«Война и Мир Вадима Сидура» в Выставочном зале «Манеж»
С 24 апреля по 27 июня 2021 года в Выставочном зале «Манеж» Музея-заповедника «Казанский Кремль» развернута экспозиция выставки «Война и Мир Вадима Сидура».

На выставке «Война и мир Вадима Сидура»

Фрагмент экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура»

Владимир Лемпорт. Портрет Вадима Сидура
медь, собрание Екатерины Силис

В экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура»

В экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура»

В экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура»

Стихи Вадима Сидура

Дирижер. 1950-е. Вадим Сидур
керамика, коллекция Татьяны Жогличевой

Девушка, из цикла «101», №4, 1971, Вадим Сидур
линолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»
Задуманный, как передвижной проект, с 2016 года побывал в Москве, Страсбурге, Люксембурге, Берлине, Минске, Санкт-Петербурге, Костроме. Если бы не локдаун, то список городов и стран, увидевших проект, мог быть больше.
Выставочное пространство оформлено модульным способом. Это весьма удобно для передвижного проекта. Размещение предметов искусства благодаря этому способу получается более универсальным. Выставка поделена на несколько «рабочих зон», это позволяет систематизировано подавать разнообразие представленных экспонатов. Наследие Вадима Сидура велико: более 2000 графических работ, более 500 скульптур, сборник стихов, книга авангардной прозы, иллюстрированные им журналы и книги, кинофильм.

Вадим Сидур. Стихи

Вадим Сидур. Стихи

Вадим Сидур. Стихи

Узник. Из цикла «101», 1971, Вадим Сидур
линолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»

Без названия, из цикла «101», 1971, Вадим Сидур
линолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»

Велосипедист. 1950-е, Вадим Сидур
керамика, коллекция Татьяны Жогличевой

Прощание с морем, 1950-е, Вадим Сидур
керамика, коллекция Татьяны Жогличевой
На выставке в ВЗ «Манеж» представлено более 40 работ Вадима Сидура из фондов Объединения «Манеж» и произведения из частных коллекций. Судя по этикетажу, большая часть работ из частных собраний принадлежит Татьяне Жогличевой.
«Война и Мир Вадима Сидура» — емкое название выставки. Темы войны и миры в творчестве Вадим Абрамовича присутствовали всегда. Антивоенный художник, ветеран войны, познавший все ужасы насильственной смерти, своими произведениями предостерегал человечество от повторения войны. Воспоминания о тех событиях преследовали его всю жизнь.
Скульптура «Война и мир» показывает нам Сидура-философа. В одной фигуре слились два образа. Если посмотреть на скульптуру с одной стороны - то увидим образ мужчины. В нем чувствуется агрессия и жестокость — все это война, бессмысленная и беспощадная, приносящая боль и страдания. С другой стороны, мы видим женский облик. Фигура женщины с большим чревом — символ плодородия и мира, любви и созидания.

Война и мир, 1965. Вадим Сидур
бронза, собрание МВО «Манеж»

Война и мир, 1965. Вадим Сидур
бронза, собрание МВО «Манеж»
Вадим Сидур перенес тяжелое ранение челюстно-лицевой области и длительную реабилитацию в госпиталях. Демобилизованный как инвалид 2 группы, в 1944 году, решил стать медиком. Проучившись год в Медицинском институте Сталинабада, круто меняет свою жизнь и вливается в ряды студентов Высшего художественно-промышленного училища (Москва). После окончания в 1953 году факультета монументальной и декоративной скульптуры становится скульптором.
Скульптура «Раненый», это прямой отсыл к пережитым художником событиям.

Раненый.1963. Вадим Сидур
алюминий, собрание МВО «Манеж»
В первые годы творчества скульптуры В.Сидура были выполнены в реалистической манере. Но после перенесенного в 1961 году инфаркта Вадим Сидур пришел к выводу, что многое может не успеть и отходит от реалистичных форм и приходит к условным, обобщенным, лаконичным.
Скульптура «Пулеметчик»

Пулеметчик, 1960, Вадим Сидур
алюминий, Собрание МВО «Манеж»
Не видно, где заканчивается человек и начинается пулемет. Человек с оружием в руках - это машина, призванная убивать — таков посыл автора, в нем бессмысленность войны, страх перед ней.
Переходная от «Войны» к «Миру» тема — это «Покаяние»

После войны. Вадим Сидур

Памятник оставшимся без погребения. 1972. Вадим Сидур
бронза, литье, собрание МВО «Манеж»
«Скорбящие: три фигуры матерей — нести страшный крест для матери, — это потеря детей.
Война окончилась. Остались люди с искалеченными душами и телами, истосковавшиеся по любви.

После войны. 1968. Вадим Сидур
Алюминий, коллекция Татьяны Жогличевой

После войны, из цикла «Дань времени», 1983
медь, собрание МВО «Манеж»

Инвалиды. Свидание на скамейке. 1950-е, Вадим Сидур
керамика, из коллекции Татьяны Жогличевой
В работах счастье, гармония, любовь. Люди счастливы несмотря ни на что.
С конца 60-х появляются работы, навеянные мыслями о катастрофе. Он считал, что экологическая катастрофа неминуема. Эксперименты, связанные с гонкой вооружений, могут привести к страшному и необратимому.

После экспериментов. Из цикла «Препараты», 1968. Вадим Сидур
медь, собрание МВО «Манеж»
Начало 70-х знаменуется появлением в творчестве В.А.Сидура нового цикла работ и направления «Гроб-Арт», названное самим художником «искусством эпохи равновесия страха». Творческие поиски привели художника на стезую концептуалиста. Он стал создавать скульптурные композиции из отходов цивилизации (канализационных труб, строительного мусара). Это направление не было понято его современниками. Не приняли близкие друзья, не принялы жена — Юлия Львовна Сидур. Уже позже, переосмыслив творчество супруга, ей стало ясно, что Вадим Сидур опередил свое время, заглянул вперед. Работы того периода на выставке представлены лишь в электронном виде.
Красной нитью через все творчество проходит создание скульптур, героями которых были современники художника. Добрые, теплые, ироничные работы рассказывали о простых человеческих радостях.
Есть у него цикл, прославляющий женщину и любовь к ней. В них наблюдательность скульптора. Вот перед нами тонкая и звонкая хористка из студенческого хора! А рядом, пышащая здоровьем девушка из колхозного хора.

Женщина в ванне. 1966, Вадим Сидур
бронза, коллекция Татьяны Жогличевой

Отчаяние. 1963. Вадим Сидур
алюминий, собрание МВО «Манеж»

Сидящая из цикла «Отчаяние», 1964, Вадим Сидур
бронза, коллекция Татьяны Жогличевой

Девушка из студенческого хора. Из цикла «Женский хор», 1981, В. Сидур
бронза, собрание МВО «Манеж»

Девушка из колхозного хора. Из цикла «Женский хор», 1981, В. Сидур
бронза, собрание МВО «Манеж»

Мать и дитя. 1981. Вадим Сидур
бронза, собрание МВО «Манеж»
А эта скульптура наполнена философским смыслом. Женщина в творчестве В.А.Сидура, прежде всего, мать. В чреве матери заложен ребенок в форме креста. Ребенок, это тот крест, который женщина несет всю жизнь. Если вынуть крест, то в скульптуре появляется ужасающая пустота...

Мать и дитя, 1950-е, Вадим Сидур
керамика, коллекция Татьяны Жогличевой
Семья для Сидура нечто божественное и святое.

Святое семейство. 1964. Вадим Сидур
медь, коллекция Татьяны Жогличевой
Отношения между мужчиной и женщиной сводятся, по его мнению, к гармонии в ителлектуальном, физическом и духовном плане.

Связи. Нежность. 1963. Вадим Сидур
аллюминий, коллекция Татьяны Жогличевой

Святое семейство из цикла «101», №3, 1971, Вадим Сидур
линолеум, резьба, собрание МВО «Манеж»
Завершается скульптурный ряд композицией из цикла «Праздник»

Фрагмент экспозиции выставки «Война и мир Вадима Сидура»

Двухфигурная композиция из цикла «Праздник», 1964, Вадим Сидур
алюминий, собрание МВО «Манеж»

Драка из цикла «Праздник», 1965, Вадим Сидур
алюминий, собрание МВО «Манеж»

Любители пива, из цикла «Праздник», Вадим Сидур
алюминий, собрание МВО «Манеж»

Экскурсия по выставке «Война и мир Вадима Сидура»