Экспозиция второго зала выставки «Укиё-э: искусство изменчивого мира» посвящена творчеству выдающегося японского художника, последнего великого мастера традиционной японской гравюры укиё-э, принадлежавшего к школе Утагавы - Цукиока Ёситоси
Свидание с лунным светом. 1885 Цукиока Ёситоси / Тайсо Ёситоси (1839-1892)Из серии "Сто видов луны". Придворный Тайра но Таданори (1144-1185) брат Тайры но Кёмори, враждующего с Минамото. Тайроно Таданори погибает в битве за замок незадолго до уничтожения семьи Тайра в морской батали близ Данноура (1185). Таданори ожидает любовницу около ее дома и пытается привлечь ее внимание шелестом веера. Цукиока Ёситоси /Тайсо Ёситоси (1839-1892)
Цукиока Ёситоси - Енэдзиро (настоящее имя художника) родился в семье богатого торговца и в три года был отдан на воспитание дяде. В 11 лет мальчик поступил в ученики к известному мастеру Куниёси Утагава, который дал ему имя Ёситоси. Всего через три года он издает свою первую гравюру - триптих о военно-морском сражении. С его работ на нас смотрят две Японии: строгость эпохи Токугава (1603 - 1868 годы) с правлением сегуната и начавшаяся в конце XIX века эпоха всеобщей реставрации Мэйдзи («просвещенное правительство»). Ёситоси по праву шел в авангарде японского искусства, сумев передать свое видение традиционных сюжетов старой школы укиё-э с характерными для нее картинами обыденной жизни при помощи нововведений западной техники (перейдя от традиционных растительных красок к яркому анилину). Основные темы его работ: воинские сражения, эпизоды из истории Японии, гравюры с изображением актеров театра Кабуки и красавиц. Живое воображение и мастерство Ёситоси отобразили не только два исторических времени, но и два измерения: реальность и потусторонний мир.
Такэда Сингэн на побережье Киёми. 1886. Цукиока Ёситоси / Тайсо Ёситоси (1839-1892)Из серии "Сто видов луны"; Такэда Харунобу (Такэда Сингэн) (1521-1573) - властитель провинции Каи, один из величайших полководцев 16 века, знаменитый дипломат и стратег, прославившийся своими сражениями. Участвовал в борьбе за господство над всей страной. В 1551 г. Такэда постригся в монах и принял имя Сингэн. В ходе кампании 1573 г. был смертельно ранен и умер несколько дней спустя. На гравюре Такэда Сингэн изображен созерцающим гору Фудзи. "На побережье Киёми небеса заслоняют путь, луна в плену сосен Мио". Уже в 20 лет Ёситоси входил в десятку лучших мастеров укиё-э того времени. Первый громкий успех приходит к нему в 1865 году вместе с серией «Сто историй о китайских и японских привидениях». Издатели обращаются к художнику за новыми гравюрами, ему предложили сотрудничать в одной из газет. Работа газетным иллюстратором укрепила известность Ёситоси. Вступив в новый период творчества, он изменил псевдоним и стал подписывать свои рисунки как Ёситоси Тайсо («Тайсо» - великое воскрешение).
К 1884 году у Ёситоси было более восьмидесяти учеников. Это позволило ему приступить к большому проекту - подготовке серии гравюр на тему «Сто видов луны». В этой серии Ёситоси Тайсо отпечатывает целые философские повести о каком-то историческом моменте, известном персонаже или неизвестном человеке, рассказанные в одной гравюре. Объединяющий элемент - луна - присутствует на каждой работе, но везде изображается по- разному. Лейтмотив этой серии - не столько луна во всем своем многообразии, сколько люди со своими эмоциями и переживаниями, запечатленные в остановившемся мгновении "плывущего мира". Сборник «Сто видов луны» был опубликован в 1885 году.
Луна над храмом Сесон. 1885 Цукиока Ёситоси / Тайсо Ёситоси (1839-1892); Из серии "Сто видов луны"; Фудзивара но Еситака медитирует на землях храма Сесон близ Токио. Он был вынужден покинуть Киото, чтобы не затмевать своего старшего брата. Фудзивара но Еситака (953-974), начальник форта Хейан, был выдающимся поэтом. Его произведения вошли в сборник "100 стихотворений от 100 поэтов", составленный дайме Тейка (1162-1241). Последней работой великого мастера была серия гравюр «36 новых историй о привидениях». Полностью отдавшись работе над этой серией, Ёситоси подрывает свое хрупкое душевное равновесие и заболевает. Его поместили в лечебницу, но он ушел оттуда, чтобы провести оставшиеся дни в полном одиночестве. Гениальный мастер укиё-э умирает в возрасте 53 лет, оставив после себя около 500 серий гравюр и сотни отдельных листов с отображением настроений в японском обществе своего времени.
Рассвет и уходящая луна над горой Тобису. 1887. Цукиока Ёситоси / Тайсо Ёситоси (1839-1892); Из серии "Сто видов луны"; Гравюра отражает события 1575 г. - битву при Тобисуяма, когда клан Такэда атаковал замок Нагасино, а Ода Нобунгага со своей армией пришел на выручку к его защитникам. Один из генералов армии Нобунага, Тода Ханбэй Сигэюки, наблюдает за сражением.
Третий зал посвящен пейзажу в японской гравюре -
фукэй-га (пейзаж).
Пейзаж. История развития
Родоначальником пейзажной гравюры укиё-э признан Кацусика Хокусай (1760- 1849) один из наиболее известных художников Японии. По своему типу пейзаж Хокусая, или шире - пейзаж укиё-э, необычен для искусства Японии. Прежде всего, от традиционного дальневосточного пейзажа, который принято понимать как отображение философской картины мира, его отличает гораздо большее внимание к реальному облику изображаемой местности. Однако нельзя сказать, что Хокусай сам от начала до конца разработал эту новую для Японии концепцию. Пейзаж в гравюре возникает почти одновременно с ведущими жанрами укиё-э - театральным портретом и изображениями красавиц. Впервые с видовыми гравюрами мы встречаемся в работах одного из крупнейших мастеров «монохромного» периода - Оку мура Масанобу (1686-1764). Масанобу обратился к созданию «перспективных картинок» - укиэ, то есть композиций, в которых использовались линейная перспектива и кьяроскуро (светотеневая моделировка). Как правило, проникновение подобных приемов в японское искусство и, соответственно, возникновение укиэ связывают с влиянием европейской художественной традиции. Но первый импульс к созданию укиэ шёл от китайских видовых гравюр, созданных под влиянием европейских I образцов. Несмотря на то, что ранние укиэ нельзя считать пейзажами в полном смысле слова, деятельность Масанобу, Кокана и их последователей - это первый, но очень важный шаг в формировании пейзажа как самостоятельного жанра укиё-э. Следующий этап этого процесса связан с именем Утагава Тоёхару. Изучая ! законы перспективы и светотени, он первым среди мастеров стал копировать голландские офорты, а также использовал их в самостоятельных композициях гораздо более уверенно, чем предшественники. Тоёхару первым стал создавать полихромные укиэ, что значительно обогатило художественное решение его работ. И наконец, в некоторых из них ему удается передать не только более или менее точный облик изображенной местности, но в какой-то мере и состояние природы. Такие его гравюры типологически близки собственно пейзажу - укиё- э, окончательное оформление которого относится к более позднему времени. Укиэ, популярность которых была чрезвычайно велика в 1770-х - 1790-х годах, оказали заметное влияние на традиционную гравюру - укиё-э. Многие мастера, работавшие главным образом в жанрах бидзинга и якуся-э, эпизодически обращались и к «перспективным картинам», К их числу принадлежат Тории Киёнага, Китагава Утамаро, Кацукана Сюнсё, Китао Сигэмаса (1739-1820) и другие. В работах этих художников делается первая попытка сочетать приемы, характерные для «перспективных картин», с декоративными качествами полихромной гравюры. Но пожалуй, еще большее значение для развития укиё-э имел тот факт, что в жанровой гравюре под влиянием укиэ стали использоваться пейзажные фоны. И хотя в композиционном отношении жанровые сцены и пейзаж, как правило, разобщены, в лучших произведениях такого рода приемы западного искусства не выглядят чужеродными или подчеркнуто экзотическими (как в ранних укиэ), но вписываются в традиционную для укиё-э структуру листа. Окончательное оформление пейзажа в укиё-э приобретает в творчестве Хокусая.
Кацусика Хокусай (1760-1849). Волны в открытом море у побережья Канагаваиз серии "Тридцать шесть видов Фудзи", 1829-1833; Гравюра является одним из шедевров Хокусая, ею восхищались имперссионисты и постмодернисты в Париже в конце 19 столетия. Величественную мощь природы художник противопоставил человеческой слабости и беспомощности: гребцы в трех грузовых лодках отчаянно цепляются за жизнь в бушующем море. В течение своей долгой жизни Хокусай обращался к разным жанрам гравюры и разным видам искусства. Он не только отдал дань увлечению «перспективными картинами», но и под руководством Сиба Кокана обучался искусству западного стиля. В 1790-е годы Хокусай выпускает ряд гравюр, в которых природа во всем многообразии стала главной темой его произведений. Он не ограничивается простой фиксацией природного мотива, а стремится передать собственное мировоззрение, свой взгляд на взаимоотношения человека и природы. Хокусай впервые сумел соединить в гармоничном единстве законы перспективного построения пространства и линеарный ритм, специфически присущий японской гравюре. С этих ранних работ Хокусая и начинается история пейзажного жанра в укиё-э. В 1820-е годы Хокусай выпускает свои наиболее известные пейзажные серии, в первую очередь -«36 видов горы Фудзи» (1828). Пейзажи Хокусая имеют нечто общее и с классической живописью Японии, и с укиэ XVIII века, но в то же время принципиально отличны от них. Хокусай постоянно делал наброски с натуры, но в процессе работы над произведением перерабатывал их, создавая обобщенный образ природы, но не умозрительный, как в классической живописи, а основанный на конкретном мотиве. Многие его пейзажи символичны. Достаточно вспомнить один из самых знаменитых листов «Красная Фудзи», который и до сих пор воспринимается как воплощение души Японии. Большинство работ Хокусая не являются чисто пейзажными: скорее, они стоят на грани пейзажа и жанровой картины. Сказывается это не столько в композиционном решении, сколько в смысловых акцентах произведений. Природа выступает как среда, в которой протекает активная, деятельная жизнь людей.
Озеро Бива. 1857. Андо Хиросигэ (1797-1858)Озеро Бива в Японии в провинции Оми было самым знаменитым и остается широко известным. Согласно легенде, в 286 г. до н.э. (по европейскому летоисчислению) в провинции Оми, недалеко от Киото, раверзлась земля и образовалось озеро Бива, 60 миль в длину и почти 20 в ширину, по форме напоминающее четырехструнный музыкальный инструмент бива, по которому озеро и получило название. Для сохранения гармонии необходимо было уравновесить возникшее огромное углубление в земле, поэтому из ее недр тут же исторглась гора Фудзи..." Ведущим пейзажистом гравюры становится Андо Хиросигэ (1797-1858). Уже в ранних пейзажных сериях Хиросигэ, таких, как «Тото мэйсё» («Знаменитые виды Восточной столицы», 1831-1835), «Токайдо годзюсан цуги-ноути» («Пятьдесят три станции дороги Токайдо», 1833-1834) и других, ясно видно то новое, что внес Хиросигэ в пейзаж укиё-э в сравнении с его основоположником Хокусаем. В отличие от Хокусая, пейзажи которого носят характер философского размышления о природе и человеке, Хиросигэ - в первую очередь лирик. В его пейзажных листах 1830-х - 1840-х годов отношение художника к природе непосредственно и эмоционально. Для них характерны мягкий лиризм, естественность и простота. Его пейзаж - Психологический портрет местности. К началу 1850-х Хиросигэ предстает перед нами как зрелый мастер, автор многих пейзажных серий, снискавших ему славу. После смерти Хокусая в 1849 году он становится ведущим пейзажистом укиё-э. В сериях 1850- х годов он стремится обобщить многочисленные наблюдения над ее жизнью. Однако это не аналитические обобщения, как у Хокусая, но, скорее, - обобщения эмоциональные: лейтмотив творчества Хиросигэ остается прежним. Поздние пейзажи Хиросигэ не менее обобщенны и символичны, чем пейзажи Хокусая. Но, в отличие от них, они не порывают с одним из главных принципов укиё-э периода расцвета: передавать не только происходящее, но и его эмоциональную атмосферу. Пейзажи Хиросигэ не столь монументальны, как у Хокусая, они более камерны, но более сложны и насыщенны эмоционально.
Творчество Хокусая и Хиросигэ - последнее крупное явление в истории японской гравюры. К этому времени ее влияние выходит далеко за пределы страны, сказываясь на развитии европейского искусства рубежа XIX - XX веков. И в самой Японии такие художники, как Тадасигэ Оно, Сазадзима Кихэй, Маэда Macao, плодотворно используют в своем творчестве лучшие достижения ксилографии того периода, переосмысливая их в контексте современной художественной культуры.
Материал подготовлен при информативной поддержке отдела Графики ГМИИ РТ и его руководителя Ольги Георгиевны Вербиной. Продолжение следует: Укиё-э: искусство изменчивого мира" (часть IV)"
Елена Сунгатова, декабрь 2011
фото автора
«Укиё-э: искусство изменчивого мира». Фотографии ->