С 7 марта по 17 апреля 2018 года в Музее А.М. Горького и Ф.И.Шаляпина работает выставка "Пакт Рериха. История и современность".
Фото №939772. Art16.ru Photo archive Международный выставочный проект в Казани представляют: Международный Центр Рерихов, Министерство культуры РТ, Национальный музей Республики Татарстан, Музей А.М. Горького и Ф. И. Шаляпина, Татарстанское рериховское культурное объединение.
Фото №939837. Art16.ru Photo archive В залах музея представлена экспозиция раскрывающая тему "Пакт Рериха. История и современность". Экспозиция собрана из репродукций картин Н.К. Рериха, планшетов с историческими фотографиями и документами.
Фото №939727. Art16.ru Photo archive Фото №939822. Art16.ru Photo archive Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников подписан 15 апреля 1935 года в Белом Доме (г. Вашингтон, США) в присутствии президента США Ф. Рузвельта и представителей 20 стран Латинской Америки. Пакт Рериха, предложенный Миру русским ученым, философом, художником, путешественником Н.К. Рерихом, явился первым международным договором, выдвинувшим идею защиты ценностей культуры.
Фото №939827. ИСТОРИЯ ПАКТА РЕРИХА
Международный Центр Рерихов занимается продвижением Пакта Рериха. В 2012 году им совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов был создан данный проект. Открытие положено выставкой в шатаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция). В 2013 году - проект прокатился по странам Латинской Америки, его увидели жители Аргентины, Уругвая, Чили и по Европе (Берлин, Женева). В 2014-15 гг. - выставочный тур по странам Европы, Америки и Азии. 2018 г. - Казань (Татарстан).
Международный выставочный проект направлен на популяризацию миротворческих идей. Охрана художественных и научных учреждений и исторических памятников была и остается актуальной проблемой нашего времени. Стоит только вспомнить разрушения Первой и Второй мировых войн, Афганистан, Сирию; безвозвратно потерянные в мирное время, результате процесса урбанизации, памятники культуры и архитектуры. Выставка несет воспитательное значение.
Один из разделов выставки посвящен Знамени Мира - знамя защиты культурных объектов в военное и мирное время. Там где развивается Знамя Мира - территория неприкосновенности объектов культуры. Николай Константинович называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры. На белом фоне в круге красно-розового (амарантового) цвета размещены три соединенные между собой сферы того же цвета, символизирующие триединство. Знак триединства Николай Константинович видел на многих памятниках культуры.
Фото №939782. Art16.ru Photo archive Фото №939787. Фрагмент статуи Уты. Собор Св. Петра и Павла. Наумбург, Германия, XIII век/Фрагмент изображения Тамерлана XIV в. Фото №939792. Фрагм. храма Дарджилинг. Индия / Буддийский храм в Южн Корее Фото №939797. Матео Джованни. Мадонна с младенцем. Деталь, 15 в / Ханс Мемлинг. Христос с ангелами славящими Бога Отца. 1475 г. Фото №939807. Церков. Бельгия / Мечеть. Каир Фото №939812. Скифо-сарматские древности 3-2 вв. до н.э. / Кельты. 1 тыс. до н.э. Шотландия, Неолит Фото №939817. Часовня Св.Бернарда, Австрия 6-7 вв. / Успенская трапезная церковь Спасо-ефимиева монастыря, Суздаль 17 в. Идея триединства родилась у Рериха при просмотре "Троицы" А. Рублева.
Фото №939802. Андрей Рублев. Троица. 15 в. Триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии. Знамя Мира присутствует на многих работах Рериха.
Фото №939752. Н.К. РЕРИХ. «СВЯТАЯ СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ». 1932 (репродукция) В творчестве Н.К. Рериха отразилась тема разрушения исторических памятников. Плакат 1914 года "Враг рода человеческого" на нем можно прочесть надписи: "Множество народа яростно погубил", "Многие города воровски порушил". Плакат, осуждающий разрушение памятников культуры во Франции и Бельгии, был разослан в действующие части русской армии.
Фото №939737. Art16.ru Photo archive Фото №939732. Собор в Реймсе во время Первой мировой войны В предвоенное время, накануне первой мировой войны Н.К.Рерих создает серию пророческих работ. Предчувствует, что грядет война, будут разрушения, надо защищать памятники культуры. Одна из его работ " Меч мужества" (1912 год) - люди спят, не предчувствуют беду, только Ангел стоит на страже. Другая работа того же цикла работ "Зарево" (1914), посвящена королю Альберту (Бельгия) первому из европейских правителей, поддержавших Пакт Рериха.
Фото №939742. Art16.ru Photo archive Несколько работ посвящены житию Сергия Радонежского: Святой Сергий Радонежский (1932), Сергий строитель (1924) и др. Мораль этих работ такова: "Чтобы духовно подняться, надо трудиться".
Фото №939757. Art16.ru Photo archive Фото №939762. Н.К. Рерих. Сергий сторитель. 1925 Интересна картина Н.К. Рериха космического плана "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат" (1934).
Фото №939767. Н.К. РЕРИХ. «НЫНЕ СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ С НАМИ НЕВИДИМО СЛУЖАТ». (ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ) Один раздел экспозиции посвящен печальной странице истории Международного Центра Рерихов. В апреле 2017 года МЦР был выдворен из усадьбы Лопухиных (примеч: в ноября 2015 года усадьба Лопухиных перешла в федеральную собственность и была передана Государственному музею Востока). Судами оспорить это решение Международному Центру Рериха не удалось.
Фото №939777. Art16.ru Photo archive На выставке представлены издания Международного Центра Рерихов.
Фото №939832. Art16.ru Photo archive