30 сентября 2010 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ была открыта выставка заслуженного деятеля искусств Татарстана, Николая Михайловича Сокольского.
Фото №61237. Ржаное поле. 1968Сокольский Н.М. 1900-1970;
холст, масло;
собственность ГМИИ РТ Николай Михайлович одним из первых окончил Графический факультет Казанского государственного художественно-технического института. Его дипломная работа - альбом «Казань. Гравюры на линолеуме». 1923, была отмечена широким кругом зрителей СССР: Казани, Москвы, Ленинграда. Благодаря выставкам, посвященным графическому искусству Советского Союза, о нем заговорили во Франции, в Америке.
Фото №61423. Титульный лист альбома "Казань. Гравюры на линолеуме". 1923Н.М.Сокольский. 1900-1970 Своей дипломной работой он вошел в сообщество советских графиков. И в 23 года Николай Сокольский возглавил графическую мастерскую в Казанском государственном художественно-техническом институте. Но, энергичному молодому человеку стало тесно в стенах родного Вуза. Он переходит на работу в газету «Красная Татария». Из воспоминаний дочери Н.М.Сокольского, Ирины Николаевны.
Фото №61363. Улемнова Ольга Львовна, Сокольская Ирина Николаевна (Новосибирск) дочь Николая Михайловича - В семье царила необычная атмосфера, но для меня все это воспринималось как самая обычная моя жизнь. Нас было пятеро, все жили в одной комнате (примерно 40 кв.м.), которая нам служила и спальней, и столовой, и кухней, и была папиной мастерской. Когда папа трудился в редакции газеты «Красная Татария», я помню, он часто работал ночью. У нас был обеденный стол, который служил ему рабочим столом. Семья ложилась спать, становилось тихо. На столе стояла настольная электрическая лампа под зеленым абажуром, а во время войны - керосиновая лампа. Окна плотно занавешены, в целях светомаскировки. Папа писал плакаты, рисунки, заголовки в газетные материалы. На моей памяти это происходило очень часто.
Каждый день Николай Михайлович буквально создавал рисунки и портреты вождей на первой странице, и сатирические рисунки на последней странице газеты. Вместе с одним казанским поэтом в 1940-е гг. Сокольский стал инициатором создания Окон сатиры. Ночами выполняли на военную тему рисунки. Затем, плакаты его исполнения развешивались по городу.
Фото №61405. Портрет Ленина. 1934Н.М.Сокольский. 1900-1970;
фанера, масло;
собственность ГМИИ РТ В газете он проработал с 1925 по 1946 гг. Это были тяжелые годы для нашей страны. Только окрепшая после гражданской войны, она вновь была втянута во Вторую Мировую.
Фото №61291. Ударнику, герою стройки Казанской Казалось бы не до искусства. Но Николай Михайлович находил не только физические и творческие силы, но и изыскивал материальные возможности, чтобы создавать гравюры, альбомы. Проводил выставки, непременно сопровождая их каталогами. А гости к Сокольскому приходили многие художники. В комнате стоял мольберт, где обязательно была какая-нибудь работа Николая Михайловича.
Фото №61297. Ранняя весна. Пейзаж. 1935Сокольский Н.М. 1900-1970;
холст, масло, картон;
собственность ГМИИ РТ - Хорошо помню Тимофеева, Дульского, Родионова, Максимова, Куделькина. Приходили посмотреть папины новые работы, высказать свое мнение - вспоминает Ирина Николаевна Сокольская. Потребность передать свои знания, поделиться накопленным опытом, вновь приводит Н.М.Сокольского в стены Казанского художественного училища. Преподавательской деятельностью он занимается с 1949 по 1963 годы.
О Сокольском-преподавателе вспоминают на открытии выставки его ученики.
- Николай Михайлович был человеком добрым, внимательным и со своими студентами по-дружески, как с равными обращался. Относился с уважением к тем, кто хочет чему-нибудь научиться. Мне и моими товарищами по классу удалось несколько раз побывать у него дома. Он нам показывал этюды. Во времена Социалистического реализма в искусстве, нужна была определенная тематика, яркость, броскость. А дома он нам показывал совсем другие работы лиричные, тонкие - вспоминает Андрей Оскарович Визель.
Фото №61381. А.О.Визельдоп. инф. srpo.ru А вот воспоминание о Сокольском другого ученика:
- Мне повезло учиться один семестр у Н.М.Сокольского. На первом занятии он нам сказал: «Ребята, ничего нет сложного в живописи. Только надо уметь сочетать теплое с холодным, холодное с теплым. В этом будет заключаться вся борьба вашей жизни». Ну, сказал и сказал. А прошло время, и мы понимаем, что краски надо уметь мешать, краски надо уметь приводить в торжество. И когда их приводишь в торжество, получается настоящая живопись - рассказывает Абрек Амирович Абзгильдин., ученик Николая Михайловича, народный художник РТ, член-корреспондент Академии Художеств.
Фото №61393. Григорий Эйдинов - Николай Михайлович ходил по училищу как живая легенда. Если кто-то бежал, то обязательно приостанавливался около Николая Михайловича, - вспоминает заслуженный художник России Григорий Львович Эйдинов, - нам повезло, что мы застали остатки того золотого века Казанской художественной школы. У меня консультантом по диплому был Тимофеев, преподавал Сперанский, так что мы счастливые люди, что застали тот слой.
Как глава графического факультета КХУ, Григорий Эйдинов в своем выступлении на открытии выставки Сокольского не мог не остановиться на дипломной работе Николая Михайловича Сокольского - альбоме "Казань. Гравюры на линолеуме". В нем Сокольский продолжает вековую традицию графической иконографии Казани, активно подхваченную молодыми казанскими художниками 1920-х, которые объединились в графический коллектив «Всадник»: Николай Шикалов, Илларион Плещинский, и работающий рядом с ними Владимир Кудряшов.
Фото №61417. Мечеть. Лист из альбома "Казань. Гравюры на линолеуме". 1923Н.М.Сокольский. 1900-1970;
бумага, цветная линогравюра;
собственность ГМИИ РТ В то же время он преображает ее, ставя перед собой новые задачи в поиске художественной формы, выбирая новые точки зрения на традиционные мотивы. Для молодого художника Казань - не свод древних памятников, перед которыми застывают в благоговении, а живой натурный материал, с которым он обращается вольно, как ваятель, отсекающий от глыбы мрамора лишнее, оставляя необходимое, создавая новую форму, следуя только собственному творческому замыслу. - Графическая серия «Казань» - это просто шедевр. Столько в маленьких работах экспрессии, Обязательно приведу сюда студентов, может быть, они почувствуют прелесть настоящей графики - заключил глава графического факультета КХУ, Г.Эйдинов.
Фото №61243. Фотоархив Николая Михайловича Сокольского На выставке представлены все стороны творчества Николая Михайловича Сокольского, от самого раннего периода, до последних лет его жизни: Графические работы, плакаты, промышленные грамоты, живописные работы, книжные издания - все это из собраний ГМИИ РТ. Есть книги из фондов Национальной библиотеки РТ. Очень большой обширный архив Николая Михайловича, который был передан после смерти художника его женой Антониной Федоровной Большаковой.
Фото №61255. Каталоги и пригласительные билеты выставок, в которых участвовал Н.М.СокольскийСокольский Н.М. 1900-1970;
научный архив ГМИИ РТ Фото №61267. Диплом Художественно-технического института, факультета Графики Но как оказалось, еще об одной стороне творчества художника мало кто знает. - Это изумительные миниатюры на религиозную тематику. Он каждую Пасху моей прабабушке дарил расписное куриное яйцо. Тонко прорисованная миниатюра. Прабабушка их хранила, это бы шедевр - рассказывает родственник Сокольского по линии его жены, Антонины Федоровны Большаковой. Так же мало кто знает о его несбывшейся мечте. - У папы была мечта - создать семейное трио. Он - виолончель, я - фортепиано, брат - скрипка - делится секретом его дочь Ирина Николаевна Сокольская. В молодости Николай Михайлович играл на виолончели в самодеятельном оркестре Рувима Львовича Полякова, российского музыканта, впоследствии, деятеля искусств Татарской АССР Но началась война, все рухнуло. Виолончель осталась стоять в углу. Саша (сын) вообще не пошел учиться, дочь окончила 6 классов музыкальной школы №1 по классу фортепиано. Разносторонние способности Николая Михайловича проявлялись во многих областях жизни: любил охоту, хорошо катался на коньках, но главной любовью его жизни было все же, рисование. - Это ему досталось по линии мамы. Мама у него была Ашмарина. Семья Ашмариных занимались торговлей. Прадед начинал с коробейников. Пока ходил со своим товаром, встретил крепостную девушку, влюбился и выкупил ее. Стал купцом и той же судьбы желал своему сыну. А способности сына в расчет не брались. Тот рисовал на стенах, в амбарных книгах, везде, где только мог. Способности и желание были, а развить их не удалось. Его художественная жилка передалась по наследству матери Николая Михайловича Сокольского. Та стала переплетчицей книг. У нее были художественные переплеты и много больших заказов - рассказывает Ирина Николаевна Сокольская. Пока в семье Сокольских художников нет, но я думаю, что художественная жилка Николая Михайловича еще даст ростки и рано или поздно появится его преемник.
Сокольский Николай Михайлович (1900-1970)
Сокольский Н.М. родился в1900 в Цивильске, бывшей. Казанской губернии, ныне Чувашской Республики. Окончил Казанский государственный художественно-технический институт (ныне Казанское художественное училище им. Н.И.Фешина), где учился в 1918-1923 с перерывом на время службы в Красной Армии (1919-1922); 1923-1925 работал там же руководителем графической мастерской; 1925-1946 работал художником газеты «Красная Татария» (в штате - с 1933). 1949-1963 - преподаватель Казанского художественного училища. Член Татарского отделения Ассоциации художников революционной России (ТАХРР) в 1925-1930; член Союза советских художников с 1936; Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1944); Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР. Участник республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных выставок. Персональные выставки в Казани: 1934 - совместно с В.А.Родионовым; 1943, 1965 - совместно в В.К.Тимофеевым; 1966 - совместно с В.И.Куделькиным.