С 24 апреля по 27 июня 2021 года в Выставочном зале «Манеж» Музея-заповедника «Казанский Кремль» развернута экспозиция выставки «Война и Мир Вадима Сидура».
Фото №989213. На выставке «Война и мир Вадима Сидура» Фото №989203. Фрагмент экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура» Фото №989208. Владимир Лемпорт. Портрет Вадима Сидурамедь, собрание Екатерины Силис
Фото №988962. В экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура» Фото №988968. В экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура» Фото №988973. В экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура» Фото №989153. Стихи Вадима Сидура Фото №989143. Дирижер. 1950-е. Вадим Сидуркерамика, коллекция Татьяны Жогличевой
Фото №989158. Девушка, из цикла «101», №4, 1971, Вадим Сидурлинолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»
Задуманный, как передвижной проект, с 2016 года побывал в Москве, Страсбурге, Люксембурге, Берлине, Минске, Санкт-Петербурге, Костроме. Если бы не локдаун, то список городов и стран, увидевших проект, мог быть больше.
Выставочное пространство оформлено модульным способом. Это весьма удобно для передвижного проекта. Размещение предметов искусства благодаря этому способу получается более универсальным. Выставка поделена на несколько «рабочих зон», это позволяет систематизировано подавать разнообразие представленных экспонатов. Наследие Вадима Сидура велико: более 2000 графических работ, более 500 скульптур, сборник стихов, книга авангардной прозы, иллюстрированные им журналы и книги, кинофильм.
Фото №989173. Вадим Сидур. Стихи Фото №989183. Вадим Сидур. Стихи Фото №989188. Вадим Сидур. Стихи Фото №989193. Узник. Из цикла «101», 1971, Вадим Сидурлинолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»
Фото №989163. Без названия, из цикла «101», 1971, Вадим Сидурлинолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»
Фото №989113. Велосипедист. 1950-е, Вадим Сидуркерамика, коллекция Татьяны Жогличевой
Фото №989118. Прощание с морем, 1950-е, Вадим Сидуркерамика, коллекция Татьяны Жогличевой
На выставке в ВЗ «Манеж» представлено более 40 работ Вадима Сидура из фондов Объединения «Манеж» и произведения из частных коллекций. Судя по этикетажу, большая часть работ из частных собраний принадлежит Татьяне Жогличевой.
«Война и Мир Вадима Сидура» — емкое название выставки. Темы войны и миры в творчестве Вадим Абрамовича присутствовали всегда. Антивоенный художник, ветеран войны, познавший все ужасы насильственной смерти, своими произведениями предостерегал человечество от повторения войны. Воспоминания о тех событиях преследовали его всю жизнь.
Скульптура «Война и мир» показывает нам Сидура-философа. В одной фигуре слились два образа. Если посмотреть на скульптуру с одной стороны - то увидим образ мужчины. В нем чувствуется агрессия и жестокость — все это война, бессмысленная и беспощадная, приносящая боль и страдания. С другой стороны, мы видим женский облик. Фигура женщины с большим чревом — символ плодородия и мира, любви и созидания.
Фото №988978. Война и мир, 1965. Вадим Сидурбронза, собрание МВО «Манеж»
Фото №988983. Война и мир, 1965. Вадим Сидурбронза, собрание МВО «Манеж»
Вадим Сидур перенес тяжелое ранение челюстно-лицевой области и длительную реабилитацию в госпиталях. Демобилизованный как инвалид 2 группы, в 1944 году, решил стать медиком. Проучившись год в Медицинском институте Сталинабада, круто меняет свою жизнь и вливается в ряды студентов Высшего художественно-промышленного училища (Москва). После окончания в 1953 году факультета монументальной и декоративной скульптуры становится скульптором.
Скульптура «Раненый», это прямой отсыл к пережитым художником событиям.
Фото №988993. Раненый.1963. Вадим Сидуралюминий, собрание МВО «Манеж» В первые годы творчества скульптуры В.Сидура были выполнены в реалистической манере. Но после перенесенного в 1961 году инфаркта Вадим Сидур пришел к выводу, что многое может не успеть и отходит от реалистичных форм и приходит к условным, обобщенным, лаконичным.
Скульптура «Пулеметчик»
Фото №988988. Пулеметчик, 1960, Вадим Сидуралюминий, Собрание МВО «Манеж»
Не видно, где заканчивается человек и начинается пулемет. Человек с оружием в руках - это машина, призванная убивать — таков посыл автора, в нем бессмысленность войны, страх перед ней.
Переходная от «Войны» к «Миру» тема — это «Покаяние»
Фото №989003. После войны. Вадим Сидур Фото №989018. Памятник оставшимся без погребения. 1972. Вадим Сидурбронза, литье, собрание МВО «Манеж»
«Скорбящие: три фигуры матерей — нести страшный крест для матери, — это потеря детей.
Война окончилась. Остались люди с искалеченными душами и телами, истосковавшиеся по любви.
Фото №988998. После войны. 1968. Вадим СидурАлюминий, коллекция Татьяны Жогличевой
Фото №989008. После войны, из цикла «Дань времени», 1983медь, собрание МВО «Манеж»
Фото №989138. Инвалиды. Свидание на скамейке. 1950-е, Вадим Сидуркерамика, из коллекции Татьяны Жогличевой
В работах счастье, гармония, любовь. Люди счастливы несмотря ни на что.
С конца 60-х появляются работы, навеянные мыслями о катастрофе. Он считал, что экологическая катастрофа неминуема. Эксперименты, связанные с гонкой вооружений, могут привести к страшному и необратимому.
Фото №989038. После экспериментов. Из цикла «Препараты», 1968. Вадим Сидурмедь, собрание МВО «Манеж»
Начало 70-х знаменуется появлением в творчестве В.А.Сидура нового цикла работ и направления «Гроб-Арт», названное самим художником «искусством эпохи равновесия страха». Творческие поиски привели художника на стезую концептуалиста. Он стал создавать скульптурные композиции из отходов цивилизации (канализационных труб, строительного мусара). Это направление не было понято его современниками. Не приняли близкие друзья, не принялы жена — Юлия Львовна Сидур. Уже позже, переосмыслив творчество супруга, ей стало ясно, что Вадим Сидур опередил свое время, заглянул вперед. Работы того периода на выставке представлены лишь в электронном виде.
Красной нитью через все творчество проходит создание скульптур, героями которых были современники художника. Добрые, теплые, ироничные работы рассказывали о простых человеческих радостях.
Есть у него цикл, прославляющий женщину и любовь к ней. В них наблюдательность скульптора. Вот перед нами тонкая и звонкая хористка из студенческого хора! А рядом, пышащая здоровьем девушка из колхозного хора.
Фото №989068. Женщина в ванне. 1966, Вадим Сидурбронза, коллекция Татьяны Жогличевой
Фото №989028. Отчаяние. 1963. Вадим Сидуралюминий, собрание МВО «Манеж»
Фото №989023. Сидящая из цикла «Отчаяние», 1964, Вадим Сидурбронза, коллекция Татьяны Жогличевой
Фото №989088. Девушка из студенческого хора. Из цикла «Женский хор», 1981, В. Сидурбронза, собрание МВО «Манеж»
Фото №989078. Девушка из колхозного хора. Из цикла «Женский хор», 1981, В. Сидурбронза, собрание МВО «Манеж»
Фото №989073. Мать и дитя. 1981. Вадим Сидурбронза, собрание МВО «Манеж»
А эта скульптура наполнена философским смыслом. Женщина в творчестве В.А.Сидура, прежде всего, мать. В чреве матери заложен ребенок в форме креста. Ребенок, это тот крест, который женщина несет всю жизнь. Если вынуть крест, то в скульптуре появляется ужасающая пустота...
Фото №989123. Мать и дитя, 1950-е, Вадим Сидуркерамика, коллекция Татьяны Жогличевой
Семья для Сидура нечто божественное и святое.
Фото №989053. Святое семейство. 1964. Вадим Сидурмедь, коллекция Татьяны Жогличевой
Отношения между мужчиной и женщиной сводятся, по его мнению, к гармонии в ителлектуальном, физическом и духовном плане.
Фото №989063. Связи. Нежность. 1963. Вадим Сидураллюминий, коллекция Татьяны Жогличевой
Фото №989128. Святое семейство из цикла «101», №3, 1971, Вадим Сидурлинолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»
Завершается скульптурный ряд композицией из цикла «Праздник»
Фото №989133. Фрагмент экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура» Фото №989098. Двухфигурная композиция из цикла «Праздник», 1964, Вадим Сидуралюминий, собрание МВО «Манеж»
Фото №989103. Драка из цикла «Праздник», 1965, Вадим Сидуралюминий, собрание МВО «Манеж»
Фото №989108. Любители пива, из цикла «Праздник», Вадим Сидуралюминий, собрание МВО «Манеж»
Фото №989013. Экскурсия по выставке «Война и мир Вадима Сидура»