)
В конце XV века турки захватили Крым. На руинах Керкинитиды во времена хана Тохтамыш-Гирея стояло небольшое татарское селение “Гезлюев”. Название селения турки слегка видоизменили и перенесли на возводимый ими город - Гёзлёв. Основателем Гёзлёва стал Султан Мехмет II Фатиха (1432-1481).
Город Гезлев был крупным портом и первым пунктом Крыма на пути из Константинополя. После долгого рейда мореплаватели с нетерпением ожидали встречу с городом. Исходя из этого становится понятным, почему город имеет такое название. В дословном переводе с турецкого языка “Гезел-ев” - “гезле” - ожидай и “ев” - дом - “Ожидай дом”. Существует еще несколько толкований названия города (“цель на дом”, “ дом с глазами”).
В XVIII веке сотни кораблей стояли рейде в порту Гезлева. Город обнесен каменной крепостной стеной с оборонительными башнями и пятью крепостными воротами. Одними из них были Одун-базар-капусу (ворота Дровяного базара), размещавшиеся по восточной линии крепостных стен. От них дорога вела в Бахчисарай, столицу Крымского ханства. Одун-базар-капусу имели перекрытие в виде полуциркульного свода на пяти подпружных арках. Внутренние стены проезда были расчленены тремя асимметричными нишами с полуциркульным сводом. Ниши вели вглубь кладки и служили помещениями для крепостной стражи. В средние века над воротами возвышалась башня.
В 1773 году в городе насчитывалось пять тысяч домов, христианская церковь, несколько мечетей (к 1801 году их стало одиннадцать). До наших дней сохранилась уникальная градостроительная планировка средневекового Гёзлёва.
Мечеть Джума-Джами
В 1552 году знаменитый архитектор Синан приступил к созданию мечети в Гезелеве. Об этом свидетельствует надпись над главной, северной дверью мечети. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что султан Сулейман отозвал Синана из Гезлева в Константинополь для сооружения собственной мечети. Архитектор не торопился покидать Гезлев, но получив напоминание от султана об истории 100-летней давности, когда зодчий Аяз был казнен за медленное исполнение Указа султана, тотчас же отбыл в Константинополь. Гезлевская мечеть достраивалась учениками Синана, дата окончания ее строительства доподлинно не известна. Мечеть носит название Хан-Джами, часто ее называют мечеть Джума-Джами, что в переводе означает “Святая пятница”. В Гезлевской мечети происходило посвящение в ханы. Крымских ханов назначал турецкий султан (ханство с 1475 года было вассалом Османской империи), и новый хан, получив фирман — право на ханство, и покинув Стамбул, сразу в Бахчисарай не направлялся, а сойдя с корабля в Гезлёве, следовал в мечеть Джума-Джами, где объявлял подданным о своих правах на ханство. После чего отправлялся в столицу ханства Бахчисарай. В древнем акте, хранящемся в мечети, указаны имена 18 правителей. Мечеть Хан-Джами представляет собой центрально-купольное сооружение, в плане приближающееся к квадрату, увенчанное центральным куполом и одиннадцатью малыми куполами различными по высоте и диаметру. Центральный купол прорезан пятнадцатью широкими окнами. Стрельчатые, полукруглые и круглые окна освещают интерьер мечети.
У мечети три входа:западный, восточный и северный. С запада и востока к мечети примыкают два восстановленных 35-метровых минарета.С Балкона наверху(шерфе) муэдзин призывает верующих на службу. В Советское время, с 1929 года мечеть была передана в ведение музейных органов. В 1990 году в Хан-Джами был возобновлен молебен.
В 1768 г вспыхнула первая русско-турецкая война за господство на Черном море. В 1777 году русская армия по просьбе крымского хана Шагин Гирея заняла основные населенные пункты Крымского п-ва, в т.ч. Гезлев.

Евпатория. Февраль 2011; По Указу Екатерины Великой в 1784 году г. Гезлев переименован в Евпаторию
По Указу Екатерины Великой в 1784 году г. Гезлев переименован в Евпаторию. О сем рассказывает герб города и барельеф Екатерины II на площади.
Здесь же на площади расположена Городская публичная библиотека, административные здания и городской театр.

Крым. Евпатория. Февраль 2011; Два льва охраняют вход в Городскую публичную библиотеку, (быв. библиотека имени Императора Александра II) в Евпатории (АР Крым, Украина). Основана С. Э. Дуваном в начале XX века.