С 5 апреля по 5 мая 2012 года Национальная художественная галерея «Хазинэ» знакомит зрителя с выставкой Бориса Иванович Майорова (1931–1991).
Фото №97125. Цветущий кактус. 1978. Майоров Б.И.(1931-1991)картон, масло; Собственность ГМИИ РТ. Борис Иванович Майоров за свою жизнь создал более 400 произведений живописи и графики. Выставка, приуроченная к 80-летию художника, состоит из лучших его произведений, хранящихся в фондах ГМИИ РТ и архиве семьи художника. Отдавая должное семье Майоровых, хочется отметить, что наследники художника (жена, дети, внуки) бережно хранят коллекцию работ Майорова Б.И. в том состоянии, в котором ее оставил сам художник, не продают картины, не разбрасываются ими, а с должным почтением берегут.
Фото №97105. Волга. Серый день. 1970-е. Майоров Б.И.(1931-1991)картон, масло; Собрание семьи художника. На выставке представлены разные жанры живописи: бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт, написанные в лучших традициях российской живописной школы.
Фото №97157. Закат. 1972. Майоров Б.И.(1931-1991)картон, масло; Собственность семьи художника. На произведениях Бориса Ивановича воспитывалось не одно поколение художников. Он всю свою жизнь отдал преподаванию живописи в Казанском художественном училище.
Фото №97257. Яблоки и ивино. 1989. Майоров Б.И.(1931-1991)картон, масло; собрание семьи художника. Вагапов Махмут Ахатович, директор Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина, директор филиала Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова в Казани, на открытии выставки с гордостью отметил, что носит «самое для себя дорогое звание „Ученик Бориса Ивановича Майорова“. — Мы, будучи еще совсем маленькими, юными студентами некоторые работы, которые сейчас висят в экспозиции, видели, на них учились, росли, — рассказывает М. А. Вагапов — особенно „Виолончелист“, „Портрет пожилой женщины за чтением“, „Кошка“ и ряд других произведений, которые мы всегда могли видеть в залах Государственного музея изобразительных искусств РТ. Для нас это огромная школа. Одно дело, когда мастер говорит, назидая, другое, когда ты видишь работы мастера, учишься на его полотнах…. Это не только прекрасный урок живописной грамоты, но и отношения к своему ремеслу, к своим студентам, к своей профессии».
Фото №97093. Портрет виолончелиста. 1967. Майоров Б.И.(1931-1991)холст, масло; Собрание ГМИИ РТ. Хабибуллин Айрат Габдуллович, преподаватель КХУ, вспоминая свои годы учебы в училище рассказывает: — Мы, когда поступили в училище, очень завидовали тем, кто учился у Б. И. Майорова. Нам разрешалось показывать свои работы, и он смотрел, давал советы. Это было большой школы. О «Серебристой живописи» мы слышали еще обучаясь в художественной школе. Мы хотели уметь это делать, писать так как Майоров: импасто, вкусно, толстым слоем». Живопись Бориса Ивановича Майорова сегодня особенно востребована своей искренностью, глубиной, живописной культурой, основанной на самых лучших традициях. — Мы помним Бориса Ивановича. На долгие годы он будет с нами, потому что вот эти работы наполнены его энергией, — делится своими мыслями Татьяна Голубцова — никогда не надоедает смотреть, смотришь и каждый раз получаешь импульс. Проходя мимо работ замечаешь, что они уже отстранились от художника, они сами по себе существуют. Пока живо дело человека, он не умрет. Ольга Гильмутдинова, искусствовед, преподаватель Казанского художественного училища им. Н.И.Фешнна, призвала всех присутствующих к внимательному знакомству с произведениями Бориса Ивановича Майорова: — В наше стремительное время, когда мы всегда бежим, торопимся, у нас не хватает пяти минут, иногда минуты. На этой выставке у нас есть уникальная возможность остановиться и посмотреть вокруг себя: на уголки природы, на тихие места: Макарьевский монастырь, Владимирский собор, Суздаль. Посмотреть на мир вещей, вглядеться в лица людей. Если мы говорим о портрете, то можно попытаться понять, как же художник создавал эти портреты. Портрет Бориса Ивановича — это идея, сюжет и действие (динамическая композиция). В этих портретах заключены все эти три понятия. Посмотрите на портрет, вы нигде не увидите человека, который просто стоит, или сидит. Вы как-будто застали его за каким-то действием. Он что-то делает. Просто он ненадолго оглянулся на вас, или даже не оглянулся, как, например, «Виолончелист», или «Старушка за чтением».
Фото №97101. За чтением. 1959. Майоров Б.И.(1931-1991)холст, масло; Собрание ГМИИ РТ. Если мы говорим о натюрмортах, то говорим о творческой лаборатории. И здесь очень хорошо видно, как эволюционировал художник, начиная с первых работ, смысловых натюрмортов (это его «Блудня», натюрморт с «Монахом», со старыми вещами). Когда художник к концу своей жизни влюбляется просто в предмет, пишет его, отдавая самого себя освоению, или знакомству. Каждый раз он знакомится заново с живописным языком, с возможностями живописного языка… На выставке мы видим лучшие образцы этой реалистической академической живописи.»
Фото №97237. Мария Борисовна Майорова возле своего портретаМария Борисовна Майорова , преподаватель детской школы искусств в Вахитовском районе г. Казани. (музыкант) Фото №97261. Ольга Борисовна Майорова у своего портретаОльга Борисовна Майорова, зав. каф. “Фортепиано” Казанской государственной консерватории; На открытии выставки присутствовали дочери художника: Ольга Борисовна и Мария Борисовна Майоровы; внуки: Иван Александрович Майоров и Анастасия Александровна Киселева. Жена художника, Татьяна Михайловна Юдина, не смогла прибыть по состоянию здоровья. Ольга Борисовна Майорова, зав. каф. «Фортепиано» Казанской государственной консерватории; Мария Борисовна Майорова, преподаватель детской школы искусств в Вахитовском районе г. Казани. (музыкант): Иван Александрович Майоров, художник, выпускник КХУ; Анастасия Александровна Киселева, студентка КАИ, (окончила Муз школу). От имени семьи художника к присутствующим обратилась Ольга Борисовна Майорова: — Несколько штрихов Ольга к портрету отца. Галина Алексеевна, как опытный искусствовед, начала разбирать портреты, натюрморты. Я сижу и думаю: " А если бы отец был на открытии выставки, он бы сказал, что все эти работы надо доделывать. Это только этап. Нужно как следует поработать над ними, это все еще поиск».
Фото №97193. Маша. 1983. Майоров Б.И.(1931-1991)картон, масло; собственность семьи художника. Может быть вы в работах найдете некую незаконченность, его порыв первый, впечатление, поиск цвета, поиск правды. Его главный период творчества прошел в годы, когда не было не только популярным, но даже не приветствовалась эта тематика (вид соборов, неприметные уголки. русской деревни, все, что не броско). Сейчас мы возвращаемся к тому, чтобы увидеть красоту, в том, что неприметно, не эффектно, на первый взгляд, но по-настоящему ценно, потому что человеческая душа этим питается.
Фото №97269. Красные георгины. 1988. Майоров Б.И.(1931-1991)холст, масло; собрание семьи художника. Реалистическое искусство самое глубокое и самое трудоемкое. Всю жизнь посвятил этому и больше ни на что не отвлекался, только этим занимался, только это в учениках, в живописи, в работе искал. Всегда был в этой ауре, которая не всегда приносит удовлетворение, а часто — очень сильные переживания, неудовлетворенность собой. На церемонии открытия было много студентов Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина, филиала Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова в Казани. После открытия персональной выставки студенты разбрелись по выставочной экспозиции и еще долго разглядывая полотна мастера, изучали, обсуждали композиции, художественные приемы, используемые художником в написании картин.
Елена Сунгатова, апрель 2012
фото автора