Фото №958755. Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана С 30 мая по 14 июля 2019 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан работает выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана». Для экспонирования представлены работы из собрания Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани (Москва) и частных коллекций. Выставки, привозимые в Казань Фондом Ш. Марджани, объединяет этническая направленность. В этот раз казанский зритель имеет возможность приобщиться к культуре Дагестана, через произведения художников познать национальную самобытность сурового горного края.
Дагестан - "неприступная страна оружейников и кольчужников", страна мастеров по изготовлению холодного оружия и доспехов, драгоценной серебряной посуды, женских украшений, родина "златокузнецов", ремесленников в резьбе по камню, дереву, обработке кости и др. В экспозиции нет предметов быта, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров, но информация эта зашифрована в новаторских работах современных художников Дагестана. Все художники очень разные, их объединяет планетарное мышление и взгляд на общечеловеческие ценности.
«Transformatio. Современное искусство Дагестана» представлено такими именами как: Магомед Кажлаев, Аладдин Гарунов, Ибрагимхалил Супьянов, Апанди Магомедов, Эдуард Путерброт, Таус Махачева, Наталия Мали, Мурад Халилов.
Фото №958775. Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана Фото №958705. Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана в ГСИ ГМИИ РТ Фото №958670. Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана в ГСИ ГМИИ РТ В экспозиционном пространстве состоялась встреча с художниками-участниками выставочного проекта.
Аладдин Гарунов, родом из Дагестана, уже много лет живет в Москве, часто в своем творчестве обращается к теме Дагестана. Он считает, что "надо, все-таки, не быть закрытым в национальной идентичности художником, а быть и национальным, и мировым одновременно... работать на уровне современного мирового искусства». В работах, привезенных на выставку, он соединяет этнические мотивы Дагестана с живописью.
Фото №958574. Аладдин Гарунов — Объединяю в своих работах такие проблемы как этнос, техно, проблемы исчезающих малых культур, например, дагестанской, с проблемой глобализации. Для этого в одной работе соединяю в целое живопись с куском ковра, металлом, мехом, резиной.... Тема и форма подсказывает, что и с чем соединять - делится художник.
В связи с вышесказанным, актуален техногенный пейзаж, выполненный с добавлением резины и брезента — «Пейзаж», 2018, Аладдин Гарунов.
Фото №958700. Пейзаж. 2018. Аладдин Гарунов / Идущая к горе. 2006. Магомед КажлаевИз серии «Этно-техно»; холст, акрил, резина; собственность автора / из цикла «Горянки», холст, масло; собственность автора
«На убой», 2018, А. Гарунов
Сюжет, изображенный на картине, "нашёл" художника на дагестанской дороге. Пройти мимо он не смог:
Фото №958610. Фотография. Автор неизвестен. Вторая половина XX века — Так вести на убой скот могут люди, потерявшие свои корни. Ради денег, наживы они набивают в грузовик огромное число коров, тех, кто не поместился, подвешивают за бортом. Это жестоко и безнравственно. Создавая произведения, я не забываю о том, что это д.б. не литературное высказывание. Не конкретно, а иносказательно довожу до зрителя информацию. Если говорить прямолинейно, то произведение будет слабым — считает Аладдин Гарунов — rартина написана не традиционным академическим способом, а в форме, скорее, упрощенной, ближе к трафарету, как СМИ, газета. Там дают некую маленькую информацию быстро, также как моя техника живописи в этом произведении.
Жестокость в обращении со скотом, А.Гарунов, стыдливо прикрывает ковром.
— Я навесил на эту жестокость ковёр, - рассказывает Аладдин - его с любовью ткут женщины из шерсти животных.
Фото №958585. На убой. 2018. Аладдин Гаруновиз серии «Среда обитания»; холст, акрил, фрагмент ковра; собственность автора
Наполнена чувством преклонения перед женщинами из дагестанских селений работа «Стелю ковер под ваши ноги». Эту работу А.Гарунова, вы можете увидеть в экспозиции выставки (картина, занимающая верхнее поле произведения, написана в быстрой манере. Его нижнюю часть автор вымостил ковром).
Останавливаемся возле фотографии Камиля Чутуева «Транспортировка, село Шалиб». В кадре видим женщин горных районов Дагестана, несущих на спине тяжести.
Фото №958615. Фотография. Транспортировка, село Шалиб. 1995. Автор Камиль Чутуев А.Г.:
— Так работали и до революции, и в советское время, и даже сейчас. Моя мама, тетя так работали, как и многие женщины в Дагестане. Это тяжелый труд. Я хотел показать их труд, новыми средствами, связанными с современным искусством. Здесь есть новаторство, живопись соединяется с объектом (ковром). Ковёр стелю им под ноги из-за уважения к их тяжкому труду.
На выставке обращает на себя внимание пейзаж, выполненный нетрадиционным способом. Внизу резина, из под которой выглядывает ковер. Написанная полностью картина, по мнению автора, была бы банальна. А .Гарунов придает ей новую форму элементами арт-объектности: резина это ассоциация с нефтью, ковер, — может быть, с землей. Важны в картине пропорции: внизу узкая полоса земли, затем оранжевое небо и большое пространство свободного ухода через небо в космос. Сам художник говорит об арт-объекте, как о "присутствии пейзажа".
Фото №958625. Пейзаж. 2018. Аладдин ГаруновИз серии «Этно-техно»; холст, акрил, резина; собственность автора
— Пейзаж это, или абстракция? Решать каждому зрителю. Все проблемы присутствуют здесь и сейчас, мы живем в контрастном мире. Одно другое разрушает: глобализация, плохая экология, заводы, испорченная вода....— диссонанс! В тоже время, соединение одного с другим - это гармония. Так через новую форму, новаторство художник говорит о старой проблеме.
«Пятикратная молитва», 2017, А. Гарунов
Фото №958620. Пятикратная молитва. 2017. Аладдин Гаруновиз проекта Zikr«»; фрегмент ковра, искусственный мех, лбквь, Фонд Марджани
Фото №958580. Аладдин Гарунов — Это знаковая моя работа, в ней исламская тема. Её отличает минимализм, когда меньшими средствами рассказывается о большем - рассказывает Гарунов.
Выдержана стилизация. Нет ничего лишнего: ковер, резина, обувь стоит как в мечети. На резине - пять намазов Аладдина, его тактильные прикосновения, белые следы на черном поле.
Ибрагимхалил Супьянов (живопись, графика, скульптура)
Фото №958590. Ибрагимхалил Супьянов Главный художник Театра оперы и балета в Махачкале Ибрагимхалил Супьянов находится в постоянном поиске формы. Серия фотографий «Камень Ибрагима», с которой начинается осмотр экспозиции выставки художника, рассказывает о нем, как о художнике-акционисте.
— Идешь на что-то неизвестное, хочется, чтобы неизвестным что-то осталось, чтобы накапливалось как сон, чтобы неизвестное происходило... - делится мыслями Ибрагимхалил.
Для "неизвестного" действия И. Супьянов выбрал ландшафт у реки возле азербайджанского города Шеки. Природа этого края сурова. Это место расположено в низине, не в горах. Днем здесь солнце, а рядом в горах гроза, и трудно представить, что в такой солнечный день на это местечко может обрушиться сель, трехметровый столб с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород, сметающий все на пути. На снимке огромный валун. Вокруг него развертывается действие. Все что перед глазами и этот огромный валун унесет река, освободив пространство, создав нечто новое. А пока Ибрагимхалил собирает большие круги из орешника, благо лес рядом, где орешника предостаточно; мостит каменные дорожки, возводит башни на прутьях. Затем из трех башен сооружает одну. Приходит мысль устроить акцию сожжения башни. Но быстро улетучивается и на смену ей приходит новая: разорвать эту башню и надеть на валун. На фотографиях запечатлен процесс разрыва башни и надевания ее на камень, процесс, по мнению художника, эротический.
Фото №958630. Проект «Камень Ибрагима», 2010. Ибрагимхалил СупьяновАзербайджан, Шеки Ибрагимхалил Супьянов - художник многогранный. В его творчестве есть место и для живописи, и для графики, и для скульптуры.
Фото №958635. Стена 2000-2015. Ибрагимхалил Супьяновхолст, акрил, рельефная паста; Фонд Марджани
В работах Ибрагимхалила невозможно не увидеть театральные корни, в разговоре с ним пытаюсь увязать театр и побудительные мотивы творчества.
— Влияние театра не отвергаю, но есть ещё главное это влияние Дагестана — разъясняет художник — В Дагестане много прикладных искусств: в работу идут дерево, медь, бронза, камень, текстиль. Дагестан - страна с уникальной архитектурой. Люди веками с любовью это всё делали. Сейчас многое испортилось, разрушилось... То, что сохранилось это мы "ели", "едим". "Едим" одно и тоже, то что есть вокруг. Это объединяет всех творческих людей. Но все мы разные. Как бы я не преклонялся перед творчеством мастеров, никогда их не повторяю. Но в процессе творчества, в каких-то знаках, элементах, проглядывает национальная идентичность. Если образно, то в природе существуют птицы у которых есть крылья, но они не летают. Для меня Дагестан с его культурой и историей, те же крылья, я не летаю, но крылья мне нужны.
Самая ранняя работа, представленная на выставке, написана студентом Ибрагимхалилом Супьяновым в 1968 году — «Аль Буракъ».
Фото №958645. Аль Буракъ. 1968. Ибрагимхалил Супьяновхолст, масло; Фонд Марджани
У Хорхе Луиса Борхеса в «Книге о вымышленных животных» есть рассказ «Бурак». В Первом стихе 17 главы Корана есть хвала тому " кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую... » — Аль Бураку, чье имя означает "сияющий", небесному животному, размером крупнее осла и меньше мула. На нем Пророк Мухаммед вознесся в небо, когда конь взлетал вверх, он задел ногой кувшин с водой. Вернулся молниеносно, пока из кувшина не вылилась вода.За это время Мухаммед успел походатайствовать перед Аллахом, чтобы намаз состоял из пяти ежедневных молитв, а не 50.
Когда картину «Аль Буракъ» увидела тетя И. Супьянова, то упала на колени, молилась и плакала - для художника это многого стоит.
Был в творчестве Супьянова период фигуративной живописи. Образцы того периода есть в экспозиции. Эти работы в годы Перестройки увидела парижская публика.
Фото №958650. Цирюльник. 1981-1984. Ибрагимхалил СупьяновИз серии «Десять рассказов о тухуме Изао»; дерево, мало, темпера; Фонд Марджани
Фото №958655. Точильщик. 1981-1984. Ибрагимхалил СупьяновИз серии «Десять рассказов о тухуме Изао»; дерево, мало, темпера; Фонд Марджани
Фото №958660. Резчик по камню. 1982. Ибрагимхалил СупьяновИз серии «Сцены из народной жизни»; холст на картоне, масло; Фонд Марджани
Затем снова поиск. Поверхность заливал акрилом, а сверху работал чернилами. То была знаковая живопись. В композициях того периода много вольностей. Для написания знаков использовал арабскую письменность. Мог бы использовать и китайские иероглифы, но арабская каллиграфия художнику ближе.
Фото №958665. Из серии «Лечебная книга», 1996. Ибрагимхалил Супьяновкартон, акрил, тушь; собственность Фонда Марджани / собственность автора
Прошло время, сейчас И.Супьянов работает по-другому, всецело следуя за природой, подражая ей.
— Когда следишь за тем, что происходит в природе, как стачивается камень, возникает вопрос: " Могу ли я так делать?". Наблюдаю. На стяжку цемента кинули резиновый коврик, остался отпечаток, со временем, где-то появилась трещина, где-то остался след от ноги. Потом какой-то кусок стёрся, какой-то остался, появился новый рельеф. По этому принципу работаю, таким образом выполнена серия работ «Помнят песню» (2015).
Фото №958640. Из серии «Помнят песню». 2015. Ибрагимхалил Супьяновхолст на фанере, акрил; Фонд Марджани
— Ищу то, а получается не то, а другое. Хочу сделать рельеф, чтобы пространство осталось, выходит многослойность, акрил на холсте застывает, принимает форму. Еще делаю, записываю, потом переписываю. Процесс кажется бесконечным. Если вы видите среди этих шести работ что-то лучшее, выделяющееся из остальных, то знайте, это была самая плохая работа. Видишь, что не получается, бросаешь, отставляешь в сторону, берешься за другую. Выходит ряд слащавых работ. Смотришь на "плохую" - вот она, в ней есть я. К плохой работе я отношусь как больному ребенку, уделяю ей больше внимания, кажется, что все она уже испорчена, — но этим она ценней.
Апанди Магомедов (живопись, трехмерные объекты)
Фото №958600. Апанди Магомедов Апанди Магомедов окончил отделение художественной росписи ткани и ковроткачества Дагестанского художественного училища им. М.А.Джемала, позже, Московский текстильный институт им. А.Н.Косыгина. Некоторое время работал по специальности. Затем занялся выставочной деятельностью. Ткацкое переплетение (основа и уток) в работах Апанди Магомедова видны невооруженным взглядом.
— Когда я начинал писать картины, я как-будто ткал на холсте — вспоминает Апанди - это закономерно, стараюсь максимально, что заложено, использовать в своих работах. Импровизирую как с материалами, так и технически. В работу идет всё, что попадает мне под руку, в основном, это дерево, металл, веревки. Лучшее место для поиска материала, не художественный магазин, а там где продают выше перечисленное. Находясь там, приходят интересные идеи. Материал сам диктует, что и как я сделаю.
На выставке экспонируется проект, посвященный кизяку. С Этим проектом А.Магомедов побывал в Москве, Махачкале, Нью-Йорке. Идея возникла во время экспедиции художника в горах. Зрителю может показаться, что кизяк настоящий (высушенный или переработанный навоз), ан нет, Апанди воссоздал фактуру кизяка с помощью древесной муки, пва, акрила, гуаши, чернил.
Фото №958715. Из цикла «Посвящение кизяку». 2002. Апанди Магомедовфанера, смешанная техника; собственность автора
Серия работ «От белого к черному» (1996-97 гг.) построена на ассоциациях художника с кубачинскими и каслинскими изделиями; контраст белого и чёрного, черни и серебра.
Фото №958720. Проект «От белого к черному». 1996-1997. Апанди Магомедовхолст, смешанная техника; собственность автора
В экспозиции представлены две работы, выполненные мастером на симпозиуме во Владикавказе.
Фото №958725. Фрагмент экспозиции выставки Апанди Магомедова Фото №958710. На выставке художников Дагестана, Казань Проект «Тени» начался с поездки художника в Шеки (в экспозиции представлены фотографии ). Затем продолжился серией работ «Отражение Усиша». Есть в Дагестане аул Усиша, знаменитый вышивкой. Дагестанская вышивка отличается большим многообразием техник и видов. Апанди Магомедов окунулся в этот проект, восхищаясь вышивкой мастеров Усиша. В работе сплошные тени. Апанди, как дирижер управляя "оркестром теней", создает богатые орнаментальные узоры. Проект будет продолжен, художник намерен издать каталог.
Фото №958730. Проект «Тени». 2007. ( фрагмент, слева) Апанди МагомедовАзербайджан, Шеки
На выставке экспонировано несколько арт-объектов работы Апанди Магомедова.
Фото №958735. Четки ( фрагмент). Апанди Магомедов Фото №958740. Четки (фрагмент). Апанди Магомедов Фото №958745. Четки. 2012. Апанди Магомедовдерево, веревки, болты; собственность автора
Фото №958750. Кристалл 2. 2014 /Кристалл. 2014. Апанди Магомедовдерево, акрил, песок; собственность автора
Мурад Халилов (живопись, графика, видео-арт)
Фото №958605. Мурад Халилов Взаимодействие Мурада Халилова со зрителем в экспозиции выставки представлено видео-артом. В сюжете он делится своими философскими измышлениями по поводу настоящего и прошлого Дагестана. Вдумчивый, застенчивый мечтатель и мыслитель в диалоге, в живописной серии «RED» (2006-2007 гг.) он буквально взрывает пространство. Все картины густо наполнены его эмоциональным состоянием, это "чистой воды" экспрессионизм. Выделить одну работу серии сложно, его автопортрет весьма психологичен и узнаваем. За Ассоль в работе «Кошмар Ассоль» ("Черные паруса") просто страшно... Фокусировка на цвете, фактуре привели художника к такой форме. Картины притягивают.
Фото №958770. Джини/Автопортрет/Кошмар Ассоль (Черные паруса)/Мейерова стена/Пещера/Потоп. Мурад ХалиловСерия «RED». 2006-2007. Мурад Халилов; холст, масло Собственность автора и Фонда Марджани Графика Мурада Халилова отсылает нас к его корням, вглядываясь в орнамент, символы, знаки, понимаешь, откуда он родом. Предки Мурада из села Кубачи, расположенного в горах Дагестана. Кубачи славится мастерами-ювелирами, в ауле испокон веков занимались резьбой по камню, дереву, оружейным производством, чеканкой. В графике Мурад Халилов отдает предпочтение линии, нежели цвету. Его графические произведения наполнены многочисленными символами, знаками. В графические листы художника можно долго всматриваться и находить новые элементы.
Фото №958760. Сюк Пря. 2017 /Дорога за город 2017. Мурад ХалиловДВП, маркер; собственность автора
Фото №958765. Ключ к собеседнику. 2017. Мурад ХалиловДВП, маркер; собственность автора
Абстракции Магомеда Кажлаева (живопись)
Фото №958595. Магомед Кажлаев На выставке «Transformatio. Современное искусство Дагестана» часть экспозиции отведена творчеству Магомеда Кажлаева. Свои первые шаги в искусстве Магомед Кажлаев начал в далекие 1970-е гг. О себе, как о свободном художнике, он заявил еще будучи студентом Московского полиграфического института, когда в качестве дипломной работы представил абстрактную картину. Чтобы оценить этот поступок, надо знать тенденции времени, основные направления советского изобразительного искусства. М.Кажлаев был участником "бульдозерной выставки" (1974) и представителем московского андеграунда (1980-е).
Вне времени и места художник не существует. События, происходящие в мире, непременно находят отклик в искусстве мастера. В экспозиции есть две работы, написанные им в 1990-е.гг. То было время общего подъема во всех сферах жизни нашей страны, время непризрачной свободы. Картины наполнены текстами и символами.
Фото №958675. Стулья наклонились. 1996 / Донор. 1991. Магомед Кажлаев тушь, смешанная техника; собственность автора /холст, масло; собственность автора
Внутренней свободой веет от серии геометрических работ, представленных на выставке. Линия волшебным образом рисует разнообразные пластические образы. Когда я рассматривала две картины, датируемые 2001 годом «Сеть №1» и «Сеть №2», то буквально, оказалась втянутой в пространство, созданное художником. До сих пор, ощущаю на себе их магическое действие.
Фото №958680. Сеть №1. 2001 / Сеть №2. 2001. Магомед Кажлаевхолст, акрил; Фонд Марджани
Фото №958685. Письма иноверца №8. 2008 /Осетинские молитвы №1. 2009 /М-1. 2013 /Линия. 2005 Магомед Кажлаев;
В 2000-х годах художником написан цикл фигуративных работ «Горянки». На выставке представлены три работы: «Бегущая в облаке», "Бегущая к цели», «Бегущая по ветру»
Фото №958690. Бегущая по ветру. 2006 Магомед Кажлаевиз цикла «Горянки»; холст, масло; собственность автора
Фото №958695. Бегущая в облаке. 2009. Магомед КажлаевИз цикла «Горянки»; холст, смешанная техника; собственность автора
Творчество Магомеда Кажлаева - срезы времени. Форма произведений меняется, плавно перетекает из одной в другую. И это течение эфемерно, непредсказуемо.