C 30 сентября 2011 года по 22 января 2012 года в Выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля работает выставка «Кремль от Московского царства до последней коронации». В экспозиции выставки представлено 110 экспонатов из собрания музеев Московского Кремля, и прежде всего, — предметы богатейшей коллекции Оружейной палаты.
Если Вы бывали в Оружейной палате, то посетив выставку в Казани будете приятно удивлены, увидев здесь знакомые экспонаты.
НаручиТурция, сер. XVI в.; булат, серебро, атлас, Некоторые вещи из постоянной экспозиции Оружейной палаты впервые покинули Москву и прекрасно вписались в выставочное пространство казанского “Манежа”. А выкрашенные в серый цвет стены, занавешенные окна, приглушенный общий свет и точечное освещение витрин с экспонатами придали выставке торжественности и таинственности. Тем паче, что предметы, привезенные на обозрение казанской публике, далеко не повседневные.
Икона "Богоматерь Владимирская" в окладеПроисходит из Архангельского собора Московского Кремля, Москва, XIX в., оклад — Москва, мастерские Кремля, втор. пол. XVII в.,дерево, левкас, золото, драгоценные камни, жемчуг, ткань; яичная темпера, чеканка, эмаль. Здесь можно увидеть мемориальные предметы, принадлежащие Михаилу Федоровичу Романову, императорам: Петру I, Петру II, Павлу I; драгоценные дары шведских королей Карла XI и Карла XII русским царям; произведения церковного искусства; вооружение, повествующее о боевой мощи государства; изделия из золота и серебра; парадный костюм Петра II; шпалеры, костюм человека, который провозглашал коронацию последнего российского императора, Николая II – глашатая-герольда: с бархатной шляпой из страусиных перьев и замшевыми перчатками с монограммой императора. и мн. др.
О том каким образом осуществлялся подбор экспонатов для показа в Казани рассказывает Елена Юрьевна Гагарина, Генеральный директор Музеев Московского Кремля: «Выбор темы выставочного проекта всегда очень важен. Нам хотелось, чтобы в каждом случае экспозиция не просто знакомила посетителей с сокровищами Московского Кремля, но была глубоко связана с особенностями и историей того края, где она будет показана, отражала бы те разнообразные связи, которые существуют между этими регионами и Москвой. Поэтому нелегко было определить тему выставки для Казани, с которой Москву и Кремль связывает очень многое. Решающим явилось то обстоятельство, что местом экспонирования стал музей-заповедник «Казанский Кремль. Родственность имен двух музеев.... побудила нас посвятить выставку Московскому Кремлю, представив его историю в Кремле Казанском».
Панцирь /зерцалаМосква, Оружейная палата, XVII век, железо, ковка /Москва, Оружейная палата, XVII век,сталь, медный сплав, ковка, наводка золотом,наводка серебром. Экспозиция выставки выстроена в хронологическом порядке «… от Московского царства до последней коронации». Открывает экспозицию Оружейная казна московских государей, древнейшая часть которой относится к XVI столетию. Шлем и турецкие наручи в первой витрине могли входить в оружейную казну Ивана Грозного, тем они ценны. Наиболее полно представлено оружие Оружейной палаты российских государей XVII в.
Булава / Саадак / Сабля в ножнах со шнуром, жалованная / ТахтуйБулава — Москва, Оружейная палата, пер. пол. XVII в.;серебро, дерево: ковка, чеканка, золочение /Саадак (колчан и налуч с поясом) — Москва, Оружейная палата, XVII в; ткань, кожа, серебро; гравировка, резьба, басма, золочение /Сабля в ножнах со шнуром, жалованная — Москва, Оружейная палата, пер. пол. XVII в; серебро, сталь, бирюза, нефрит,ткань, шнур, дерево; ковка, насечка, золочение, басма,инкрустация /Тахтуй (чехол для колчана) — Москва, Оружейная палата, XVII в; ткань, волоченая серебряная нить; шитье. Привлекает внимание надпись на сабле: «Божиею милостию Екатерина Вторая императрица и самодержица Всероссийская жалуеть сею саблею подданного своего Вали хана киргиськасацкой Средней орды при учреждении его въ сие достоинство 24 го маия 1782 года». Достойный пример взаимоотношений России с ее восточными соседями.
Сабля в ножнах со шнуром, жалованнаяСабля в ножнах со шнуром, жалованная — Москва, Оружейная палата, пер. пол. XVII в; серебро, сталь, бирюза, нефрит,ткань, шнур, дерево; ковка, насечка, золочение, басма,инкрустация Пищаль нарезная с ударно-кремневым замком (фрагмент)Москва, Оружейная палата, 1670-е гг., мастер Григорий Вяткин (ствол, замок); сталь, железо, дерево, кость, перламутр, рог; ковка, резьба, инкрустация, золочение, насечка Небольшая часть выставки отведена предметам из коллекции Конюшенной казны. Конюшенная казна находилась в подчинении Конюшенного приказа, созданного в конце XV века. В XVIII веке Конюшенный приказ был преобразован в Конюшенную канцелярию и контору, а ценности Конюшенной казны в 1736 году переданы в Оружейную палату.
Арчак (седло) / стременаАрчак (седло) — Москва, мастерские Конюшенного приказа, втор. пол. XVII в.; дерево, бархат, серебро, галун, кружево, кожа; золочение, резьба, шитье, аппликация /Стремена — Россия, XVII в.; железо; ковка, резьба. «В XVII веке в его ведении было сто пятьдесят лошадей верховых, каретных и санных для царя; пятьдесят — для царицы и царевен; сто — для послов; три тысячи лошадей для парадных выездов и свыше сорока тысяч — для военных походов. При Конюшенном приказе были устроены мастерские, в которых серебряники изготовляли узды, стремена, гремячие серебряные цепи; ювелиры украшали предметы драгоценными камнями и жемчугом; мастерицы шили санные полости, чалдары (конский покров, закрывающий круп, бока и грудь лошади), попоны; золотых дел мастера, эмальеры, чеканщики, граверы украшали седла. В конце XVII века для Конюшенного приказа в Кремле около Боровицких ворот было построено специальное здание. Оно просуществовало до середины XIX века, когда на его месте построили здание музея Оружейная палата» ( Москва, Кремль, Оружейная палата).
Седло (фрагмент)Китай, XVII в.; дерево, медь, перламутр, бархат, крашенина;литье, золочение, инкрустация. Цепь поводнаяМосква, мастерские Конюшенного приказа, XVII в.; серебро, железо, медь; золочение, чеканка. В XVI-XVII столетиях парадному конскому убранству, царскому выезду, встречам иностранных послов придавалось большое политическое значение. Чем богаче был выезд, тем могущественнее выглядело государство в глазах иностранных послов. Поэтому хранилища Конюшенного приказа пополнялись изделиями восточных и западноевропейских мастеров. Предметы конского убранства приобретались у “заморских” купцов. Помимо этого Конюшенная казна пополнялась дипломатическими дарами.
СедлоТурция, XVII в.; дерево, бархат, пряденое серебро, галун; шитье. Примером дипломатических даров на выставке служат предметы конского убранства, выполненные мастерами Китая и Турции. Серебряная посуда.
СтременаКитай, XVII в.; медь, перламутр, кораллы; чеканка, литье, золочение. Кубок "Виноградный" /Чарка / Кружка с откидной крышкой /Кубок двойной /Блюдо с композициейКубок "Виноградный" — Торунь (Торн), 1630-1638, мастер Ханс Херден; серебро; чеканка, литье, резьба,пуансон, золочение /Чарка — Польша, пер пол XVII в.,серебро; чеканка, литье, золочение /Кружка с откидной крышкой — Вроцлав (Бреслау), 1645-1655; серебро; литье, золочение, чеканка / Кубок двойной 1 Аугсбург,1559-1586, мастер Кристоф Бантцер; серебро; чеканка, литье, травление, золочение /Блюдо с композицией "Самопожертвование Марка Курция" — Дар короля Швеции Карла XII царю Петру Алексеевичу; Аугсбург,ок. 1665-1660, мастер Маттиас I Гельб; серебро; чеканка, пунцирование, золочение Следующий раздел выставки посвящен сакральным предметам из Казны Московских царей. Из Казны царя Михаила Федоровича представлена серебряная посуда: ковш, братина, стакан, на венцах которых начертаны имя государя, титул. Большое место в экспозиции уделено предметам церковной утвари, облачениям священослужителей.
Фелонь /Поручи /МитраФелонь происходит из Благовещенского собора Московского Кремля; Москва, 1770-е гг.; парча, бархат, тафта, галун, жемчуг, серебро; шитье /Поручи — происходят из Благовещенского собора Московского Кремля; Москва, 1770-е гг.; бархат, тафта, золотный шнур, шелковый шнур, серебро, жемчуг; шитье / Митра — Россия, XIX в.; бархат, шелк, жемчуг, серебро; шитье, эмаль. Среди произведений церковного искусства главенствующее место занимает напрестольное Евангелие, созданное по повелению царя Федора Алексеевича. Интересны исполнением напрестольный крест и икона "Богоматерь Владимирская" в окладе. Оклад иконы и крест украшены живым жемчугом.
Евангелие напрестольноеСоздано по повелению царя Федора Алексеевича; Москва, Печатный двор, XVII в.; Оклад — Москва, мастерские Кремля, 1676; бумага, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекла, дерево, бархат; печать, чеканка, канфарение, эмаль. Крест напрестольныйМосква, мастерские Кремля, 1691; золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, резьба, эмаль, золочение Одна из витрин рассказывает об эпохе Петровских преобразований. Украшает витрину портрет Петра I, изготовленный на Императорской шпалерной мануфактуре, основанной Петром I в Санкт-Петербурге. Шпалера поражает своим изяществом. Еще бы! На изготовление всего одного квадратного аршина группе мастеров, обладающих незаурядными умениями, требовался целый месяц. Дороговизна шпалеры, обусловленная трудоемкой работой, делала ее воистину царским предметом. Шпалера служила украшением богатейших дворов Европы.
Шпалера «Портрет императора Петра I»Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, 1783 (?); автор живописного оригинала Жан-Марк Наттье, 1717; шерсть, шелк, металлическая нить, холст; ткачество. Шпалера-портрет Петра I чрезвычайно искусная работа. Потрясающее портретное сходство подчеркивает высокий уровень мастерства художника и исполнителей. В этой же технике выполнен портрет императора Павла I. Возвращаясь к витрине, повествующей о преобразованиях Петра I, мы в ней увидим ружье, принадлежащее Петру I и серебряный офицерский нагрудный знак. В России Петром I оный знак был введен в период Северной войны.
Казанскую выставку украшают предметы гардероба императора Петра II, внука Петра I, из постоянной экспозиции Оружейной палаты — кафтан и камзол. Предметы парадного костюма молодого императора долгое время хранились в казенных кладовых Московского Кремля, их туда убрали после кончины императора от оспы. Лишь спустя 36 лет после смерти Петра II , в 1766 году по приказу Екатерины II, вещи Петра II были переданы в Мастерскую и Оружейную палату.
Парадный костюм императора интересен редкой деталью — шитой орденской звездой, орден Святого Андрея Первозванного на кафтане. О происхождении звезды датского ордена Слона на камзоле императора Петра II остается только догадываться. Этим знаком отличия был награжден Петр I, а его внук Петр II носил звезду, скорее всего, как талисман, никому её не показывая. Подтверждающих эту гипотезу фактов пока нет, это лишь предположение. По крою костюма можно уже судить о тяготении русской культуры к общеевропейской. На задний план уходит все испокон русское, а на смену приходит западноевропейское. Меняется одежда, появляются парики, не ведомые до толе предметы быта, например сосуд для приготовления кофе. Серебряную посуду украшает государственная символика (герб), портрет и монограмма монарха и пр.
Шпалера «Портрет Императора Павла I» /Кружка /Блюдо с гербом ЦаревококшайскаШпалера «Портрет Императора Павла I» — Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, 1799 (?);автор рисунка Сальватор Карделли; шерсть, шелк; ткачество / Кружка — Казань, 1776; медальеры Самойла Юдин, Тимофей Иванов; мастер Георг Кристиан Вехтер;сереброл; чеканка, литье, канфарение,золочение / Блюдо с гербом Царевококшайска — Поднесено императору Павлу I, Казань, 1798; серебро; чеканка, чернь, канфарение, золочение Значительный след в истории и культуре Российского государства оставило правление Екатерины II. В годы ее правления была проведена губернская реформа, в результате которой появились наместничества. Казанское наместничество было торжественно открыто в конце 1781 года. Для оформления торжественных приемов в центрах наместничеств, по повелению императрицы изготавливались наместнические сервизы. Казанский наместнический сервиз, представленный на выставке в Казани, был заказан императрицей одному из выдающихся ювелиров того времени — Роберту-Жозефу Огюсту, «королевскому мастеру золотых и серебряных дел в Париже».
Передача бутылочная /Подсвечник / Передача рюмочная /Блюдо-кроншал с крышкойПередача бутылочная — Париж, 1779-1780, мастер Робер-Жозеф Огюст; серебро, литье, чеканка / Подсвечник — Париж, 1779-1780, мастер Робер-Жозеф Огюст; серебро, литье, чеканка, пунцирование / Передача рюмочная — Париж, 1779-1780, мастер Робер-Жозеф Огюст; серебро, литье, чеканка / Блюдо-кроншал с крышкой — Происходит из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге; Париж, 1779-1780, мастер Робер-Жозеф Огюст; серебро, литье, гравировка. С Казанским краем связан и следующий экспонат — серебряное золоченое блюдо с гербом Царевококшайска и монограммой императора Павла I под императорской короной. Будучи в Казани целую неделю Павел I он одарил город и его жителей многочисленными милостями. В ответ, благодарные жители преподнесли императору дары, в числе коих, выше описанное блюдо от жителей уездного города Казанской губернии Царевококшайска (ныне Иойшкар-Ола).
Блюдо с гербом ЦаревококшайскаБлюдо с гербом Царевококшайска — Поднесено императору Павлу I, Казань, 1798; серебро; чеканка, чернь, канфарение, золочение В последней витрине представлены работы фирмы Хлебникова – одной из крупнейших в России, Петра Лоскутова, фабрики Густава Клингерта (Москва), фабрики Василия Семенова (Москва) и др. — работы мастеров XIX столетия.
Ну и нельзя обойти вниманием тот факт, что самый значительный раздел экспозиции связан с коронацией Николая II (1896). Центральное место в зале занимает плафон коронационного балдахина с шитым гербом Российской империи и монограммами вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери НиколаяII.
Плафон коронационного балдахинаРоссия, 1896; бархат, грань, глазет, золотная нить,шелковая нить, шелк, блестки, плащики, недрагоценный металл; шитье, аппликация, литье. Шитые гербы украшают также одежду глашатая-герольда, непременного участника коронационных торжеств.
Далматик Герольдский /Шляпа Герольдская / Краги Герольдские /Перчатки ГерольдскиеДалматик Герольдский — Россия, XIX в.; золотная грань, шелк, бахрома, галун, шнур; шитье / Шляпа Герольдская — Москва, фирма Густава Мориса, кон. XIX в.; бархат, атлас, кожа, галун, шнур, перья; шитье / Краги Герольдские — Россия, кон. XIX в.; замша, золотная бахрома, золотные нити, шелковые нити; шитье / Перчатки Герольдские — Россия, XIX в.; замша, золотные нити; шитье. Экспонаты выставки «Кремль от Московского царства до последней коронации» — бесценные реликвии российской истории. Грандиозный по своему значению проект почти три месяца будет экспонироваться в Казани. Это совместное детище Музеев Московского Кремля и ОАО «ЛУКОЙЛ». В рамках выставки запланированы лекционно-экскурсионные занятия для воспитанников детских домов Республики Татарстан, вести которые будут сотрудники Музеев Московского Кремля. Конечным этапом просветительско-образовательной программы будет конкурс детского рисунка. Победители поедут в Москву, а их рисунки разместятся в залах Оружейной палаты Московского Кремля.
Елена Сунгатова, 8 октября 2011,
фото автора
Смотреть все фото ->
Комментарии
Как славно, что сайт музеев