7 сентября 2013 года в ВЗ «Манеж» в рамках выставки прошел благотворительный мастер-класс по искусству мозаики всемирно известного художника-мозаичиста Марко Бравура.

В «Манеже» с 5 июля 2013 года экспонировалась часть выставки «Мозаики Musivum в Казанском Кремле», организованной Фондом Исмаила Ахметова и музеем-заповедником «Казанский Кремль». Несколько мозаичных панно было размещено на территории казанского кремля, под открытым небом. Они радовали глаз и вызывали неподдельный интерес у посетителей. Думаю, что мало кто из туристов или жителей города, побывав на прогулке в кремле, прошел мимо, не заинтересовавшись.





8 сентября выставка была закрыта. Накануне, посетив мастер-класс Марко Бравура, я еще раз полюбовалась творением итальянского мастера. Еще раз увидела экспонаты выставки «Иконостас».






Короткий 10-и минутный фильм, показанный перед началом мастер-класса, поведал о большой работе итальянского художника-мозаичиста с детьми. Марко Бравура разработал методическую программу в сфере искусства, которая представляет собой инновационный педагогический подход к обучению детей.

Программу М.Бравура изучают в четырех университетах Италии. Издаются книги и руководства по этому курсу.


Основывается программа на изучении масштабных общественных памятников, созданных Марко Бравура. Дети изучают скульптуру, символы, используемые Марко в работе, историю народа от которых эти символы пришли и пр. В процессе занятий дети приобщаются к мировой культуре и истории, знакомятся с этапами творческого процесса, которые привели Марко Бравура к созданию скульптуры. К концу курса (учебного года) создают совместное произведение.

Марко Бравура
Марко Бравура (р. 1949 в Равенне, Италия) окончил Венецианскую Академию изящных искусств. Созданные им памятники расположены по всей Италии и на Ближнем Востоке. Его произведение «Ardea Purpurea» включено в список адриатического наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

Выбор профессии
Марко Бравура:
- Когда мне было 18 лет, в нашем городе заканчивались реставрационные работы в соборе Sant'Apollinare Nuovo. Я ехал на велосипеде и сам, не знаю почему, остановился возле собора. Внутри не было практически никого. Зашел и обомлел. В тот момент снимали леса, и передо мной предстало всё величие и мощь мозаики, всполохи цвета, золота. Я потерял дар речи. В моей памяти запечатлелось ощущение от мозаики. И когда пришло время выбирать путь, я знал, что мне не интересна ни математика, ни химия, ни физика. Меня привлекло искусство, и я выбрал мозаику.

После Венецианской академии 20-25 лет я создавал живописные полотна. Вернувшись в Равенну, обратился к мозаике.
Я заметил, что в современном искусстве мозаика почти не используется. Это был определенный вызов: «Можно ли используя древнюю технику, выражать себя, оставаясь человеком современным, занимаясь современным искусством?».

К разговору подключилась Анна Маполис, арт-директор MUSIVUMGALLERY.
- В интервью Марко всегда подчеркивает, что для современного художника выражение в мозаичной технике - это вызов самому себе.
- Анна, Равенна - колыбель античного искусства. Как сегодня там обстоят дела с мозаикой?
А.М.:
- В Равенне созданы самые первые, самые древние крупные памятники мозаичного искусства. Итальянцы очень трепетно к этому относятся, поддерживают и развивают. Равенна - сердце мозаики и в современном мире тоже. Там самая большая концентрация школ мозаики, художественных студий. В Равенну со всего мира едут учиться.
Мастер-класс




Пока Марко Бравура дает интервью, его помощники грунтуют поверхность деревянной коробки, наносят 5 мм. слой клея для керамики. Такие коробочки, стекла и камушки раздаются участникам мастер-класа: Зарине, Юли, Зульфату, Ландыш, Диане, Аделе, Элине.




Марко объясняет суть процесса. Раздаются карандаши и листы бумаги.


Дети разрабатываю эскизы будущих мозаичных панно. Нарисовали то все быстро. А вот как выложить камушки и стеклышки на клейкую поверхность и не исказить рисунок?

Марко Бравура делится своим оптом.
На клейкой поверхности процарапывается рисунок.

Камушки подбирают по цвету. Необходимый размер достигается раскалыванием камушков с помощью щипцов. Начинается выкладывание мозаики по наброску.


Работать надо быстро, клей застывает. Процесс творческий и интересный.



Мастер-класс продлился более 3-х часов. В результате у каждого участника получилось свое неповторимое мозаичное панно.