Опубликовано на Art16.ru — Культура и Искусство в Татарстане (https://art16.ru)

Главная > «Transformatio. Современное искусство Дагестана» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ

«Transformatio. Современное искусство Дагестана» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ

  • Музеи
  • ГМИИ РТ
  • Галерея современного искусства ГМИИ РТ
Выставка
арт-объекты
Современное искусство
Дагестан

Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана

С 30 мая по 14 июля 2019 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан работает выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана». Для экспонирования представлены работы из собрания Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани (Москва) и частных коллекций. Выставки, привозимые в Казань Фондом Ш. Марджани, объединяет этническая направленность. В этот раз  казанский зритель имеет возможность приобщиться к  культуре  Дагестана, через произведения художников познать национальную самобытность сурового горного края.

Дагестан - "неприступная страна оружейников и кольчужников", страна мастеров по изготовлению холодного оружия и доспехов, драгоценной серебряной посуды, женских украшений, родина "златокузнецов", ремесленников в резьбе по камню,  дереву, обработке  кости и др. В экспозиции нет предметов быта, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров, но информация эта зашифрована в  новаторских работах современных художников Дагестана.  Все художники очень разные,  их объединяет планетарное мышление и взгляд на общечеловеческие ценности.

«Transformatio. Современное искусство Дагестана»  представлено  такими именами как: Магомед Кажлаев, Аладдин Гарунов, Ибрагимхалил Супьянов, Апанди Магомедов, Эдуард Путерброт, Таус Махачева, Наталия Мали, Мурад Халилов.

Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана

Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана в ГСИ ГМИИ РТ

Фрагмент экспозиции выставки художников Дагестана в ГСИ ГМИИ РТ

В экспозиционном пространстве состоялась встреча с художниками-участниками выставочного проекта.

Аладдин Гарунов, родом из Дагестана, уже много лет живет в Москве, часто в своем творчестве обращается к теме Дагестана. Он считает, что "надо, все-таки,  не быть закрытым в национальной идентичности художником,  а быть и  национальным, и мировым одновременно... работать на уровне современного мирового искусства». В работах, привезенных на выставку, он соединяет этнические мотивы Дагестана с живописью.

Аладдин Гарунов

 — Объединяю в своих работах такие проблемы как этнос, техно, проблемы исчезающих малых культур, например, дагестанской, с проблемой глобализации. Для этого  в одной работе соединяю в целое живопись с куском ковра, металлом, мехом, резиной.... Тема и форма подсказывает, что и с чем соединять - делится   художник.

В связи с вышесказанным, актуален техногенный пейзаж, выполненный с добавлением резины  и брезента — «Пейзаж»,  2018, Аладдин Гарунов.

Пейзаж. 2018. Аладдин Гарунов / Идущая к горе. 2006. Магомед Кажлаев

Из серии «Этно-техно»; холст, акрил, резина; собственность автора / из цикла «Горянки», холст, масло; собственность автора

«На убой», 2018, А. Гарунов

Сюжет, изображенный на картине,  "нашёл" художника на дагестанской дороге. Пройти мимо он не смог:

Фотография. Автор неизвестен. Вторая половина XX века

— Так вести на убой скот могут люди, потерявшие свои корни. Ради денег, наживы они набивают в грузовик огромное число коров, тех, кто не поместился, подвешивают за бортом. Это жестоко и безнравственно. Создавая произведения, я не забываю о том, что это д.б. не литературное высказывание. Не конкретно,  а иносказательно  довожу до зрителя информацию.  Если говорить прямолинейно, то произведение будет слабым — считает Аладдин Гарунов  — rартина написана не традиционным академическим способом, а  в форме, скорее, упрощенной, ближе к трафарету, как  СМИ, газета. Там  дают некую маленькую информацию быстро,  также как моя техника живописи в этом произведении.

 Жестокость в обращении со скотом, А.Гарунов, стыдливо прикрывает ковром.

 — Я навесил на эту жестокость ковёр,  -  рассказывает Аладдин  -  его с любовью ткут женщины из шерсти животных.

На убой. 2018. Аладдин Гарунов

из серии «Среда обитания»; холст, акрил, фрагмент ковра; собственность автора

Наполнена чувством преклонения перед женщинами из дагестанских селений работа «Стелю ковер под ваши ноги».  Эту работу А.Гарунова, вы можете увидеть в экспозиции выставки (картина, занимающая верхнее поле произведения, написана в быстрой манере. Его нижнюю часть автор вымостил ковром).

Останавливаемся возле фотографии Камиля Чутуева «Транспортировка, село Шалиб». В кадре видим женщин горных районов Дагестана, несущих на спине тяжести. 

Фотография. Транспортировка, село Шалиб. 1995. Автор Камиль Чутуев

 А.Г.:

  — Так работали и до  революции, и в советское время, и даже сейчас. Моя мама, тетя так работали, как и многие женщины в Дагестане. Это тяжелый труд.  Я хотел показать их труд, новыми средствами, связанными с современным искусством. Здесь  есть новаторство,  живопись соединяется с объектом  (ковром). Ковёр стелю им под ноги из-за уважения к их тяжкому труду.

На выставке обращает на себя внимание пейзаж, выполненный нетрадиционным способом. Внизу резина, из под которой выглядывает ковер. Написанная полностью картина, по мнению автора, была бы банальна. А .Гарунов придает  ей новую форму элементами арт-объектности: резина это ассоциация с нефтью, ковер, —  может быть, с землей. Важны в картине пропорции: внизу узкая полоса земли, затем оранжевое небо и большое пространство  свободного ухода  через небо в космос. Сам художник говорит об арт-объекте, как о "присутствии пейзажа".

Пейзаж. 2018. Аладдин Гарунов

Из серии «Этно-техно»; холст, акрил, резина; собственность автора

 —  Пейзаж это, или абстракция? Решать каждому зрителю. Все проблемы присутствуют здесь и сейчас, мы живем в контрастном мире.  Одно другое разрушает: глобализация, плохая экология, заводы, испорченная вода....— диссонанс! В тоже время, соединение одного с другим - это гармония. Так через новую форму, новаторство художник говорит о старой проблеме.

 «Пятикратная молитва», 2017, А. Гарунов

Пятикратная молитва. 2017. Аладдин Гарунов

из проекта Zikr«»; фрегмент ковра, искусственный мех, лбквь, Фонд Марджани

Аладдин Гарунов

 —  Это знаковая моя работа,  в ней исламская тема.  Её отличает минимализм, когда  меньшими средствами рассказывается о большем - рассказывает Гарунов.

Выдержана стилизация. Нет ничего лишнего: ковер, резина, обувь стоит как в мечети. На резине - пять намазов Аладдина, его тактильные прикосновения, белые следы  на черном поле.

Ибрагимхалил Супьянов (живопись, графика, скульптура)

Ибрагимхалил Супьянов

Главный художник Театра оперы и балета в Махачкале Ибрагимхалил Супьянов находится в постоянном поиске формы. Серия фотографий «Камень Ибрагима», с которой начинается осмотр экспозиции выставки художника, рассказывает о нем, как о художнике-акционисте.

— Идешь на что-то неизвестное, хочется, чтобы неизвестным что-то осталось, чтобы накапливалось как сон, чтобы неизвестное происходило... -  делится мыслями Ибрагимхалил.

Для "неизвестного" действия И. Супьянов выбрал ландшафт  у реки возле азербайджанского города Шеки. Природа этого края сурова.  Это место расположено в низине, не в горах. Днем здесь солнце, а рядом в горах гроза, и  трудно представить, что в такой солнечный день на это местечко может обрушиться сель, трехметровый столб с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород, сметающий все на пути. На снимке огромный валун. Вокруг него  развертывается действие.  Все что перед глазами и этот огромный валун унесет река, освободив пространство, создав нечто новое. А пока Ибрагимхалил  собирает большие круги из орешника, благо лес рядом, где орешника предостаточно; мостит каменные дорожки, возводит башни на прутьях. Затем из трех башен сооружает одну. Приходит мысль устроить акцию сожжения башни. Но быстро улетучивается и на смену ей приходит новая: разорвать эту башню и надеть на валун. На фотографиях запечатлен процесс разрыва башни и надевания ее на камень, процесс, по мнению художника, эротический.

Проект «Камень Ибрагима», 2010. Ибрагимхалил Супьянов

Азербайджан, Шеки

 Ибрагимхалил Супьянов - художник многогранный. В его творчестве есть место и для живописи, и для графики, и для скульптуры.

Стена 2000-2015. Ибрагимхалил Супьянов

холст, акрил, рельефная паста; Фонд Марджани

В работах Ибрагимхалила  невозможно не увидеть театральные корни, в разговоре с ним пытаюсь увязать театр и побудительные мотивы  творчества.

 — Влияние  театра не отвергаю, но есть ещё главное это влияние Дагестана —  разъясняет  художник — В Дагестане  много прикладных искусств: в работу идут дерево, медь, бронза,  камень, текстиль.  Дагестан  - страна с уникальной архитектурой.   Люди  веками с любовью это всё делали. Сейчас многое испортилось, разрушилось...  То, что сохранилось это мы "ели", "едим".   "Едим" одно и тоже, то что есть вокруг. Это объединяет всех творческих людей. Но все мы разные. Как бы я не преклонялся перед творчеством мастеров, никогда  их не повторяю. Но в процессе творчества,  в каких-то знаках, элементах, проглядывает национальная идентичность.  Если образно, то  в природе существуют птицы у которых есть крылья, но они не летают.  Для меня Дагестан с его культурой и историей, те же крылья,  я не летаю, но крылья  мне нужны.

Самая ранняя работа, представленная на выставке, написана студентом Ибрагимхалилом Супьяновым в 1968 году — «Аль Буракъ».

Аль Буракъ. 1968. Ибрагимхалил Супьянов

холст, масло; Фонд Марджани

У Хорхе Луиса Борхеса  в «Книге о вымышленных животных» есть рассказ «Бурак». В Первом стихе 17 главы Корана  есть хвала тому " кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую... » — Аль Бураку, чье имя означает "сияющий", небесному животному, размером крупнее осла и меньше мула. На нем Пророк Мухаммед вознесся в небо, когда  конь взлетал вверх, он задел ногой кувшин с водой. Вернулся молниеносно, пока из кувшина не вылилась вода.За это время Мухаммед успел походатайствовать перед Аллахом, чтобы  намаз состоял из пяти ежедневных молитв, а не 50.

Когда  картину «Аль Буракъ» увидела тетя  И. Супьянова, то упала на колени, молилась и плакала - для художника это многого стоит.

Был в творчестве Супьянова  период фигуративной живописи. Образцы того периода есть в экспозиции. Эти работы в годы Перестройки увидела парижская публика.

Цирюльник. 1981-1984. Ибрагимхалил Супьянов

Из серии «Десять рассказов о тухуме Изао»; дерево, мало, темпера; Фонд Марджани

Точильщик. 1981-1984. Ибрагимхалил Супьянов

Из серии «Десять рассказов о тухуме Изао»; дерево, мало, темпера; Фонд Марджани

Резчик по камню. 1982. Ибрагимхалил Супьянов

Из серии «Сцены из народной жизни»; холст на картоне, масло; Фонд Марджани

Затем снова поиск.  Поверхность заливал акрилом, а сверху работал чернилами.  То была знаковая живопись. В композициях того периода много вольностей. Для написания знаков использовал арабскую письменность. Мог бы использовать и китайские иероглифы, но арабская каллиграфия художнику ближе.

Из серии «Лечебная книга», 1996. Ибрагимхалил Супьянов

картон, акрил, тушь; собственность Фонда Марджани / собственность автора

 Прошло время, сейчас И.Супьянов работает по-другому, всецело следуя за природой, подражая ей.

 —  Когда следишь за тем, что  происходит в природе, как стачивается камень, возникает вопрос: " Могу ли я так делать?". Наблюдаю. На стяжку цемента кинули резиновый коврик,  остался отпечаток, со временем, где-то появилась трещина, где-то остался след от ноги. Потом какой-то кусок стёрся, какой-то остался, появился новый рельеф. По этому принципу  работаю, таким образом выполнена серия работ «Помнят песню»  (2015).

Из серии «Помнят песню». 2015. Ибрагимхалил Супьянов

холст на фанере, акрил; Фонд Марджани

 — Ищу то, а получается не то, а другое.  Хочу сделать рельеф, чтобы пространство осталось, выходит многослойность, акрил на холсте застывает, принимает форму.  Еще делаю, записываю, потом переписываю.  Процесс кажется бесконечным. Если вы видите среди этих шести работ что-то лучшее, выделяющееся из остальных, то знайте, это была самая плохая работа. Видишь, что не получается, бросаешь, отставляешь в сторону, берешься за другую.  Выходит ряд слащавых работ. Смотришь на "плохую"  -  вот она, в ней есть я. К плохой работе я отношусь как больному ребенку,  уделяю ей больше внимания, кажется,  что все она уже испорчена, — но этим она ценней.

Апанди Магомедов (живопись, трехмерные объекты)

Апанди Магомедов

Апанди Магомедов окончил  отделение художественной росписи ткани и ковроткачества Дагестанского художественного училища им. М.А.Джемала, позже,  Московский текстильный институт им. А.Н.Косыгина. Некоторое время работал по специальности. Затем занялся выставочной деятельностью.  Ткацкое переплетение (основа и уток)  в работах Апанди Магомедова видны невооруженным взглядом.

 — Когда я начинал писать картины, я как-будто ткал на холсте — вспоминает Апанди - это закономерно, стараюсь максимально,  что заложено, использовать в своих работах. Импровизирую как с материалами, так и технически. В работу идет всё, что попадает мне под руку, в основном, это дерево, металл, веревки. Лучшее место для поиска  материала, не художественный магазин, а там где продают выше перечисленное.  Находясь там, приходят интересные идеи. Материал сам диктует, что и как я сделаю.

На выставке  экспонируется проект, посвященный кизяку. С Этим проектом А.Магомедов  побывал в Москве, Махачкале, Нью-Йорке. Идея  возникла во время экспедиции художника в горах. Зрителю может показаться, что кизяк настоящий (высушенный или переработанный навоз), ан нет, Апанди воссоздал фактуру кизяка с помощью древесной муки, пва, акрила, гуаши, чернил.

Из цикла «Посвящение кизяку». 2002. Апанди Магомедов

фанера, смешанная техника; собственность автора

Серия работ «От белого к черному» (1996-97 гг.)   построена на ассоциациях художника с кубачинскими и каслинскими изделиями; контраст белого и чёрного, черни и серебра.

Проект «От белого к черному». 1996-1997. Апанди Магомедов

холст, смешанная техника; собственность автора

В экспозиции представлены две работы, выполненные мастером на симпозиуме во Владикавказе.

Фрагмент экспозиции выставки Апанди Магомедова

На выставке художников Дагестана, Казань

Проект  «Тени»  начался с поездки художника в Шеки (в экспозиции представлены фотографии ). Затем продолжился  серией работ «Отражение Усиша». Есть в Дагестане  аул Усиша,  знаменитый вышивкой. Дагестанская вышивка отличается большим многообразием техник и видов.  Апанди Магомедов  окунулся в этот проект, восхищаясь вышивкой мастеров Усиша. В работе сплошные тени.  Апанди, как  дирижер  управляя  "оркестром теней", создает богатые орнаментальные узоры. Проект будет продолжен, художник намерен издать каталог.

Проект «Тени». 2007. ( фрагмент, слева) Апанди Магомедов

Азербайджан, Шеки

На выставке экспонировано несколько арт-объектов  работы Апанди Магомедова.

Четки ( фрагмент). Апанди Магомедов

Четки (фрагмент). Апанди Магомедов

Четки. 2012. Апанди Магомедов

дерево, веревки, болты; собственность автора

Кристалл 2. 2014 /Кристалл. 2014. Апанди Магомедов

дерево, акрил, песок; собственность автора

 Мурад Халилов  (живопись, графика, видео-арт)

Мурад Халилов

Взаимодействие Мурада Халилова  со зрителем  в экспозиции выставки представлено видео-артом. В сюжете он делится своими философскими измышлениями по поводу настоящего и прошлого Дагестана.  Вдумчивый, застенчивый мечтатель и мыслитель в диалоге, в живописной серии «RED» (2006-2007 гг.) он буквально взрывает пространство.  Все картины  густо наполнены его эмоциональным состоянием,  это "чистой воды" экспрессионизм. Выделить одну  работу серии сложно, его автопортрет весьма психологичен  и узнаваем. За Ассоль в работе «Кошмар Ассоль» ("Черные паруса") просто страшно...  Фокусировка на цвете, фактуре привели художника к такой форме. Картины притягивают.

Джини/Автопортрет/Кошмар Ассоль (Черные паруса)/Мейерова стена/Пещера/Потоп. Мурад Халилов

Серия «RED». 2006-2007. Мурад Халилов; холст, масло Собственность автора и Фонда Марджани

Графика Мурада Халилова  отсылает нас к его корням, вглядываясь в орнамент, символы, знаки,  понимаешь, откуда он родом.  Предки Мурада из села Кубачи, расположенного в горах Дагестана. Кубачи славится мастерами-ювелирами, в ауле испокон веков занимались резьбой по камню, дереву, оружейным производством, чеканкой. В графике Мурад Халилов отдает предпочтение линии, нежели цвету. Его графические произведения наполнены многочисленными символами, знаками. В графические листы художника можно долго  всматриваться и находить новые  элементы.

Сюк Пря. 2017 /Дорога за город 2017. Мурад Халилов

ДВП, маркер; собственность автора

Ключ к собеседнику. 2017. Мурад Халилов

ДВП, маркер; собственность автора

Абстракции Магомеда Кажлаева (живопись)

Магомед Кажлаев

На выставке «Transformatio. Современное искусство Дагестана» часть экспозиции отведена творчеству Магомеда Кажлаева.  Свои первые шаги в искусстве Магомед Кажлаев начал в далекие 1970-е гг.   О себе, как о свободном художнике, он заявил еще будучи студентом Московского полиграфического института, когда  в качестве дипломной работы представил абстрактную картину.   Чтобы оценить этот поступок, надо знать  тенденции времени, основные направления советского изобразительного искусства. М.Кажлаев был участником "бульдозерной выставки" (1974) и  представителем московского андеграунда (1980-е).

Вне времени и места художник не существует. События, происходящие в мире, непременно находят отклик в искусстве мастера. В экспозиции есть две работы, написанные им в 1990-е.гг. То было время общего подъема во всех сферах жизни нашей страны, время непризрачной свободы.  Картины наполнены текстами и символами.

Стулья наклонились. 1996 / Донор. 1991. Магомед Кажлаев

 тушь, смешанная техника; собственность автора /холст, масло; собственность автора

Внутренней свободой веет от серии геометрических работ, представленных на выставке. Линия волшебным образом рисует разнообразные пластические образы.  Когда я рассматривала две картины, датируемые 2001 годом «Сеть №1» и  «Сеть №2»,  то буквально, оказалась втянутой в пространство, созданное художником. До сих пор, ощущаю на себе их магическое действие.

Сеть №1. 2001 / Сеть №2. 2001. Магомед Кажлаев

холст, акрил; Фонд Марджани

Письма иноверца №8. 2008 /Осетинские молитвы №1. 2009 /М-1. 2013 /Линия. 2005

 Магомед Кажлаев;

армированная бумага, акрил; коллекция Фонда Марджани / холст, акрил; Фонд Марджани /армированная бумага, акрил; коллекция Фонда Марджани /оргалит, акрил; собственность автора.

В 2000-х годах художником написан цикл фигуративных работ «Горянки». На выставке  представлены три работы: «Бегущая в облаке», "Бегущая к цели», «Бегущая по ветру»

Бегущая по ветру. 2006 Магомед Кажлаев

из цикла «Горянки»; холст, масло; собственность автора

Бегущая в облаке. 2009. Магомед Кажлаев

Из цикла «Горянки»; холст, смешанная техника; собственность автора

Творчество Магомеда Кажлаева - срезы времени. Форма произведений меняется, плавно перетекает из одной в другую. И это течение эфемерно, непредсказуемо.

Transformatio. Современное искусство Дагестана


Источник:https://art16.ru/reportage/2019/06/07/transformatio-sovremennoe-iskusstvo-dagestana-v-galeree-sovremennogo-iskusstva