С 16 июля по 16 августа 2022 года в Музее-галерее «Дом АРТ» посетители имеют возможность ознакомиться с выставкой Александра Дорофеева «Линии вдохновения».



Экспозиция выставки состоит из работ, размещенных на первом этаже, и лестнице, ведущей на второй. Первая камерная выставка случилась через год после смерти художника. Устроители грамотно подобрали картины и скульптуры малых форм, чтобы отобразить богатое наследие неординарного художника.


С первых минут осмотра явственно чувствуешь, что перед тобой художник с инженерно-строительным образованием. Главенствующей в творчестве идет линия, создающая форму и потом лишь в композицию приходят свет и тень, грамотно подчеркнутые цветом.








Неординарность взгляда, отход от принятых шаблонов и некую революционность подхода замечаю уже в первой работе. Картина «№19»

Мужчина, с поникшей головой и увядающим цветком, написан художником парящим в воздухе близко к границе картинной плоскости. Позади него не пустота, а "выдавливающая" темнота, достигнутая усиливающейся градацией от темного к светлому. Кто он, этот мужчина в обтягивающем трико телесного цвета, в пуленах на ногах и шляпе треуголке? Поразмышляем. Носить "пулены" могли только богатые и знатные люди (в такой обувке не поработаешь). И шляпа - головной убор "венец", как самоидентификация. В Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии и Португалии есть детская песенка: «Моя шляпа, у нее три угла, /у трех углов моя шляпа. /И если бы у нее не было трех углов, /это была бы не моя шляпа». Кто Вы, "рыцарь печального образа"? Где Ваша Дама? Какая драма или трагедия стоит за этим сюжетом? А может быть это просто недосказанность, недоуслышанность? Вопросов много. Художник обозначил название только цифрой №19.
Работа №20 «Точка зрения». Вглядитесь, как устойчиво "стоит" фигурка мужчины всё в том же одеянии, в обозначенной художником плоскости. Сдержанные тона при мощном звучании.

В картинах Александра Дорофеева заложено много символических вещей. К примеру в этой, №16 «Утро».

В залитом утренним светом натюрморте, впервые замечаю плод вишни и бутон мака. Знаете ли вы, что в маковой коробочке содержится около 30 тыс.семян? Мак издавна считается символом любови, плодовитости и плодородия. Сопутствует успеху в делах, защищает от злых сил. У вишни много символов, один из них женское начало в природе. Вишня, как дерево это символ того, что "человек рождается в этом мире нагим и нагим же его принимает земля". Вот и добавляет в свои картины Александр Иванович, плоды этого дерева, как напоминание о незыблемых и вечных ценностях. Но это лишь мои догадки. У художника уже не спросить.



Вот еще одна работа, закодированная №63, снова про символы.

Пара бабочек означает любовь, супружеское счастье. На картине — 10 пар. Наверное, это о возрождении семьи, если следовать интуиции и знакам.
От всех работ исходит ощущение полноценной жизни с ее радостями и горестями, увлечениями. Порой это происходит посредствам цвета, а порой - действия , запечатленного на картине.









Дорофеев Александр Иванович

(28 апреля 1954 — 19 июля 2021)
Родился в городе Казань, Республика Татарстан.
1979 год - окончил обучение в Казанском инженерно-строительном институте.
1992 год - член Союза художников России.
2002 год - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
С 1987 года участник выставок.
Произведения Александра Дорофеева находятся в государственных и частных собраниях России, США, Германии, Голландии, Франции, Израиля, Италии, Голландии, Чехии, Финляндии, Эстонии.


