6 апреля 2011г. в выставочном зале Национальной худоественной галереи «Хазинэ» прошло открытие выставки Куделькина Виктора Ивановича.

Заслуженный художник России, Народный художник Республики Татарстан, участник Великой Отечественной войны, боевой офицер, педагог, общественный деятель, заместитель Председателя СХ.

В.И.Кудедькин - один из ведущих художников-портретистов Татарстана и видный деятель культуры. С 1960-х годов, возглавлял комиссию по работе с молодежью при Правлении СХ ТАССР, программы «Село», «КамАЗ», выезжая на места, находил темы, и своих героев в самой гуще трудовой жизни, создал галерею портретов современников. Участник всех выставок, начиная с 1941 года, проводимых Союзом художников Татарстана и организационным Комитетом Союза Советских художников СССР. Способствовал активизации выставочной работ в Казани, развитию шефства художников над самодеятельным искусством, организации изостудий, повышению профессиональной квалификации молодых художников. Активно занимался педагогической деятельностью, преподавал в Казанском художественном училище, был чутким и внимательным педагогом.

Виктор Иванович Куделькин родился 9 ноября 1911 года, в семье рабочего железнодорожного транспорта, жившей на небольшой станции Кудьма, близ города Алатырь Симбирской губернии (ныне Республика Чувашия). Начал свою художественную деятельность декоратором и руководителем кружка изобразительного искусства в клубе железнодорожников в городе Алатырь. В 1934 году поступил в Алатырское (Чебоксарское) художественное училище, созданное в 1933 г. первоначально как граверная школа. Куделькин начинал свой творческий путь как график, создавал рисунки карандашом, линогравюры, ксилографии, он и в дальнейшем, уже, будучи живописцем, сохранил интерес к графике, уделяя много внимания зарисовкам с натуры. После окончания училища, два года обучался в институте повышения квалификации художников в Москве, под руководством В. А. Бакшеева. В 1940 году переехал в Казань, работал графиком в редакции газеты «Локомотив», начал заниматься станковой живописью. В начале 1941 года 30-летний Виктор Куделькин участвовал в выставке молодых художников РСФСР. Экспонировавшиеся работы «Улица в Казани» и портрет девушки-татарки, обратили на себя внимание, были замечены прессой, и молодой художник был принят в члены Союза советских художников. В 1940-1941 гг. работал художником-методистом Дома народного творчества, организовывал изостудии для самодеятельных и профессиональных художников, был инспектором Управления по делам искусств при Совнаркоме ТАССР.

Интенсивно начатая творческая и общественная деятельность на долгие годы была прервана войной. Свой боевой путь в Великой Отечественной войне художник начал 28 июля 1941 года, воевал в составе 2-го Белорусского фронта, был контужен 19 декабря 1941 года. Участвовал в боях при обороне Москвы, взятии Кенигсберга. Окончил военную службу в марте 1946 года в городе Нойбрандербург, что в 40 км. от Берлина, командиром взвода связи бригады правительственной связи СССР. В коллекции музея хранятся фронтовые рисунки, наброски художника.

После демобилизации, в 1946 году поступил на работу в Казанское художественное училище, преподавал живопись, графику и композицию на старших курсах, в том же году был назначен директором училища. Четверть века художник служил благородному делу воспитания молодого поколения.


Высокий, по-военному собранный, строгий, но в то же время деликатный, иногда ироничный - таким запомнился он современникам, многое успевал и плодотворно решал поставленные, прежде всего перед собой, задачи. Что касается рабочей обстановки, проблемы, и производственные вопросы решались быстро. И, в его бытность директором училища, собрал блестящий коллектив увлеченно работавших профессионалов-педагогов. Процессом художественной подготовки студентов занимались лучшие художники Казани, и по окончании училища процент поступления в институты наших учащихся был очень высок.

Это не был закрытый «клан», на новогодние праздники, устраиваемые Куделькиным в училище, приглашались интересные люди. Приветствовались маскарады, розыгрыши, сам Виктор Иванович обладал даром комического подражания, доводил до слез своими выступлениями. Куделькин постоянно рисовал, в руках его часто оказывались бумага и карандаш, он умел найти что-то характерное в человеке, у него отлично, с юмором, получались шаржи. Учащиеся, выезжая на пленэрную практику с Куделькиным, вспоминали, как свободно, легко чувствовали себя с таким руководителем, он мог подметить смешное, с юмором отмечая какие-то недостатки в работах. С добрыми шутками, легко и непринужденно проходили занятия.

Внимательный, чуткий педагог, Куделькин, и после ухода на пенсию продолжал консультировать учащихся, входил в состав экзаменационной комиссии, мог поддержать интересный замысел дипломной работы выпускника, своими тактичными замечаниями помогал акцентировать главное в работе, учил видеть, анализировать, грамотно исполнять задуманное. Он всегда корректно делал свои замечания, поправлял, давал рекомендации для улучшения произведений не только ученикам, но и будучи заместителем Председателя Правления СХ, членом комиссии Выставкома СХ, профессиональным художникам, видя недостатки и погрешности в эскизах и полотнах. Главным в творчестве, это серьезность подхода к теме - ее важность и значительность, профессионализм исполнения, по его убеждению, достигается трудолюбием и работой с натуры.

Наметившееся еще до войны тяготение художника к портретному жанру укрепилось и стало основополагающим. Первые послевоенные годы были годами активной работы, поиском своего пути в искусстве. Как нельзя лучше отвечал творческим интересам мастера метод социалистического реализма, главенствующий в советском искусстве - утверждение в общедоступной реалистической форме социалистических идеалов, образы новых людей и новых общественных отношений. Главным для художника стало познание героической сущности советского человека, неповторимость и ценность каждой личности. Основные черты творческого метода — искренность и жизненная достоверность — сложились в пятидесятые годы, когда им были созданы и показаны на республиканских и всероссийских выставках произведения портретного жанра.

Персонажи портретов предстают перед нами в реальной жизни, без прикрас, мы верим, что они такие и есть на самом деле, какими их знал и любил сам художник. Создавая работу, он до ее завершения сохранял первоначальную идею произведения. Прекрасный психолог, Куделькин передавал в портретах характерные особенности человека, его внутреннюю сущность. «Корейская девушка Ким Ден Ок» (1951), «Портрет К.Скамровой» (1952), «Портрет матери» (1953), «Юная художница» (1955), «Портрет Доминовой» (1957), «Подруги» (1959), «Портрет Ирины Федоровны Шаляпиной-Бакшеевой» (1963- 1968).

В портрете матери перед нами предстает суровый облик женщины, перенесшей все тяготы, и лишения военного времени, в «Юной художнице» - идеал нового, молодого целеустремленного поколения Советской страны. Картина «Подруги» повествует о чувствах, сомнениях, переживаниях, так психологически тонко написана, что, глядя на нее, мы видим, какие чувства испытывают молодые девушки, и даже какой диалог происходит между ними. В портрете И.Ф.Шаляпиной-Бакшеевой художник создал образ волевой, немного надменной и в тоже время много пережившей женщины. Именно в это время, в середине 1950-х годов, он впервые обращается к портретам животноводов и строителей. («Портрет строителя Казиева,. Этюд к картине «Перерыв» (1954), «Ремесленник» (1955), портрет доярки Л.К.Разживиной (1957).


Новым этапом для творческого роста стало обращение Куделькина к прославлению героев труда, построивших и пустивших в эксплуатацию Объединение «Органический синтез» в начале шестидесятых годов. На центральном полотне этой серии - картине «Перерыв» (1964), художник создает коллективный портрет бригады строителей, возводящих корпуса будущего флагмана химической промышленности. Давая индивидуальную характеристику каждому, художник одновременно подчеркивает их внутреннее единство, связывающие их нити духовной общности. Это не парадный портрет, демонстрирующий заслуги и знаки отличая. Строители представлены в их рабочей среде. Художник тем самым говорит - именно здесь есть место трудовому подвигу. Группа людей разных по возрасту - старший, бригадир, опытный ведущий, и ведомая им молодежь, непосредственная в выражении своих чувств. Художник создает выходящую за рамки группового портрета, картину - жанровую композицию. Эти качества являются характерными для всех групповых портретов мастера. Организованные в 1960-х годах при Союзе художников ТАССР творческие группы «КамАЗ» и «Село» дали для художника новый импульс для создания новых серий портретов. Художник стал активным и постоянным участником творческих поездок на производство и в сельские районы. В поисках новых тем и сюжетов, стал частым гостем колхозов Куйбышевского и Пестречинского районов Татарии. Комбайнеры и пастухи, доярки и свинарки стали в 1960-е годы его любимыми героями.

Будучи человеком целеустремленным, Куделькин и в своих героях находил те же качества, внутреннюю силу, благородство, самоотверженность сильных духом людей. Создавая портреты на пленэре, на фоне родной, привычной для персонажей среды, написанные размашистой, широкой кистью, он для каждого сюжета находил то композиционное решение, которое ярче характеризует личность портретируемого. Это чаще всего портреты-картины, где человек и окружающая среда являются нерасторжимым целым. В 1970-е годы, побывав на строительстве мощного Камского автогиганта, Куделькин задумывает новую, значительную серию картин, посвященную строителям КамАЗа. Каждое из новых полотен это неординарный подход к решению композиционных задач. («Операторы» (1962), «На катке» (1962), «Электросварщица-высотница Любовь Шевцова». (1964), «На первую вахту» (1967), «Бригадир кролиководческой фермы Е.П.Макарова» (1960), «Доярка Исмагилова» (1960), «Животновод М.Биковой (1960). «Женщины КамАЗа» (1972-1974), «Портрет бригадира монтажников КамАЗа М.Плиско» (1972), «Камазовцы» (1972-1973). Полны очарования детские портреты мастера, написанные аля-прима, чаще всего в один сеанс, они привлекают передачей непосредственности и открытости детей. («Волжаночка» (1963), «Рустем» (1960-е гг.), «Гульнар» (1978).

Большое значение для развития искусства в Татарстане имели планируемые и проводимые СХ тематические выставки, позволяющие по-новому переосмыслить исторические этапы и значение героических личностей нашей страны и республики. Одна из картин на историческую тему «Калинин в гостях у крестьян Татарии» (1969), рассказывает о посещении в 1933 году всесоюзным старостой одного из колхозов Татарии. Картина решена как бытовая жанровая сцена - без помпезности, главным сюжетом в ней является встреча понимающих друг друга людей, обсуждающих насущные, житейские темы - об урожае, деревенском быте, о будущем страны. К 70-летнему юбилею татарского поэта-героя художник создает картину «Стихи политрука. (М. Джалиль)» (1975). О детстве любимого народом татарского поэта Г.Тукая написана картина «Маленький Габдулла Тукай с дедом в деревне Училе» (1970).

Значительное место в творчестве Куделькина занимают картины на военно-патриотическую тему, которая особенно близка ему как художнику-фронтовику. О вечной памяти народа о погибших на войне картина «На безымянной высоте» (1969) - скорбный образ пожилой крестьянки, потерявшей в войне своих родных, возможно павших на этой самой безымянной высоте. Обращается мастер и к современной жизни военнослужащих и к героям войны и труда. «Портрет пограничника сержанта Фомина» (1960), «Портрет Героя Советского Союза Н.А.Якупова» (1977), «Портрет слесаря Н.М.Гилязова» (1980). В результате творческой поездки на Балтику был написан «Портрет эстонского рыбака» (1963), родилась идея картины «У моря студеного. Пограничники» (1965), в 1976 году -мягкий, лиричный образ медсестры погран-войск Региты Дагелете. Неутомимый художник, Куделькин, создал прекрасную галерею современников, внесших огромный вклад в научное и культурное развитие страны, людей интеллектуального труда, представленных в близкой им по духу обстановке. Главным в написании портретов выдающихся личностей - ученых, писателей, искусствоведов - это психологизм изображения, он смог передать высокий интеллектуальный потенциал, увлеченных своим делом людей.

(«Портрет профессора медицинского института А.Г.Терегулова» (1948), «Портрет скульптора С.С.Ахуна» (1959), «Портрет профессора Казанского ветеринарного института К.Г.Боль» (1956), «Портрет народной артистки ТАССР Муниры Булатовой» (1956), «Художник Б.М. Альменов» (1959), «Портрет татарского драматурга Н.Исанбета» (1974), «Писатель Амирхан Еники» (1976), «Портрет искусствоведа Розы Шагеевой» (1980), «Портрет писателя Д.Валеева» (1983), Портрет искусствоведа Г.А.Могильниковой» (1985). Творчество было для художника жизненной необходимостью - он работал всегда, мог увидеть прекрасное в окружающем его мире, запечатлеть волжские и лесные пейзажи, тихие деревенские улочки, Крымские виды. В его наследии есть и натюрморты - богатые красками цветочные композиции. Организуемые СХ СССР в 60-е - 70-е гг. для ведущих художников страны, заграничные поездки в Европу, открыли живописцам новый мир, иные страны, города, необычную для нас природу. Они побывали в музеях, воочию увидели шедевры мирового искусства. И много работали. Куделькин привез из круиза по Средиземному морю (он побывал в Италии, на Мальте, Франции, Англии) этюды-открытия, где свежий взгляд мастера подметил необычную красоту нового для него мира. Впечатления от увиденного, в первую очередь, передачей света и воздуха в картинах импрессионистов, живописи Ренуара - обогатили палитру живописца.

Творческий путь В.И.Куделькина, труженика, энтузиаста, был направлен на достижение главной цели жизни - возможности выразить в своих картинах темы, волнующие страну, портреты людей, составляющих главное богатство страны. Куделькин говорил: «Мои герои - люди своего времени, и годы спустя они будут олицетворять это время. За тот длительный период, что я работаю над портретом, мне не раз приходилось пересматривать свое отношение к портретируемым, и многому учиться у своих героев. Я ощущал, как менялась личность советского человека, как обогащался его духовный мир. Мне потребовалось переосмыслить и свой творческий метод, пересмотреть и обновить цветовую палитру». В собрании музея находятся 77 произведений мастера, лучшие из них - в постоянной экспозиции.

БИОГРАФИЯ
Родился 9 января 1911 1938 год - окончил Чебоксарское художественное училище 1938-1940-е гг. - обучался на курсах повышения квалификации художников при Московском институте изобразительных искусств под руководством В.А.Бакшеева Член СХ СССР с 1940 года. Участник ВОВ, боевой офицер. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями: «За Победу над Германией», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга». 1960 - Заслуженный деятель искусств ТАССР 1971 — Народный художник ТАССР 1978 - Заслуженный художник РСФСР 1986 - лауреат Государственной премии им. Г.Тукая Умер в Казани 11 июня 1995 года.
