Близится юбилей открытия Выставочного центра Международного института антиквариата. В конце мая 2012 года ему исполнится год.

Скульптура "Поющие Амуры". Пять музицирующих амуров. Белый мрамор. Приблизительно 1900 год. На оборотной стороне основания подпись Клодион.
Институт обладает крупнейшей в России, частной коллекцией западноевропейского искусства XVI-XIX вв. На площади 250 кв.м. экспонируется более 150 единиц хранения.
Для справки:
Частная коллекция Международного института антиквариата насчитывает более 1700 предметов. В коллекцию входит собрание живописи, насчитывающее более 500 картин, несколько десятков произведений скульптуры, более 500 предметов мебели, около 300 изделий из серебра, 136 предметов художественной бронзы, а также западноевропейские шпалеры XVII – XVIII вв., русские иконы и другие предметы.
В Большом собрании изящных искусств ASG насчитывается более 2000 единиц хранения. Сформировано 20 коллекций. Разработана информационная система по учету и хранению предметов собрания. Организована работа реставрационной мастерской. На сегодняшний день, проведена реставрация более 200 предметов – картин, часов, мебели и других предметов антиквариата.
Коллекция пополняется, сведения, возможно, устарели.

заседание литературно-художественного салона «Ренессанс»
Выставочный центр оснащен современным хранилищем, в котором соблюдены все влажностно-температурные характеристики, предъявляемые к условиям хранения экспонатов в музее. В нём хранятся произведения живописи, как отреставрированные, так и не реставрированные, рамы. Любое полотно имеют штрих код и свое место на стенде. В опись хранилища заносится запись о каждом произведении искусства. В хранилище, на данный момент, находится более 160 произведений. Так же у МИА ASG есть складские помещения, где хранится большая часть коллекции. Все экспонаты на складе упорядочены по эпохам. Сотрудники музея планируют в дальнейшем проводить экскурсии и по складам.

13 апреля 2012; Михаил Константинович Яо, доцент кафедры теории и истории изобразительного искусства Казанского государственного университета культуры и искусств, искусствовед, кандидат социологических наук, реставратор живописи.
Директор МИА ASG - искусствовед, Яо Михаил Константинович.
Сотрудники ВЦ МИА ASG, Екатерина и Алина провели великолепную экскурсию по залам выставочного центра.
Вот, что я узнала, прослушав их рассказ:
Екатерина:
— В выставочном зале Международного института антиквариата, помимо живописных произведений, скульптуры, предметов ДПИ представлены несколько шпалер. В частности, шпалера “История Гиласа” выполнена в XVII веке на французской мануфактуре Обюссона, которая существует и по сей день. Особенно популярна она была в XVII-XVIII вв.
Здесь рассказывается история Гиласа — любимца и оруженосца Геракла, сопровождавшего его в походе аргонавтов. Во время стоянки корабля "Арго" у берега Мизии Гилас отправился к источнику за водой. Очарованные красотой юноши нимфы источника увлекли его на дно.

Фрагмент шпалеры "История Гиласа", Франция, Обюссон, XVII в. шерсть, шелк, готлисная техника, 215х330

Фрагмент шпалеры "История Гиласа", Франция, Обюссон, XVII в. шерсть, шелк, готлисная техника, 215х330
Гиласа можно увидеть в левой части шпалеры, его легко узнать по надписи на латинском языке “Гилас”. Также его история изложена в пасторальном романе XVII века Оноре д'Юрфе “Астрея”. По предположению сотрудников выставочного центра, именно, Оноре д'Юрфе изображен в правой части шпалеры — мужчина, одетый по моде XVII века, пишущий очередную страницу своего романа (этот роман, как известно, занимает 5000 страниц).

Фрагмент шпалеры "История Гиласа", Франция, Обюссон, XVII в. шерсть, шелк, готлисная техника, 215х330
В честь Гиласа, после того, как он был похищен нимфами, было организовано празднество, во время которого проводилось жертвоприношение. Сцена жертвоприношения занимает центр композиции. Астрея, скорее всего, перед жертвенником и изображена.

Фрагмент шпалеры "История Гиласа", Франция, Обюссон, XVII в. шерсть, шелк, готлисная техника, 215х330
Во время этого празднества жители городов, селений ходили по окрестностям селений и в лесах, чащах звали Гиласа. Обычно, когда художники изображают эту историю, они не включают в композицию Гиласа. Эта шпалера - исключение.
Шпалера нуждается в реставрации. Французские мастера не реставрировали, а в России очень мало реставраторов шпалер.
Работа художницы Ангелики Кауфман (1741—1807)

КАУФМАН, Ангелика, круг. "Весталка". Английская школа, 1800. Холст прикрепленный на дерево, круглый. Деревянная золоченая рама с резным орнаментом, английская работа XVIII века. Холст, Масло
Ангелика (Анжелика) Кауфман (нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann, род. 30 октября 1741 года в Куре, Свободное государство Трёх Союзов; † 5 ноября 1807 года в Риме) — немецкая художница.
Благодаря ей в живописи сложился английский стиль. Эта работа является ценностью для ВЦ, т.к. именно в МИА ASG был атрибутирован сюжет, по которому она написана. Когда работа поступила в институт, она называлась “Весталка” и по “легенде” принадлежала кругу А.Кауфман. Сотрудники института предположили, что работа написана А.Кауфман. После изучения работы, они выяснили, что картина была обрезана. Не видно в левой части холста Энея. Видна лишь часть его стопы, а если убрать раму, то увидим часть его фигуры. Это не Весталка, а кунская Севилла, которая предсказала Энею, что его потомки станут царями Рима. В ее руках атрибут, который принадлежит кунской Севилле - чаша, держа которую в руке, она делает предсказание.

ЗОЛОЧЕНАЯ БРОНЗА, РОСПИСЬ МАСЛОМ, ЭМАЛЬ, 145Х55Х25 СМ.
Большое собрание часов. Представлены часы XVIII — нач. XIXв. Интересное то, что выполнены они в технике Ормолу.

Франция, XVIII в. Время Людовика XV; Мастер-часовщик Д.Пийон; 86.5х41.5х16 см.; золоченая бронза, панцирь черепахи, эмаль.
ОРМОЛА, ОРМОЛУ (ст.-франц. ormolu из итал. orma — "след, подражание", ormo — "идти по следу") — матовоезолочение бронзы "ртутным", или "огненным", способом — прокаливанием на огне изделия, покрытого амальгамой (золотом, растворенным в ртути; см. золото, золочение; техника искусства). Эта техника была создана в Средневековье, настоящее название получила во Франции в середине XVII в., в эпоху Людовика XIV (см. "Большой стиль"). Матовое золочение в сочетании с блестящим (см. цировка) применяли в ювелирных изделиях, в мебели мастерской А.-Ш. Булля (см. "буль", "стиль булль"), в корпусах часов, в оправах фарфоровых изделий (сравн. полир-гольд).
/Словарь изобразительного искусства/.
Техника представляет собой сплав золота и ртути. Получается прочная амальгама, которой покрываются бронзовые часы.
Мастера, делая часы, всегда снабжали их какими-то фигурками. Сюжеты из мифологии, (“Орфей, играющий на арфе”), изображения Амуров, и конечно, сюжет присутствовал на основании часов: пасторальные сцены, любовные, сюжеты из жизни простого крестьянина, как например, на этих часах. Здесь мастер изображает пастушка. Фигурка козы, посеребренная, что редко встречается.
Очень популярными были часы-картель. Он всегда представляли изогнутую форму, которая напоминает скрипку и ставились они на подвесных полочках, которые называются консоль. Полочки всегда украшались под стиль часов, выполнялись обычно в той же технике.
Часы выполнены в стиле буль. Техника названа по имени крупнейшего мастера эпохи «французских королевских стилей» фламандца Андре Шарля Буля, известного своей величавой и монументальной мебелью. Хотя техника существовала и ранее, но Буль довёл её до совершенства и пользовался ею с таким успехом, что она стала носить его имя. На бронзовую поверхность накладывались тонкие пластинки черепахового панциря. С черепахового панциря делался тонкий срез, распаривался, накладывался на часы, и уже потом, вырезался тонкий рисунок. Очень много панциря утрачено, т.к., это органическое вещество. Очень часто циферблаты часов, которые выполнялись из эмали и золоченой бронзы подписывались мастером, который делал часовой механизм, а не корпус часов.

Мастер-часовщик Д. Пийон. 86,5х41,5х16 см.; Золоченая бронза, панцирь черепахи, эмаль

Патинированная бронза, панцирь черепахи, эмаль, техника "Буля", 143х56х23 см.
В собрании Международного института антиквариата есть три работы знаменитого фламандского художника XVII в. Франса Снайдерса, прославившегося в жанре натюрморта и анималистическом жанре.

холст, масло; 200х330 см.
Франс Снейдерс (Franz Snyders, встречается вариант Frans Snijders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.
Ф.Снайдерс представитель барочной школы живописи, для которой свойственна праздничность, торжественность.
Картина “Олени, загнанные сворой собак”.
Художник в полной мере раскрывает свое мастерство. Это выражается не только в том, как он композиционно расположил своих персонажей, но и насколько четко он прописывает все анатомические их особенности. Это было характерно для фламандских мастеров. Они изучали анатомию и с большей убедительностью размещали их на своих полотнах.
“Собаки, преследующие обезьянку на кухне”
Работа является стыком двух жанров: натюрморта и анималистического жанра. Очень часта фламандские художники преносили в свои произведения черты жанровости, внося в них фигуры животных. Со свойственной ему хаотичностью и беспорядком различные предметы, которые мы можем увидеть на кухне: артишоки, спаржа, столовые приборы: характерные ножи с янтарными или стеклянными ручками, для Фландрии XVII века.
Центр композиции - изображение собаки. Собака готова бросится на обезьянку. Обезьянка, частый гость на произведениях Ф.Снайдерса.

подпись художника; холст, масло. 118-178 см.
Стул, расположенный в правой части полотна называется португальский. Он выполнялся из натурального дерева и обтянут толстой кожей, которая часто теснилась, золотилась. Прикреплялась очень крупными гвоздями с золотыми шляпками.
Собрание мебели института, пожалуй, самое многочисленное. Начиналась коллекция с собрания мебели и продолжает пополняться.

Большой рейнский шкаф, ореховый шпон, фигурный резной рельеф на дверях в виде двух детей держащих гербы, увенчаные гротескными масками и двух сидящих детей в завитках. Украшение из семи витых столбцов с резьбой в виде листвы. Два больших выдвижных ящика. В верхней части изображены спелые гранаты. Очень хороший замок с двумя щеколдами с гравировкой (имеется старинный ключ). Работа рейнских мастеров конца XVII века.

Большой рейнский шкаф, ореховый шпон, фигурный резной рельеф на дверях в виде двух детей держащих гербы, увенчаные гротескными масками и двух сидящих детей в завитках. Украшение из семи витых столбцов с резьбой в виде листвы. Два больших выдвижных ящика. В верхней части изображены спелые гранаты. Очень хороший замок с двумя щеколдами с гравировкой (имеется старинный ключ). Работа рейнских мастеров конца XVII века. Дерево
В экспозиции представлен шкаф немецкой работы, выполненный в городе Аугсбурге в XVII в. У этого шкафа есть несколько примечательных деталей. Характерным для немецкой мебели XVII века было то, что она выполнена из ореха. Есть несколько деталей, например Амур, практически, оседлавший волну, с двух сторон и очень яркая, часто встречающаяся деталь - гранат, который частично открыт. Примечательными являются витые колонны, которые в последствии стали называться Соломоновыми колоннами.
Механизмы в мебели, часах всегда находятся в рабочем состоянии. Реставраторы стремятся чтобы мебель могла работать, могла использоваться в обычном обиходе. Детали металлические, XVII века, очень легко узнаваемы. Они прекрасно сохранились.

Большой рейнский шкаф, ореховый шпон, фигурный резной рельеф на дверях в виде двух детей держащих гербы, увенчаные гротескными масками и двух сидящих детей в завитках. Украшение из семи витых столбцов с резьбой в виде листвы. Два больших выдвижных ящика. В верхней части изображены спелые гранаты. Очень хороший замок с двумя щеколдами с гравировкой (имеется старинный ключ). Работа рейнских мастеров конца XVII века. Дерево
Алина:
- Когда А.В.Семин покупал эту работу на одном из французских аукционов, он покупал ее как работу итальянской школы живописи неизвестного художника. Работа была отреставрирована в стенах нашего института. Когда реставратор очищал ее от более поздних записей, то на картине проступили интересные подробности. В частности, изображение черепа, а так же подпись художника и дата создания: Франс Ксавьер Людвиг Хохр (фр. Franz Xaver Ludwig Hohr; 1766 — 1848), французский художник XVIII столетия; (1789 г).

холст, масло; рама: дерево, левкас, золочение. 117х62 см.
В образе светской дамы, француженки художник изобразил Марию Магдалину, верную последовательницу Иисуса Христа. Она изображена в момент раскаяния.
Очень интересная рама, итальянской работы Она необычной формы, стоит на ножке. Наверняка, она стояла на постаменте в какой-нибудь церкви, монастыре, или часовне при замке.
Касапанка ( в пер. с ит. “сундук” и “банка”) - ларь-скамья со спинкой и подлокотниками.
Такие скамьи стояли в зажиточных домах Флоренции. На ней сидели, спали. Внутри хранили какие-то ценные вещи (ценные бумаги, деньги, ювелирные украшения). Подобные скамьи считаются прообразами современных сейфов.
Кабинет, отреставрированный в стенах института. Кабинет с секретными ящичками. В ящичках могла храниться секретная корреспонденция. В Эрмитаже хранится подобный кабинет, который принадлежал Анне Австрийской. Когда реставраторы стали вскрывать кабинет, то внутри обнаружили капкан.
В коллекции совсем недавно появились зеркала. Это зеркало выполнено в 18 веке. Старинность зеркала проверяется легко: если поднести зажигалку к поверхности зеркала,
то получится 5-6 отсветов, иногда бывает 7. В современных зеркалах - 3-4 отсвета.
Такого рода познавательные экскурсии в Выставочном центре Международного института антиквариата ASG не редкость. Достаточно собрать группу, человек 10, и записаться по телефону.
Так же в залах центра проходят заседания Художественно-литературного салона «Ренессанс», существущего при Институте филологии и искусств Казанского федерального университета. Заседания проходят ежемесячно, к участию приглашаются деятели искусства и культуры, слушатели - студенты КФУ. Заседания традиционно проводит Михаил Константинович Яо, искусствовед, директор Международного института антиквариата.
Видео:
фото автора