20 марта 2015 года в Национальной художественной галерее «Хазине» открылась юбилейная выставка казанского художника Александра Новикова «Живопись. Скульптура. Арт-объекты», включающая более 70 произведений.



Уже много лет Александр Васильевич совмещает творческую работу с педагогической: мне, как бывшему его ученику, было невероятно интересно изучить различные грани его художественной деятельности.



Приятно удивило, что в Казани жив добротный абстракционизм «старой школы»: для произведений Новикова характерен синтез приемов традиционной живописи, эстетики русского авангарда и западного информального искусства — предметные образы на его полотнах соседствуют с экспрессивным началом. Несомненно также влияние сюрреализма, кубизма, импрессионизма и множества других стилей. В экспозиции есть, впрочем, и чисто реалистические работы.





Художник активно использует символику: по сути, каждый предмет, изображаемый Новиковым на его натюрмортах, является своего рода символом — это и излюбленная русскими живописцами рыба (монограмма Иисуса Христа, древний символ спасения и опоры), и спираль (цикличность времени), и морская раковина (символ путешествия, паломничества).





Есть здесь и традиционный «ванитас» с человеческим черепом (одно из самых дорогих, в материальном отношении, полотен выставки), отсылка к Питеру Брейгелю и множество других любопытных аллюзий — расшифровка всех этих символов и смыслов доставляет немало удовольствия.

Особенно привлекло внимание полотно «Течение времени», на котором гармонично переплетены абстрактные ритмы, семейный портрет и иконописный образ Георгия Победоносца (известно, кстати, что автору доводилось изучать иконописную технику). Композиция четко разделена на несколько частей, каждая из которых отражает ту или иную временную эпоху: от хаоса и «сотворения мира» до наших дней.
Еще одна оригинальная вещь — «Портрет тульского самоварчика»: сквозь стенки необычной формы самовара на зрителя смотрят лица людей из прошлого. «Портрет» старинного самоварчика — это портрет ушедшей эпохи, с которой нас связывает «память вещей». Натюрморт Новикова — это отнюдь не «мертвая природа»: его натура всегда кажется живой, даже если выражена в безжизненных предметах…



Александр Васильевич работает во многих жанрах и использует различные материалы. Так, на этой выставке я впервые познакомился с Новиковым-скульптором — долго ходил вокруг постамента с его гигантскими «семенами» и «плодами», выполненными из разных сортов дерева, борясь с желанием потрогать их.
Удивительная органичность и естественность этих необычных арт-объектов, скрупулезность, с которой автор копирует природные формы, вызывают в зрителе особые эстетические переживания — эдакий восторг естествоиспытателя, который открыл неизвестный науке вид.
Например, вы видите огромное «яйцо» — и тут же задаетесь вопросом: что внутри? Воображаемый секрет, заключенный в пластической оболочке — и есть, на мой взгляд, ядро художественного замысла этих произведений. Кроме того, яйцо — это еще один символ, оно олицетворяет зарождение жизни: в многих древних учениях фигурирует «космическое яйцо», из которого родилась вся Вселенная…


