В Ресурсном центре Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан проходит выставка Ирины Андреевой «Теплый день». К сожалению, у меня не было возможности познакомиться с автором в день открытия и такая возможность представилась лишь 9 июня 2012 года. По дороге в Москву, проездом, Ирина заглянула в Казань.

Итак, позвольте представить:
Ирина Андреева, художник, скульптор, автор выставки «Теплый день»
— Ирина, почему Вы увлеклись валянием?
И.А.:
— С войлоком я познакомилась во время учебы в университете. Там был педагог, который занимался валянием, но делиться секретами мастерства со мной он не захотел, что впрочем, не отбило моего интереса. Я влюбилась в материал с первого взгляда. Стала ходить по валяльным мастерским, наблюдать за трудом валяльщиц на фабрике. Хотя и поняла, что процесс тяжелый, не испугалась. Не отпугнули от войлоковаляния и уставшие лица людей, занимающихся этим нелегким трудом.

— Первая поделка?
И.А.:
— Первыми были валенки.
— Маленькие?
И.А.:
— Ну, да. Я же не знала, что войлок садится. Получились маленькие, хотя я делала на ногу взрослого человека.

— Они у Вас остались?
И.А.:
— Остались. Но не у меня. Это моя самостоятельная дипломная работа. Пусть живут, хоть и в другом доме.

И.А.:
— Здорово формовать,


— Как к Вам приходят идеи, например, изготовить пианино из войлока?
И.А.:
—
— Не получится, выброшу» — отвечала я. Попробовала. Пианино не очень геометрическое получилось, на большого зверя похоже, на медведя. Но получилось же! Характер животного не теряется, при этом приобретает новые черты. В работе мне интересно сочетание, на первый взгляд, несочетаемого.



Совместно с
И.А.:
— Пока нет. Но недавно один скульптор по металлу предложил мне сделать

— Не пробовали Вы комбинировать войлок с
И.А.:
— Мне предлагали к войлоку добавить

— Композиция, где девочка и кошка — хозяйки дома, на мой взгляд — блестящая творческая находка. Что подтолкнуло?
И.А:
— Сначала я хотела свалять всю семью. Этот сюжет будет связан с мамой (она будет лепить пельмени). Папа будет играть в шахматы.


А подтолкнуло меня то, что в каждой своей работе я вижу члена своей семьи.

Сюжет «Теплого дома» у каждого свой. У всех возникают свои ассоциации.

И.А.:
— У меня очень яркое воспоминание из детства: семьей редко собирались. Дома у нас обычно было прохладно. Мы садимся за телевизор.

Там идет «Семнадцать мгновений весны», семейный фильм. Мама, папа и мы, три сестры, сидим вместе и заняты одним делом. Дома холодно, мы укрываемся одним пледом. Это было такое счастье, такое единение.

Поэтому и мой диван на выставке, покрыт пледом. У нас, в семье, не фиксировалось внимание на том, что мы должны быть едины, явно это не воспитывалось.

Те же пельмени лепить семьей, для меня счастье.
В Москве я живу лет восемь. Мне говорят: «Вы не местная?».
— Да, не местная — мне приятно так говорить — я из Сарапула.
— А где это?
— На Каме — с гордостью отвечаю я.

— Ваши планы?
И.А.:
— Планов много. Еще три проекта намечается. Первый проект, который я уже начала делать, тоже о детстве. Следующий проект про Моль. И большой проект про Луну.

Про детство я выставлю в октябре 2012 в Манеже. А потом из Москвы он поедет по другим городам. Этот проект — про деревню. Если «Теплый дом» — про семью: маму, папу, сестёр. То в очередном проекте я расскажу про лето в деревне, про бабушку. Но то будут не совсем мои воспоминания.

Я восполню то, что не почувствовала, не поняла в детстве. Мне


— А что-нибудь не нравилось?
И.А.:
— Не нравилось? Так много не нравилось. Мне не нравилось, что мы никогда не оставались одни, потому что большая семья была, и всегда

Мне никогда не разрешали забираться в шкаф. А еще, в пельменях, в детстве, мне хотелось как-то немножечко руководить. Когда мне отец предложил делать не пельмени, а какие-то фигурки, а внутрь класть фарш. Мне мама не разрешила. Не разрешалось касаться пианино, если ты не играешь, чтобы на полировке не оставались пальчики.
Здесь, я делаю то, что хочу и когда хочу. Для меня это важно. Сейчас мне кажется, что детство мое удалось. До этого проекта мне казалось, что у меня было такое несчастное детство. Всегда били по рукам: «Нельзя! Проси разрешения!».

Здесь, я переиграла ситуацию. Я внутренне изменилась. У меня прошел недуг — заикание. Я решила свою внутреннюю проблему. Раньше я думала, что у меня это не пройдет, заикалась уж слишком сильно.

Я не просто как художник это все воплощаю, но и как психолог. Для меня это решение
Одновременно, хочется отдать дань благодарности родителям. Надо быть благодарным.
фото автора