1 декабря 2010 года на площади перед НКЦ «Казань» прошла торжественная церемония зажигания свечей в честь начала празднования Хануки – еврейского праздника огня и света, символизирующего единство евреев всего мира.
Название этого праздника происходит от выражений «хануккат ха-баит» (освящение – обновление храма).
В одном из прочтений на иврите слова «ханука» — «Хану-ка» читается «отдохнули 25». И правда, празднование Хануки начинается в 25-й день месяца Кислев.
В дни Хануки не оплакивают умерших и не постятся. Но если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку. Этот праздник считается самым веселым и радостным семейным праздником. В Израиле дни празднования Хануки объявляются школьные каникулы. Не учатся и студенты. В это время в общинах устраиваются различные мероприятия, для пробуждения у детей интереса к изучению Торы. В виде поощрения за знания детям раздают «ханукальные деньги», тем самым материально подпитывая интерес к глубокому ее изучению. Маленькие дети играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй. Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь».
Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание, как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Всевышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.
Ханука — праздник, который знаменует победу добра над злом и света над тьмой и напоминает о древнем чуде, которое свершилось много сотен лет назад, когда иудеи отстояли право на свою религию и культуру.
А было это так:
Около ста семидесяти лет до н. э., Иудея была в упадке — как в политическом, так и в духовном и религиозном отношении. Страна стонала под гнетом Антиоха IV Епифана ( древ. греч.Αντίοχος Επιφανής, «славный», «со славой явленный»), сирийский царь из династии Селеквидов македонского происхождения, сын Антиоха III Великого , царствовал в Сирии в 175-164 г. до н.э..
Антиох Эпифан хотел заставить всех евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую культуру, основанную на идолопоклонстве. Он издал указы, запрещающие евреям под страхом смерти соблюдать заповеди, и евреи, которые соблюдали Субботу, обрезали своих сыновей и изучали Тору, рисковали жизнью.
Притеснения Антиоха достигли предела, когда греки осквернили Храм, установили идола на жертвеннике, чтобы приносить ему жертвы, порвали и сожгли найденные там книги Торы. Народ упал духом; людьми овладели страх и отчаяние. Многие евреи предпочли умереть, освящая Имя Всевышнего. Но были и такие, которые уступили давлению греков и присоединились к эллинистским кругам, отрекшись от наследия своих предков, и приняв чуждую культуру. Уже казалось, что пришел конец еврейскому народу.
Матитьяѓу Хашмонай и пятеро его сыновей, которые жили в маленьком горном селении Модиин, подняли знамя восстания против греческого порабощения.
Восстание началось, когда один из евреев-эллинистов собирался принести жертву идолу на помосте, установленном на центральной площади селения. Матитьяѓу не смог сдержать свой гнев. Он бросился на предателя и на сопровождавшего его царского служителя и убил их обоих. Затем Матитьяѓу разрушил помост и стал призывать евреев, находящихся в толпе: "Кто за Бога, за мной! Кто боится Господа, любит Его Тору и помнит Его завет, за мной!"
О призыве Матитьяѓу узнали евреи во всей стране, и вскоре вокруг него собрались все те, кто готов был сразиться с поработителями. Так образовалось народное войско, которое вышло на борьбу против воинов Антиоха.
Итак, первым вождём восставших был священник (коэн) Маттафия Хасмоней (Маттитьягу). Матитьяѓу не дожил до победы восстания, умер в год начала восстания и был похоронен в своем родном городе Модиине.
После его смерти его сыновья-герои во главе с Иехудой (Иудой) Маккавеем продолжали священную борьбу. Они одерживали одну победу за другой. Через два года они сумели войти в Иерусалим и сразу же направились в Храм, чтобы очистить его от скверны и восстановить разрушенный жертвенник. 25 кислева они торжественно отметили восстановление Храма и жертвенника.
Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь и возобновил зажигание меноры. С этим связана история еврейского праздника Ханука, ежегодно празднуемого в память о выше описанных событиях. Празднование продолжалось восемь дней подряд.
Но не все так было гладко. «Возобновить зажигание меноры, главного храмового светильника» оказалось задачей не из легких. Имеющееся в храме масло было осквернено. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. А огонь надо было поддерживать постоянно. На изготовление нового елея, по еврейской традиции, требуется восемь дней. Все же от безысходности они рискнули и зажгли менору. Произошло чудо, огонь горел без перерыва все восемь дней, пока готовилось новое масло.
После гибели Иуды вождём, а затем и первосвященником стал младший из братьев — Ионатан. В результате предательского заговора был убит и он. В 140 году до н. э. официально избранным правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи стал второй сын Мататиягу — Симон (Шим‘он). С этого момента ведётся формальный отсчёт правления династии Хасмонеев.
Талмуд рассказывает о храброй женщине, по имени Йеѓудит, рисковавшей жизнью во имя спасения своего города, осажденного врагами. Умом и красотой Йеѓудит покорила вражеского военачальника Олоферна. Притупив его бдительность, она отрезала Олоферну голову. После гибели предводителя вражеская армия пришла в замешательство — город был спасен.
Есть такая версия, что Йеѓудит была дочерью Матитьяу Хашмоная и сестрой Иеѓуды Маккаби. Поэтому образ Йеѓудит стал одним из символов праздника Ханука. Отсюда происходит обычай, согласно которому женщины не выполняют никакой работы, пока горят ханукальные свечи. Этот обычай напоминает о том, что чудо произошло благодаря женщине.
Коль речь идет о женщине, то вопросы кулинарии, здесь тоже весьма уместны. В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо. Особенно выделяются пончики, в обязательном порядке присутствующие на праздничном столе и картофельные оладьи.
Ни одно из торжеств не обходится без песен. В праздник Хануки после зажигания ханукальных свечей поют «Маоз Цур» на известную мелодию. Этот пиют написан в XIII веке поэтом по имени Мордехай. Он воздает хвалу Всевышнему: ОН всегда приходит на помощь еврейскому народу и спасает его от беды и безысходности. ОН вывел евреев из Египта, освободил их из вавилонского плена. ОН спас от злодея Амана и явил им чудеса в дни Хашмонаев.
В наши дни традиции празднования Хануки не забыты. От поколения к поколению передается знание еврейского народа, полученное от своих предков.
Есть непременные условия, соблюдение которых обязательны. Например, дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того чтобы прославлять в эти дни Всевышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не выпуская отрывки, которые не читаются в Рош Ходеш и в седьмой день Песах.
В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:
«Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время года» и «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».
После этого зажигают светильники.
Третье благословение — «Давший нам дожить...» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.
Существуют некие советы и рекомендации, такие как:
- Следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме;
- светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра;
- в идеале, Тора — свет и огонь, и, следовательно, менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь;
- остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз;
- светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось. А жар одной свечи не оплавлял другую;
- помещение, в котором зажигают ханукальные светильники, должно быть светлым;
- и пр.
В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания. Читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар Т), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника...» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».
Мено́ра (ивр. מְנוֹרָה — менора́, букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник). Почему семисвечник?
Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу. Огонь семисвечника служит символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком.
Люди не должны удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, они сами должны добавлять к этому свою собственную мудрость и святость.
Казалось бы: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры.
Иосиф Флавий (Иудейские Древности III, 7:7) писал, что
«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь».
Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
Изготовление меноры и ее описание согласно Библии даны Богом Моисею на горе Синай:
«И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе».
Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה, «ханукальный светильник»).
Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X века.
Существуют правила в зажигании светильников:
Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.
Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.
Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник.
Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).
Шамаш используется для освещения. От него можно зажигать другие огни. В то время как ханукальные светильники можно использовать лишь для выполнения заповеди.
Заповедь требует огласки, прославления чуда.
Елена Сунгатова. 2 декабря 2010
Использованы материалы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.judaicaru.org
Комментарии
А сколько там
Шалом Алейхем