24 декабря 2010 года в Выставочном зале ГМИИ РТ открылась выставка «Новогодние поздравления из прошлого века». Экспозиция знакомит с уникальной коллекцией рождественской и новогодней открытки, принадлежащей казанскому коллекционеру Л.В.Блатт.
Все, представленные к экспонированию открытки поделены по времени их издания на три периода: дореволюционный, период Великой Отечественной войны, и 1950-70-е гг. Каждая эпоха показана через интерьер тех лет, игрушки, елки.
О традициях празднования Нового года, елочных игрушках, елках и открытках рассказал один из организаторов выставки — Ивойлов Григорий. Это вторая новогодняя выставка, организованная Григорием. Первая прошла в Казанском Кремле в 2009/2010г и посвящалась елочной игрушке.
Обычай наряжать елку пришел в Россию из Германии в начале XIX века. Считается, что первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. Так как традиция немецкая, то и игрушки были, в большинстве своем, тоже привезенные из Германии. Правда, елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. Подражая царской семье, стала наряжать елки и местная знать. Игрушки и открытки той поры на выставке не представлены.
Но есть экспонаты конца XIX — начала XX вв. В те времена новогодние и рождественские торжества, по-прежнему, были большей частью праздником состоятельных слоев общества. Елка бывала либо общественной (благотворительной), которую устраивали земские власти, либо домашней, частной. Цена елочных игрушек, которых было на тот период времени не так много — достаточно высока. Поэтому домашняя елка — в низах общества это не примета того времени.
Елки проходили в богатых интерьерах. На елке мы видим наиболее типичные образцы игрушек того времени. Стеклянные игрушки на елке, сплошь иностранного производства, в основном немецкие. Картонные коробочки–сюрпризницы, тоже импортные — это картонажные игрушки Дрезденской фабрики. Коробочка, например, круглой формы могла быть выполнена в виде изящной дамы, а прямоугольная — представлять собой домик. Внутрь «сюрпризницы» помещали какой-нибудь сувенир, подарочек.
Украшалась елка и сладостями: золочеными орехами, яблоками, мандаринами, печеньями, конфетами, пряниками. Елка собиралась без участия детей. И после окончания праздника разбиралась сразу либо на сувениры, либо на поедание.
Среди украшений елки мы видим стеклянные бусы, игрушки из стекляруса — наше фирменное российское, исконное произведение. В Вологде с конца XVIII — нач. XIXв. существовали мелкие кустарные производства, производящие стеклярус, бусины по доступной цене. Для создания елочной игрушки брались стеклянные элементы, проволока, текстиль. На витрине выделяются две невзрачные фигурки, елочные игрушки нач. XX века. С годами они потемнели, потрескались, да и не мудрено, ведь они изготовлены из воска и шлаков чугунного производства в качестве наполнителя. Рядом лежат бумажные головки ангелов – непременный атрибут украшения елки. Головки ангелов поставлялись из-за границы, а в России к ним лишь привязывалась железная канитель, в виде петли для того чтобы повесить игрушку на елку.
Привлекает внимание в экспозиции шкаф с тряпичными куклами, известными в наше время, как «Загорские куклы». Загорск — это Сергиев Посад, там в первые десятилетия XVI века, зародился игрушечный промысел. Такими куклами играли дети на рубеже XX века.
На открытках того периода, как правило, присутствует образ свиньи. Свинья это чисто немецкая традиционная фигура, символизирующая достаток, изобилие. Даже открытки, напечатанные в Германии специально для России, включают традиционную для Германии фигуру «Хрюшку».
На одной из открыток мы видим желтую шестиконечную звезду — значимый атрибут празднования Рождества у христиан, символизирующую Вифлеемскую звезду. Вифлеемская звезда — небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу. Желтой шестиконечной звездой в Царской России украшалась макушка елки. Пришедшая в Россию революция расставила свои акценты на празднование Нового года. Праздник не был отменен. Выходными днями Рождество и Новый год оставались до 1928 года. Праздновать или нет? Решалось на партийной дискуссионной основе. Если проводился религиозный праздник, то в тоже время проходил аналогичный комсомольский или партийный. Открытки того периода — блеклые, невзрачные и неинтересные. Сказалась всеобщая разруха после Гражданской войны. В 1929 году Рождество было объявлено «Днем индустриализации». Празднование Рождества и Нового года в этот период могло закончиться плачевно. Елка была под запретом. Но за плотными шторами домов, подпольно Новый год некоторые смельчаки отмечали, несмотря на угрозу лишиться работы, учебы. В 1935 году быт советских людей налаживается. Отменены продуктовые карточки. На Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев 17.11.1935 Иосиф Виссарионович Сталин произнес фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится…. Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас». Распространенный вариант фразы И.Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» послужила толчком к возвращению празднования Нового года в СССР. Отправной точкой, рождением Советской елки считается 1936 год. После выхода статьи кандидата в члены Политбюро П.П.Постышева «Давайте, организуем к Новому году детям хорошую елку» елки в СССР появились повсеместно.
Открытки к Новому году с 1936 по 1941 годы редкость. Известны два образца новогодних, поздравительных открыток. На первой изображена Спасская башня московского кремля. Башня на открытке напечатана золотой краской, а рубиновая звезда какой-то светящейся, лаковой. На второй открытке — мальчик на лыжах. Волосы у мальчика фактурные из шерсти.
Эти открытки были выпущены крайне малым тиражом. Елка того времен неприметная. Под елкой мы видим небольшую игрушку «Ватный пионер». Это довоенная игрушка, свидетельство того, что на советскую елку приходит новая игрушка. Игрушки идеологизированы и направлены на воспитание подрастающего поколения.
На стене висят карнавальные маски. Карнавал — примета того времени. Наибольший интерес вызывают открытки времен Великой Отечественной войны. Их использовали как наглядную агитацию.
Осенью 1941 года издается открытка с героями гражданской войны. На ней изображены Щорс, Котовский, Чапаев — комдивы Красной армии, на чьих подвигах воспитывались бойцы, воевавшие за Родину в 1941 году.
Уникальная история выпуска открытки: «Боец в маскхалате». Это новогодняя открытка 1941/1942 гг. Она была выпущена в феврале 1942 года, сразу после Московской битвы и призывала «К новым победам!». Ко времени Великой Отечественной войны относится еще одна уникальная серия открыток. На этих открытках были напечатаны цитаты вождей и их лики. Таких открыток ни в царской России, ни в СССР не было.
Образцов открыток времен Великой Отечественной войны не много, всего видов 50. Но изданы они были крупными тиражами от 2 до 4 млн. штук одного вида. Важно было, чтобы каждому досталась открытка или почтовая карточка, чтобы каждый мог послать. И, тем не менее, встречаются поздравительные открытки, изготовленные вручную.
Открыткам времен Великой Отечественной войны свойственен эмоциональный посыл. Существует серия открыток военной поры, посвященная семье, мирной жизни детям. Боец должен знать, за кого воюет. В послевоенное время образ семьи в открытках, практически, не возникает.
Эмоциональность открытке придавало и обращение к конкретному виду войск. Это так называемая, адресная открытка. Открытки обращены к танкистам, партизанам, и т.д. Комплект открыток, адресованный одному роду войск, доходил до 500 000 экземпляров, иногда и больше.
Следующая экспозиция рассказывает о мирном послевоенном быте. Искусственная елка в этом разделе аутентична. Она относится к 1958 году.
Необычная тема в открытках той поры. Малыми тиражами воспроизводились фото открытки, которые множились и делались посредствам ретуши. То была краткая мода. Фото открытка — новинка 1950-х гг. Они лишь небольшой процент открыток, напечатанных в те годы.
На официальных открытках того времени обязательно делался акцент на пятиконечной красной звезде. Очень большое количество открыток выпускалось с видами кремля.
До 1955 года изображение кремля дается в одном только ракурсе. Яркая Спасская башня со звездой, четко узнаваема. Далее кремль уже появляется в других ракурсах, иногда применяется абстрактное решение. На одной из открыток башни представлены в виде абстрактного красного леса.
Интересная веха в истории открыток это появление серии «К новым трудовым свершениям!». На них: дымящие трубы, зарево. И обращение: к трудовым коллективам выполнить семилетку за пять лет. Длился этот период от 4 до 5 лет. А изображался на открытках исключительно промышленный пейзаж.
Если сравнивать 1950 и 1960 годы, то главным образ 50-х годов на открытках служили кремль, либо красная звезда. (40% от общего объема выпущенных открыток). В 60-х годах появляется тема космоса. И на открытках мы видим либо космонавта, либо мальчика, облаченного в скафандр. Если Дед Мороз, то обязательно на фоне ракеты.
Ракета обязательно появляется и на фоне кремля. Таких открыток в 60-е годы большинство, приблизительно 70%. Наибольшее разнообразие в открытках наблюдается именно в 1960-е годы.
В 1970-е годы происходит уход от большого разнообразия тем, их глубокой продуманности, актуализации и переход к банальным вещам. Абстрактные игрушки, потерявшие смысл, фонарики, и пр. Елочные игрушки выполнены по единому ГОСТу. Игрушки, изготовленные на различных фабриках СССР, не отличаются друг от друга. Технологичность свела на нет традицию. Тоже можно сказать и об открытках. На них все чаще представлена композиция из игрушек. Ушла художественная проработка. Автора выставки этот период не привлекает: «они перестают быть яркими, интересными». В экспозиции присутствует несколько открыток близких по выпуску к 1970 году. Выставка «Новогодние поздравления из прошлого века» заметно отличается от прошлогодней выставки не только количеством экспонируемых предметов, но и научным подходом в подаче материала. Причем сухое словосочетание «научный подход» не влияет на теплое и душевное восприятие выставки. Высказывания пришедших на открытие людей лишь тому подтверждение:
Светлана Измайлова; Розалия Нургалеева, Наиль Валеев Светлана Измайлова — заместитель Генерального директора НМ РТ; Розалия Нургалеева — директор ГМИИ РТ; Валеев Наиль Мансурович — доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РТ, член Союза писателей России. Вице – президент АН РТ, депутат Государственной думы РТ. «Предметы этой выставки, на самом деле очень хрупкие: открытки, елочные игрушки, сделаны в основном из бумаги, ваты и стекла. Эти хрупкие экспонаты возвращают нас к истории, к семейным традициям, которые дороги каждому человеку» — Светлана Измайлова, заместитель Генерального директора НМ РТ.
Фарит Губаев, Фарида Хасьянова Губаев Фарит Саитович — заслуженный деятель искусств Республки Татарстан, Член Союза фотохудожников России и Московского Союза художников-графиков; Фарида Хасьянова — Народный художник РТ, Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии им. Б.Урманче Фарида Хасьянова — Народный художник РТ, Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии им. Б.Урманче отметила, что данная выставка для нее, как для художника-графика — большой кладезь и поделилась своими впечатлениями от выставки: «От счастья, умиления, ностальгии я разрыдалась в одном из залов. Окунулась как в машину времени, в свое детство. Услышала, воочию, голоса своих соседей, мамы, папы, брата. Телевизоров почти не было, когда мне было 5-6 лет. Елки, предрождественские торжества праздновались всем подъездом. Мы заходили к бабе Маше, которые у нас жили по соседству, она готовила какие-то вкуснятины и собирала нас, детей. Заходили друг к другу. Знакомились с игрушками, которые кто-то приобрел. Игрушки тогда тиражировались миллионным количеством. И у всех они практически были одни и те же. Но мы настолько были счастливы!».
«Технократия пожирает духовную суть человека. В человеке не остается ничего человечного. Все нацелено на деньги. Никакая экономика не будет продуктивно развиваться, если мы не будем сохранять и развивать свою духовную жизнь» — Валеев Наиль Мансурович — доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РТ, член Союза писателей России. Вице – президент АН РТ, депутат Государственной думы РТ.
Елена Сунгатова. Декабрь 2010
Смотреть все фото ->