17 марта 2015 гда в ГБКЗ им. Сайдашева при полном зале состоялся концерт-посвящение Астору Пьяццолле, в котором участвовали молодые талантливые музыканты из Казани.
Фото №798606. Art16.ru Photo archive Фото №798624. Art16.ru Photo archive Фото №798672. Art16.ru Photo archive На концерте в качестве зрителей присутствовала преимущественно молодёжь. Свет в зале погас и на сцену был спроецирован огромный портрет Астора Пьяццоллы, прозвучала запись его соло на бандонеоне.
Великий композитор XX века появился на свет в семье итальянских эмигрантов второго поколения в городе Мар-дель-Плата, в Аргентине 11 марта 1921. Прожил достаточно долгую, насыщенную, творческую, яркую жизнь артиста, музыканта-виртуоза, композитора, дирижёра и руководителя многочисленных танго-оркестров.
Детство его прошло в Нью-Йорке, где в 30-м году он начал обучаться игре на аккордеоне, брал уроки у венгерского пианиста, ученика Рахманинова Белы Вильды, увлёкся творчеством Баха, исполняя его сочинения на бандонеоне. В тот период судьба сводит его с знаменитым Карлосом Гарделем, благодаря которому Пьяццолла получает эпизодическую роль в фильме.
В 1937 году переезжает в Аргентину, выступая с оркестрами танго в ночных клубах, совершенствуясь как музыкант, знакомится с признанными тогда звёздами этого жанра, некоторые из них в последствии адаптируют его сочинения как музыку для танцев, хотя сам Пьяццолла никогда не считал свою музыку танцевальной.
Его сочинения обогатили список классики XX века, повествуя о страсти, любви, тоске, одиночестве и тайных, неутолённых порывах человеческой души. В 60-х годах Астор Пьяццолла пишет музыку к сочинениям классика аргентинской литературы Хорхе Луи Борхеса. Композитор заложил основы стиля танго-нуэво, заключавшем в себе традиционное танго, джаз, а так же элементы классической музыки. К этому направлению, без сомнения, можно причислить знаменитый цикл «Времена года в Буэнос-Айресе», в настоящее время с успехом исполняемого музыкантами во всём мире. В 1967 году из-под пера маэстро выходит оперетта «Мария из Буэнос-Айреса».
На творческом пути композитор встретил любовь и признание публики. Были так же периоды яростной критики, бойкоты звукозаписывающих фирм, из-за которых в 1958 году Астор Пьяццолла на несколько лет покидает Аргентину и возвращается в США, в Нью-Йорк, совершает гастроли по северо-американским штатам.
Маэстро на протяжении своей карьеры очень много гастролирует по всему миру, выступая с коллективами в Европе, по всему Американскому континенту и Японии.
Жизнь маэстро оборвалась в 1992 году в Буэнос-Айресе после перенесённого в 1990 году инсульта. Он был одним из немногих композиторов, кто смог исполнить в концертах и записать почти все свои произведения, только за последние 10 лет им создано около 300 танго, а так же 50 саунд-треков к кинофильмам. Его произведение «Забвение»(«Oblivion») получило в 1993 году премию Грэмми в категории «лучшая инструментальная композиция». Эта пьеса, по мнению музыкальных критиков, считается лучшим произведением композитора.
Первым номером программы стало танго «Oblivion» этого великого мастера в исполнении дуэта Ильдар Нигматуллин — рояль, Алмаз Ахметзянов — аккордеон.
Далее выступили музыканты Амаль Садреев — кларнет, за роялем Елисей Кротов. Ребята очень старались и танго «Verano Porteño» (Буэнос-Айрес, Лето) прозвучало достаточно убедительно.
Фото №798684. Art16.ru Photo archive Фото №798660. Art16.ru Photo archive Фото №798648. Art16.ru Photo archive Далее камерный оркестр «Ренессанс» исполнил два танго «Каштановое и голубое» и «Чао, Париж».
Фото №798702. Art16.ru Photo archive Фото №798690. Art16.ru Photo archive Следующим был танцевальный номер в исполнении дуэта спортивных бальных танцев в составе Никита Петухов и Дарья Иванова. Бальное-спортивное, сценическое танго отличается от аутентичного аргентинского танго, зародившегося в конце XIX века в бедных эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса, как небо от земли. Их роднит только жанр. Настоящее аргентинское танго основано на танцевальной импровизации, на хорошем взаимопонимании, обмене энергиями партнёров, и состоит из набора традиционных базовых движений, из которых как из причудливой мозаики складывается танец. Жаль, этим вечером зрители чуда не увидели. Пара выглядела очень эффектно в своих великолепных костюмах, но их танец по стилистике был далёк от того, что танцуют на улицах Буэнос-Айреса. Кстати, сейчас мир заново переживает всплеск интереса к этому танцу. Его танцуют в барах, кафе, на мостовых под открытым небом практически по всему Американскому континенту, в Старом Свете, множество поклонников у танго в Японии и Китае.
Фото №798726. Art16.ru Photo archive Фото №798756. Art16.ru Photo archive Фото №798738. Art16.ru Photo archive Кульминацией вечера стало «Либертанго» в исполнении трио в составе мэтра Андрея Руденко за роялем, скрипки Арслана Сайфи и виолончели Сергея Пономарёва. Благодаря А.Руденко танго приобрело мощь океана, его объём и глубину. Стиль маэстро сдержанный, минималистичный, вместе с тем очень эмоционально напряжённый. Скрипка А.Сайфи добавила лирики и избавила от излишнего драматизма, прекрасный глубокий тон виолончели украсил великое и самое узнаваемое произведение А.Пьяццоллы. Далее прозвучали «Времена года в Буэнос-Айресе» в исполнении трио Арслан Сайфи — скрипка, Сергей Пономарёв — виолончель, за роялем Зульфат Фахразиев. Публика отблагодарила музыкантов овацией и криками «Браво!».
Фото №798750. Art16.ru Photo archive В завершении концерта публика услышала «Гран Танго», посвящённое великому виолончелисту из России Мстиславу Ростроповичу, с которым композитор был знаком лично. За роялем опять Андрей Руденко. Благодарные слушатели долго не отпускали музыкантов со сцены.
После тёплого приёма у молодёжной аудитории верится, что прекрасная музыка Астора Пьяццоллы не будет предана забвению, найдёт отклик в сердцах новых поколений слушателей, она созвучна течению и ритму современности, отражает чувства, стремления, страхи и надежды человека, независимо от возраста, достатка, цвета кожи, понятна и доступна любому, стоит только повнимательнее прислушаться. «Он самый совершенный музыкант и один из самых оригинальных деятелей танго, — говорит об Асторе Пьяццолле Орасио Феррер. — Его творчество являет собой новый музыкальный стиль Ла-Платы, революционный по содержанию, тесно связанный с современной западной музыкой».