С 17 — по 26 января 2014 года в г. Пермь проходит ежегодная ярмарка «АРТ Пермь — 2014». На выставке-продав представлены и работы наших казанских мастеров (Альберта Тимершина, Альфрида Шаймарданова, Александра Шадрина, Ирика Мусина, Елены Острой, Алёны Быковой, Светланы Шавалеевой, фотографа Сергея Максимова и др.).
Ирик Мусин уже не в первый раз участвует в этом проекте. В 2011 году он в составе группы талантливых молодых художников «Маша остается жить у бабушки» впервые стал участником проекта «АРТ Пермь». С тех пор он бессменный участник.
Незадолго до отъезда Ирика в Пермь, я побывала у него в мастерской.
— Ирик, как идет подготовка к Пермской ярмарке?
И.М.:
— Пока готовлюсь, уже 4 картины продал. Никак не могу собрать для выставки желаемое количество, но время пока еще есть.
Фото №219802. Art16.ru Photo archive Фото №219814. Art16.ru Photo archive — Сейчас бы лето вспомнить, а у тебя на полотнах — зима, почему?
И.М.:
— Если честно, то я лето не пишу. Если только найдется заказчик, который убедит меня в этом, скажет: «Напиши мне лето». Ну, может быть, я из себя выдавлю это лето. Я человек не летнего настроения.
Фото №208766. Вечер. И. Мусин — Осень?
И.М.:
— Осень, весна, зима. Здесь и цвет другой совершенно. А зелень писать? Конечно, в зелени тоже много цвета, но не моя эта тематика.
Фото №208748. Гонцы весны. И.Мусин Фото №208730. В ожидании. И.Мусин — Соответственно, не солнце, а луна?
И.М.:
— Точно. Мне ближе творчество Архипа Ивановича Куинджи. Нравится поздняя осень нашей полосы. Я исходил наши края вдоль и поперек. Весной ездили в Гурзуф, жили на даче А. П. Чехова, ну да, хорошо; море, цветочки. Но наши просторы все же меня привлекают больше. Раньше я часто ходил на пленэр. Сейчас подзабросил. Правда, в этом году мы с Альбертом Тимершиным ездили на пленэр, на северный Урал. Участвовали в Международном литературно-художественный проекте «Возвращение в Юрятин». Проект посвящен 55-летию со дня присуждения Борису Пастернаку Нобелевской премии. В проекте участвовали художники их Голландии, Германии, Перми, Санкт-Петербурга и Казани.
Посетили места, где жил и писал Пастернак. На пленэре я написал 5 работ. Теперь эти картины кочуют с проектом по всему миру. Через год-два, побывав в Голландии, работы вернуться во Всеволодо-Вильву — посёлок в Александровском районе Пермского края. Проект должен был продолжаться и у нас в Татарстане, Пастернак жил в Чистополе, с 18 октября 1941 года по 25 июня 1943 года (прим. автора). Но в этот раз в Татарстане проект не прозвучал.
— Есть ли место в твоем творчестве такому жанру как «портрет»?
Фото №208742. И.Мусин, 2112 И.М.:
— Портреты не пишу, мне больше нравится писать сюжетные картины.
— Кто герой Ваших работ?
И.М.:
— Говорить о том, что главный герой — наш современник, вряд ли приходится. Конечно же наш современник прототип моих героев, но я, изображая их, ухожу в XIX век. Надеваю на своих персонажей костюмы XIX века, чтобы они слились с тем веком. Во многих моих работах есть национальная тема, татарский быт.
Фото №208796. Art16.ru Photo archive Люблю писать людей, которые на земле живут, стариков. Среди молодежи тяжело находить персонажей, лица у людей другие. А у стариков на лице отражается связь с землей. Когда человек живет в бетонных стенах, у него лицо другое, взгляд, движение, быт, голос другой, энергетика. Приезжаешь в деревню, разговариваешь с человеком и понимаешь, что ты как инопланетянин на земле. Я жил три года в деревне, почувствовал, что постепенно происходит единение с ней. С деревенским воздухом меняешься сам, становишься чище. Это прямо на 100%. От этого никуда не денешься. Самоочищаешься, по-другому, смотришь на мир. И пейзажи получаются иные, душевные: вдохнул воздух, прошелся по этой грязной земле, написал. Чем дольше я не живу в деревне, тем меньше мне нравятся мои пейзажи, в них нет души. Надо бросать город. Он убивает. Ездить это одно. Надо жить в деревне.
Фото №208754. Родник. И.Мусин — Значит, пейзажи ты тоже любишь писать?
И.М.:
— Да, люблю, но обычно их пишу, чтобы набить руку перед большой жанровой работой. Расписаться надо.
Фото №208724. Январь. Ирик Мусин — На картинах с деревенским пейзажем изображена твоя деревня?
И.М.:
— В основном, да. Есть у меня пейзажи, написанные в Актанышском районе, куда я ездил к другу. На полотнах — наша полоса, места все узнаваемы.
Фото №208802. Гонцы весны. И.Мусин — Ты много ездишь по стране, как зритель оценивает твои картины?
И.М.:
— Да, география широкая: Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Красноярск, Ростов-на-Дону, Самара и др. Как-то в Перми подошел человек: " У тебя грустная картина, но с яркими красками». Грусть тоже может быть светлой, если использовать красивые, чистые краски.
Фото №219796. В мастерской И.Мусина Фото №219784. В мастерской И.Мусина Фото №219790. В мастерской И.Мусина Увидев мои работы, искусствовед из Новосибирска в разговоре с известным коллекционером Суворовым, дал оценку моему творчеству, заметив, что «Мусин, на данный момент, один из ярких художников России». Слышать такое, конечно, приятно и от искусствоведа, и от обычного неискушенного зрителя. Например, на выставке в Красноярске ко мне подошла одна бабушка. Её тронула моя работа, на которой был написан разрушенный домик, тихонечко всплакнула и стала приходить каждый день. За неделю, что длилась выставка, она рассказала мне свою жизнь, я ей свою. Полюбились ей мои работы. Это тоже оценка, и мне она важна.
Фото №208718. Art16.ru Photo archive Зарубеж с выставками пока не тороплюсь. Мне надо еще Россию объехать. У меня есть почитатели в России, и есть о чем писать здесь.