28 июля 2016 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялось открытие персональной выставки Мичри Александра Ильича «Восток есть Восток».
В церемонии открытия приняли участие: Камалова Э.Р., первый заместитель МК РТ; Нургалеева Р. М., директор ГМИИ РТ; Иванов Н.А., народный художник РФ, академик РАХ, друг Мичри А.И.; Гимаев З.Ф., председатель СХ РТ.
Фото №893002. Р.Нургалеева, Э.Камалова, Мичри А., Натфуллин Д. Фото №893030. Мичри А.И., Нургалеева Р.М., Камалова Э.Р. Фото №893014. Иванов Николай Александрович Фото №893022. Зуфар Гимаев Экспозиция выставки состоит из 60 произведений мастера.
Фото №893006. На открытии выставки Мичри А.И. О художнике:
Мичри Александр Ильич, 1934, Каспийск (Дагестан)
Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2011), член Президиума (с 2014), заслуженный художник РФ (2004), лауреат всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов, академик Петровской академии наук и искусств,
Член Союза художников СССР (1961).
Окончил Московское высшеехудожественно-промышленноеучилище (бывшее Строгановское) (1961), кафедрамонументально-декоративнойпластики, преподаватели:Е. Ф. Белашова,Г. И. Мотовилов,Р. Р. Иотка,А. Г. Шульц,В. И. Козлинский,С. Л. Рабинович.
Участник московских, всероссийских, зарубежных и международных выставок (с 1957).
Более 30 персональных выставок во многих городах России (Москве, Рязани и других городах) и за рубежом (Туркменистане, Кубе, Испании, Объединенных Арабских Эмиратах, Тунисе и других странах).
Живет и работает в Москве.
Александр Ильич разноплановый художник в копилке творчества которого: монументальные росписи на правительственном здании в Ашхабаде (выполненные в 1961-1965 гг.), Дворец культуры и общественное здание в г. Мары (1965 г.), Дворец культуры г. Красноводск (1965 г.); скульптурные композиции в г. Каспийске (1967 г.), рельефы в Москве (Академия МВД СССР), 1974 г.; много станковых живописных произведений среди которых: пейзажи Алтая, Кавказа, Казахстана, Крыма; портреты, жанровые сцены и др.
Фото №892990. Горная Киргизия. 1958. Мичри А.И. 1934 картон, масло
Фото №892942. Натюрморт с рыбой. Мичри А.И. 1934 / Бабушка с кошкой. 2016 /Натюрморт с яблокамихолст, масло
Фото №892974. Натюрморт с дыней. 1963. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Александр Ильич работает в технике реалистической живописи, точно и объективно фиксируя окружающую действительность. Он художник-путешественник, влюбленный в Восток. На его полотнах природа и люди Израиля, Туниса, Египта, Иордании и Средней Азии.
Фото №892978. Хива. 1962. Мичри А.И. 1934 картон, масло
Фото №892962. Египтянка, торгующая коврами. 2004. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Фото №892966. Египет. Курильщики кальяна. 2011. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Фото №892958. Тунис. Поход на базар. 2007-2008. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Фото №892970. Еврей-ортодокс у западной стены. 2012. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Почему Восток - источник вдохновения для А. И. Мичри? Художник сам дал ответ на этот вопрос на вернисаже в «Хазинэ».
Южанин по рождению, Александр Ильич, по окончании «Строгановки» попросил распределение в Туркмению, туда где солнце и тепло. Его отговаривали:
-Там же пески! Что ты там будешь делать?
Но Александр был тверд, очень уж ему хотелось побывать в Туркмении. Самостоятельно молодой художник туда бы не попал. А благодаря «подъемным», в размере 32 рублей, это стало возможным. Купив билет на самолет, он оказался в Ашхабаде. Группу молодых специалистов, в которую входил Мичри, встретил Первый секретарь обкома.
-Художники есть? - кинул клич секретарь.
- Есть! - радостно ответил Александр.
- Будешь маляром - то ли в шутку, то ли всерьез парировал чиновник.
Ответ слегка озадачил молодого специалиста. С этой шутки начались трудовые будни художника.
Фото №892950. Бабушка с кошкой. 2016. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Всех прибывших распределили по домам местных жителей. Зайдя в небольшой дворик, Александр увидел пожилую женщину-туркменку. Поприветствовав ее, он хотел озвучить причину визита, но услышал.
- Подожди! Сейчас чай попьешь, а потом будем разговаривать.
Ох, какой вкусный был чай! Саша Мичри впервые попробовал зеленый чай.
- Попил? - поинтересовалась бабушка - теперь покушай. Будешь у нас жить.
Восток принял незнакомого молодого человека как родного.
Свою первую картину в Туркмении Александр написал в доме этой женщины. Работа называлась «Материнство». Толчком к написанию послужил образ девочки, ставшей матерью в возрасте 14-15 лет. За этой картиной последовала серия портретов туркменских женщин. Ребята там тоже хорошие, но образы туркменских женщин волновали юного художника гораздо сильнее. Такие они все добрые, необыкновенно красивые, нарядные: какие у них платки, платья!
Фото №892982. Халиджа. 1963. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Фото №892986. Туркменка. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Фото №892937. Семья. 2013. Мичри А.И. 1934холст, масло
А. Мичри влюбился в Восток, в Среднюю Азию. Александру Ильичу импонирует тот факт, что Восток воспитывает уважение к старшим. Он считает этот фактор воспитания важным.
Гостеприимство, свойственное народам, проживающим в этом регионе, вызывает восхищение у художника. Из опыта путешествий А. И. Мичри вынес, что где бы он на Востоке не был, везде его принимают хорошо. И всюду он находит нюансы в общении между людьми, которые делают пребывание в той или иной стране приятными.
Вот, к примеру, лет 8 назад Александр Ильич Мичри посетил Иорданию. Приехал, пошел на рынок за фруктами.
Фото №892954. Натюрморт с яблоками. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Фото №892946. Натюрморт с рыбой. Мичри А.И. 1934 холст, масло
Один из торговцев пригласил на чай.
- Я не хочу чай. Я пришел фрукты купить - возразил А. И. Мичри.
Торговец помыл фрукты и предложил:
- Покушай!
- Вкусно! - сказал А. Мичри, отведав угощение.
- Покупай.
Когда торговец наполнил фруктами пакет, Александр Ильич, попросил продать ему еще груш.
- Груши у меня не покупай. У меня друг есть, купи у него. У него тоже хорошие груши.
Этот пример красноречиво демонстрирует причину, по которой А. И. Мичри влюблен в Восток.
Фото №892994. На этюдах (Петя Розин), 1958. Мичри А.И. 1934 картон, масло
- Каждый художник выбирает свой путь. Для меня восточная тема необъятная. Я могу бесконечно писать и радоваться каждому своему этюду, портрету. Чувство радости творчества необходимо каждому художнику. Чем он больше будет радоваться, тем больше работать, тем дольше будет радостно жить - считает Александр Ильич.
В Казань художник приехал впервые. Город и люди, живущие в нем, произвели на мастера благоприятное впечатление. А. И. Мичри выразил желание вернуться сюда и привести новые работы.