Интервью с Фиринатом Гаптухаевичем Халиковым состоялось в его мастерской, которая расположена в самом центре города, на «Кольце». Это старинный казанский дом с толстыми стенами и высокими потолками. Интерьер мастерской тоже выдержан в старинном стиле. Мебели не много, но она притягивает взгляд.


То, что здесь работает художник видно сразу: национальные костюмы, причем раритетные, сшитые давно и руками; всевозможная посуда, статуэтки, отряд самоваров, баранки на стене — все, что может пригодиться для написания натюрмортов и портретов. И, конечно, краски, кисти и картины.



На столе стоит уже пожухлый букет сирени, а на полотне, все тот же букет, но еще свежий и ароматный — эту картину Фиринат Халиков написал на заказ. На мой вопрос о том, часто ли художник прибегает к жанру «натюрморт», услышала отрицательный ответ.

Излюбленный жанр Фирината Халикова — «исторический пейзаж». Вот уж где проявляется его талант живописца и рисовальщика. Подход к написанию исторического полотна у Ф.Халикова очень обстоятельный. Фиринат Гаптухаевич сформировался как художник на традициях русской реалистической школы. Перед тем, как на свет появляется тематическая картина, написанная маслом, Ф. Г. Халиков делает рисунок, затем акварельный эскиз. В качестве моделей для его работ выступают его знакомые, родственники.


Но главное, в изображении исторической действительности, то, что художник перед написанием полотна полностью погружается в эпоху, события, которой он хочет перенести на полотно.
Художник увлекается историей с детства. Как-то прочитав труд археолога Альфреда Хасановича Халикова, всецело погрузился в изучение истории татарского народа. Обстоятельства сложились так, что Ф. Г. Халиков проиллюстрировал книгу А. Х. Халикова. Начал работать в жанре исторической картины, когда развитие исторической темы в творчестве вовсе не приветствовалось.


Фиринат Гаптухаевич поделился своими достижениями за 2011—2012 гг., посвятил в свои творческие планы. Он поведал о том, что в 2011 году Государственный исторический музей в Москве приобрёл три его картины, а «Русский музей» в Санкт-Петербурге — четыре. «Русский музей» на выставке, посвященной российским праздникам, в качестве иллюстрации татарского праздника, показал живописную картину «День гуся».
В январе 2012 года был избран членом-корреспондентом Российской
академии художеств.
А в планах — выставка в Российской академии художеств.


Елена Сунгатова, май 2012,
фото автора