21 декабря 2010 года в Национальном музее Республики Татарстан зажгла свои огни Елка. Пришедших на торжество ребят встречали Дед Мороз, Снегурочка и Кролик – участники предпраздничного представления «В Новый год за кроликом». Кролик представил новогоднюю выставку «Летопись Нового года». Именно об этой выставке и пойдет в дальнейшем речь.
Главными экспонатами выставки 2010/2011 гг. «Летопись Нового года» являются календари древних народов (египтян, славян, булгар и др.), христиан, мусульман.
Календарь (от лат. calendarium, букв. — долговая книжка; в Древнем Риме должники платили проценты в день календ). Календарь — система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год. Существует три основных типа календарей: лунный, солнечный и лунно-солнечный.
Лунный календарь основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут.), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года.
Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут., поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом, за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут. каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут.; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь.
Мусульманский календарь. До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут., а год состоит из 12 мес., содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут., а остальные 11 лет - 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.
Якутский народный календарь теснейшим образом связан со скотоводческим хозяйством. В качестве основной единицы измерения времени было принято считать чередование фаз луны Якутский хозяйственный год делился на две половины: зимнюю и летнюю. Зимняя половина начиналась с октября, когда выпадал снег и скот переводился на стойловое содержание. Эта половина года ассоциировалась с недобрым, пассивным началом, луной и смертью. Вторая, весенне-летняя половина, — со светлым, активным началом, с солнцем и жизнью.
Солнечный календарь согласован с длительностью солнечного года. Солнечный календарь был введен в Риме в 46 году до нашей эры по указанию Юлия Цезаря. Этот юлианский календарь, представляющий собой выдающееся достижение человеческой культуры, был разработан александрийским астрономом Созигеном. Юлианский календарь стал господствующим на территории Европы. Народы, жившие за пределами Римской империи, в большинстве своем заимствовали его одновременно с принятием христианства. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут.; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут., а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты - два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем.
Египетский календарь. Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф «месяц» в виде лунного серпа. Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж.Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес. по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут. короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут. равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц - из трех недель. Лунно-солнечный календарь - это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле. Еврейский календарь. Этот типичный лунно-солнечный календарь имеет очень древнее происхождение. Его месяцы содержат попеременно 29 и 30 сут., а раз в 3 года добавляют 13-й месяц Веадар; его вставляют перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан - первый месяц еврейского календаря, хотя отсчет годов ведется от седьмого месяца Тишри. Вставка Веадара приводит к тому, что весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан. В григорианском календаре два вида годов - обычный и високосный, а в еврейском - обычный (12-месячный) год и эмболисмический (13-месячный). В эмболисмическом году из 30 сут, вставленных перед Нисаном, 1 сут относятся к шестому месяцу Адару (который обычно содержит 29 сут.), а 29 сут. составляют Веадар. Еврейский календарь годен для исчисления времени, но из-за использования лунного месяца его нельзя считать эффективным. Древне-славянский календарь тоже относится к лунно-солнечному календарю. К его описанию вернемся чуть позже.
Булгарский календарь. По булгарскому туранскому календарю, действовавшему до времени царя Буртаса, век имел 60 лет и делился на четыре цикла по 12 лет каждый, а годы имели имена животных. Вот в каком порядке располагались и как назывались годы в туранском календаре: 1. сычкан - тычкан (мышь); 2. уд - шегор - сыер (корова); 3. буре (волк); 4. давшан - тавыш-кан (заяц); 5. кэлтэ (ящерица); 6. джилан (змея); 7. мурэн - джелкы (лошадь); 8. кой (овца); 9. керпе (еж); 10. тагык - тавык (курица); 11. оймек - эт (собака); 12. ылван (мясо этого животного мусульманам нельзя употреблять в пищу). Царь Буртас ввел некоторые поправки в названиях календарных лет, идельские цари Хонской династии, царь Кубрат тоже внесли изменения на свой лад. Но в булгарский народ сохранил календарь вот в таком виде: 1. тычкан;
2. угез - сыер;
3. барыс (в честь завоевания идельцами Ближнего Востока, символом которого для булгар был барс);
4. тавышкам;
5. балык;
6. джилан;
7. джелкы;
8. кой;
9. керпе;
10. тавык;
11. эт:
12. тайгас (в честь алпа Тайгаса). Месяцы у булгар (по туранскому календарю) носили вначале цифровые названия, но затем большинство их получило следующие названия: 1. науруз - первый месяц туранского года (март);
2. буш аи - пустой, то есть месяц окончания припасов (апрель);
3. сабан ае - пастушеский месяц (май);
4. печэн ае - месяц сена, сенокоса (июнь);
5. билек или чилле аи - пятый или жаркий месяц (июль);
6. джимеш ае - плодовый месяц (август);
7. казан ае - месяц казана (сентябрь);.
8. ас келеу или келеу ае - месяц моления (октябрь);
9. учаг ае - месяц учага (ноябрь); слово «учаг» означало и домашний очаг, и памятник родоначальнику, у которого совершался обряд моления перед выступлением в поход;
10. нарду-ган - десятый месяц туранского года (декабрь);
11. улуг или улуг кырлач ае - большой или больших морозов месяц (январь);
12. кичи или кичи кырлач ае - малый или малых морозов месяц (февраль). Булгарские названия дней недели (по туранскому календарю): ариа (атна) башы или тугаи куну - начальный день (понедельник);
ытлар куну - день небесного всадника (вторник);
кап куну - день рода (среда);
кичи арна (атна) или орта куну - малой недели или средний день (четверг);
арна (атна) куну - день недели (пятница);
ара (арья) куну - день разницы (суббота);
ег или урус атна куну - большой недели день (воскресенье). После принятия Ислама булгары начинают пользоваться и мусульманскими календарями: лунной хиджрой (камария елы), солнечной хиджрой (шамсия), сирийским календарем. Туранские названия дней недели еще применяются, но уже часто можно слышать их арабско-персидские эквиваленты. Арабо-персидские названия дней недели: душэмбэ куну - второй день после субботы (понедельник) сишэмбэ куну - третий день после субботы (вторник) чэршэмбэ куну - четвертый день после субботы (среда) пэнджешэмбэ куну - пятый день после субботы (четверг) джомга куну - день собрания (пятница) шэмбэ куну - субботний день (суббота) якшэмбэ куну - первый день после субботы (воскресенье).
В X веке христианство пришло на Русь, где бытовал древнейший славянский языческий календарь. Календарь этот являлся лунно-солнечным и состоял из 12 лунных месяцев. Процесс утверждения на Руси христианского календаря занял несколько столетий, хотя официальное значение он приобрел вместе с принятием новой эры – в конце X века. Древние народы Западной Европы приурочивали конец одного и начало следующего года к поздней осени – времени окончания всех сельскохозяйственных работ и загона скота в стойла. Западная Европа начинает праздновать Новый год 1 января лишь в позднее средневековье. На Руси установился обычай начинать год 1 марта по юлианскому календарю, и вплоть до конца XIV века этот стиль господствовал. Утверждение сентябрьского Нового года было следствием централизации Русского государства и сопутствовавшей ей идеологической унификации. В XIV-XV веках все чаще и чаще в источниках встречаются датировки по византийскому, сентябрьскому стилю. С начала XVI века и вплоть до календарной реформы Петра Великого новый год на Руси начинался 1 сентября.
Широкое общение с европейскими государствами после того, как Петр I «прорубил окно в Европу», вызвало необходимость применять в международных отношениях и в научной переписке григорианский календарь (Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября).
Внутри страны жизнь протекала по старому стилю. Такая двойственность была связана с большими неудобствами и назревала необходимость во введении единого способа счисления времени.
В дальнейшем попытка реформирования российского календаря повторялась дважды. В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением введения в России нового календаря. Министр народного просвещения князь К. А. Ливен дал отрицательную рецензию на нововведение. В 1899г. инициатором календарной реформы выступило Русское астрономическое общество. Но из-за разногласий царского правительства и церкви, было вновь принято решение о запрете календарной реформы в России. Формулировка была такова: «принимая во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля….» и сводилась к запрету календарной реформы.
Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Так вошел в нашу жизнь Григорианский календарь, наиболее точно ведущий летоисчисление (ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет, а в юлианском — примерно за 128 лет). В экспозиции выставки «Летопись Нового года» представлена богатая коллекция календарей народов Мира. Фотографии с выставки в НМ РТ иллюстрируют данную статью. «Летопись Нового года» продолжает цикл традиционных выставок, экспонируемых Национальным музеем республики в дни школьных каникул с 1990-х годов. В фондах музея хранится немало раритетных вещей, связанных с Рождественскими забавами и празднованием Нового года. Подаренные когда-то музею игрушки, открытки, календари, плакаты ежегодно спускаются со своих полок и рассказывают занятные истории. Таких занимательных историй на новогоднюю тему у музейных экспонатов предостаточно. Каждая последующая выставка - это всегда новый рассказ.
Экспозиционное пространство выставки «Летопись Нового года» условно можно разбить на три части: Одна часть экспозиции повествует о традициях летоисчисления разных народов; вторая – о традициях празднования Нового года в России (какие подарки дарили, как украшали избу, празднично сервировали стол, о святочных гаданиях, о зимних забавах); третья — «Мастерская Деда Мороза» (изготовление простых ёлочных игрушек и интересных сувениров с помощью цветной бумаги, ножниц и клея).
Елена Сунгатова. Декабрь 2010
Смотреть все фото ->
P.S. Неоценимую помощь в создании материала оказала Нора Джонс: