Фото №57551. Гурам Доленджашвили на творческой встрече с "Художниками выходного дня"в картинной галерее г.Зеленодольска (Республика Татарстан) Фото №57533. Из серии "Домашние животные"Гурам Доленджашвили;
лист №1, 2002 Фото №57484. После дождя. Из серии "Женщина в пространстве"Гурам Доленджашвили
Вариант №2, карандаш, 2008 Фото №57575. Работа мастера. Гурам Джоленджашвили. Весть о том, что в художественной галерее г. Зеленодольска открылась выставка Гурама Доленджашвили — заслуженного художника Грузии, почётного академика Российской академии художеств, лауреата международных конкурсов, стрелой долетела до Казани.
Гурам Николаевич еще во времена СССР славился великолепными офортами, линогравюрами и акварелью.
На сегодняшний день, он – признанный мэтр графики, волшебство его карандашных рисунков завораживает. Впрочем, полотна Г. Доленджашвили рисунками назвать, язык не поворачивается.
Захотелось услышать художника. Узнать, как зарождается замысел, как возникают его гениальные картины. Просто увидеть, как Гурам работает.
Мое желание посетить галерею совпало с намерениями группы «Художников выходного дня» и веселой компанией мы отправились в Зеленодольск. Вот и улица Засорина, д.4А, на крыльце вывеска «Художественная галерея».
Фото №57491. "Вид на Кутаиси". Посвящается Эль ГрекоГурам Доленджашвили;
карандаш, 2006-2007 В галерее нас уже ждали. Купив билеты на мастер-класс, наша группа прошла в огромный просторный зал галереи. На стенах висели графические работы Гурама Доленджашвили. А сам мастер, застенчиво улыбаясь, поприветствовал нас и удалился, дав нам время на ознакомление с его работами.
Разглядывая картины художника, не перестаешь удивляться его умению с помощью простого карандаша создавать такие фактуры. Искрящийся на солнце снег, завьюженные сугробы, воздух, пронизанный морозной свежестью, легкие перистые облака.
Пейзажи, нарисованные Гурамом, наполнены любовью к родному краю, такие реалистичные и в тоже время фантастические, сказочные. Сложно представить, как всего этого можно добиться неразличимыми для глаза штрихами, точками. Закрался вопрос: «Сколько по времени может занять создание такого шедевра и сколько точек?». Точек и штрихов, я думаю, скорее всего, миллионы, по поводу времени написания, ответ оказался на поверхности: Гурам Николаевич, на всех картинах указал временные рамки работы (от и до).
Карандашные рисунки Гурама; трудоемки, они - итог многодневного, а иногда и многомесячного вдумчивого и сосредоточенного труда. В одной из статей о Гураме Доленджашвили я прочла, что у него есть работа «Москва – столица мира и труда», над которой Гурам Николаевич трудился 13 лет.
В зале зазвучала, знакомая с детства мелодия, «Ночная серенада» Франца Шуберта. Это было своеобразное приглашение к мастер-классу.
Гурам в мастерской всегда работает под музыку. «Ночная серенада» Франца Шуберта – его любимая мелодия, слушая ее, Гурам рисовал серии «Лунные ночи Имеретии» и «Лунную сонату».
Фото №57497. Симфония зимыГурам Доленджашвили;
Вариант №3, карандаш,2005 Любит Гурам и русские народные песни. Очень ему нравится песня «Поле, русское поле».
Вот и сегодня музыка помогает Гураму в налаживании контакта с незнакомой аудиторией.
Мастер-класс, скорее напоминает творческий вечер. Гурам охотно отвечает на вопросы и делится секретами своего успеха.
Первый вопрос в аудитории:
- Кого Вы считаете своим учителем?
Г.Д.:
- Учился в Тбилисской Государственной Академии художеств, в мастерской профессора Ладо Григолия. Он удивительный человек, очень хороший график. Рисунку меня учил известный русский художник Василий Шухаев. Он был большим другом Пабло Пикассо. Они, замечу, выступали вместе в цирке в роли "арлекино" в Париже. Но так как я был, совсем молодой, студент, то даже не догадался сфотографироваться со своим учителем, о чем жалею.
В 1968 году Гурам Доленджашвили окончил Тбилисскую Государственную Академию художеств. Но как считает маэстро: «Когда художник заканчивает академию он не становится художником». Для его становления требуется время. По крайней мере, так было у Гурама Николаевича.
Гурам считает, что ему повезло в начале художественной карьеры. В 1974 году молодой художник по приглашению Союза художников СССР отправился в командировку по Волге в составе группы художников. Жить с художниками, показывать свои работы, изучать работы товарищей, равняться на лучшего это, по мнению Гурама очень важный момент в становлении художника.
- Когда видишь работы других художников, и что кто-то лучше тебя, появляется дух соперничества – утверждает Гурам – всегда нужно к чему-то стремиться, а именно к победе.
Гурам с детства хотел быть первым, и это способствовало росту Гурама-художника.
- Лучше быть хорошим плотником, слесарем, чем плохим художником! – уверен Гурам Николаевич.
Фото №57539. Вечный покой. Из серии "Чукотка"Гурам Доленджашвили;
Офорт. 50-69, 1969-1972 Вопрос:
- В чем гениальность художника?
Г.Д.:
- Гениальные художники рисовали реалистически точно, как есть в природе, но чуть-чуть выше. Это чуть-чуть и есть гениальность. Именно этого не хватает некоторым художникам.
В бытность Советского Союза, Гурам , как и многие художники, много путешествовал. По два-три месяца не бывал дома. Путешествовал, собирал материал, делал зарисовки, снимал на камеру. После поездок сидел в мастерской и обрабатывал собранный материал. Так родилась, например, серия «Чукотка», работа над которой длилась с 1979-1982 гг.
С маленьким этюдником Гурам побывал в Дагестане, исколесил Грузию, путешествовал по Волге, был на Сахалине и Курилах, на Камчатке, Чукотке, посетил Якутию и Беломорье. И всюду, в природе примечал нечто удивительное, что хотелось запечатлеть на холсте. Казалось бы, сплошное небо, тундра, скучно, но наметанный глаз художника обязательно найдет, за что зацепиться; ту изюминку, которая сделает картину незабываемой.
Исколесив, необъятные просторы Советского Союза, художник не утратил чувства восхищения природой и творцом, создавшим такую красоту. Именно у творца, как мне кажется, Гурам и позаимствовал свой талант.
Другим словом, умение с помощью простых штрихов «дирижировать облаками», не назовешь.
Гурам о своем творчестве говорит, со свойственной ему застенчивостью: «Ничего я такого не делаю, это не чудеса. Просто елка, сарай, дорога, телочка». Это кропотливая работа, человека, делающего ее с любовью.
Гураму нравится работать карандашом, он так увлекается этим творческим процессом, что месяцами может не выходить из дома, с лупой по 16-18 часов, прорисовывая миллиметр за миллиметром картины.
- Для любого рисунка необходимо время, - утверждает Гурам - чем больше знаний у художника, тем длительнее процесс.
И поясняет свою мысль примером:
- В академии рисованию обнаженной натуры в 1-ом семестр отводится 16 часов; во 2-ом - 18 часов. Третий семестр - 20 часов. Каждый день два часа рисовали. Кто не умеет рисовать, для того трудно 16 часов работать над рисунком.
Тогда для Гурама слова преподавателя о том, что одну фигуру можно рисовать 200 часов вызвали недоверие.
Только по окончании академии, Гурам, сидя в мастерской, склонившись над мольбертом, понял, что чем больше у художника знаний, чем больше умеет, тем дольше он работает над картиной.
Так рассказывая о себе, о тонкостях художественного мастерства мэтр графики, Гурам Доленджашвили попутно давал мастер-класс, рисуя сангиной медный старинный сосуд, стоящий столе, покрытом красиво задрапированной тканью.
Елена Сунгатова, 30 июня 2010
Смотреть все фото ->
Комментарии
Замечательная
Спасибо за
День Святого Николая
С именинами! :)
В день Св.Николая В день
Высылаю Вам мои
Спасибо.
С Новым Годом и Рождеством
И Вас, с праздниками!