В концертном зале отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета с 18 сентября по 5 октября 2012 года работает выставка «Единение» Владимира Александровича Попова, Заслуженного художника РФ, Народного художника РТ, Заслуженного деятеля искусств РТ, члена Союза художников России.
Фото №116055. В концертном зале отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета На выставке представлен широкий аспект его творчества: живопись, графика, каллиграфия.
Фото №116074. Владимир Александрович Попов. Творческая встреча со студентами и преподавателямиВладимир Александрович Попов, Заслуженный художник РФ, Народныйо художник РТ, Заслуженный деятель искусств РТ, член Союза художников России В стенах выставки состоялась творческая встреча Владимира Александровича с преподавателями и студентами КФУ. На повестке дня стоял один из главных вопросов современности «Взаимодействие культур и мировоззрений», ответ, на который пытались найти участники заседания художественно-литературного салона «Ренессанс». Вел вечер Михаил Константинович Яо, искусствовед, директор Международного института антиквариата.
Фото №116080. Тагиров Энгель РизаковичТагиров Энгель Ризакович, Заслуженный работник культуры РТ;
Заслуженный деятель науки РТ; медаль II степени Ордена "За заслуги перед Отечеством"; Вице-президент Российской Академии гуманитарных наук (Председатель Татарстанского отделения РАГН); Президент Международной Гуманитарной Академии "Европа-Азия"; член докторского Совета по истории КГУ;
член докторского Совета по социологии КГФЭИ Также в разговоре участвовали:
Салахов Расих Фарукович, зав. кафедрой изобразительного искусства и дизайна, доцент, член Союза дизайнеров России, заслуженный учитель РТ.
Фото №116104. Расых Фарукович СалаховИнститут филологии и искусств КФУ, 18 сентября 2012
Расых Фарукович Салахов, зав. кафедрой изобразительного искусства и дизайна Института филологии и искусств КФУ, доцент , член Союза дизайнеров России, заслуженный учитель РТ Тагиров Энгель Ризакович: Заслуженный работник культуры РТ; Заслуженный деятель науки РТ; медаль II степени Ордена «За заслуги перед Отечеством»; Вице-президент Российской Академии гуманитарных наук (Председатель Татарстанского отделения РАГН); Президент Международной Гуманитарной Академии «Европа-Азия»; член докторского Совета по истории КГУ;
член докторского Совета по социологии КГФЭИ.
Фото №116092. Иксанова Ильсияр Вазыховна, член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Х.Такташ
Институт филологии и искусств КФУ, 18 сентября 2012
Иксанова Ильсияр Вазыховна, член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Х.Такташ.
Яо Михаил Константинович перед тем, как представить Владимира Александровича Попова аудитории, рассказал о своеобразном виде искусства — каллиграфии.
Фото №116110. Творческая встреча с художником В.А.Поповым. Выставка "Единение"
Институт филологии и искусств КФУ, 18 сентября 2012
— Каллиграфия свойственна всем народам и Востока, и Запада. Искусство написания букв, символов, знаков, понятий. В каждой стране мы встречаем удивительные образцы этого искусства. Но есть различия в понимании знака, художественного образа. В европейском искусстве художественный образ должен отображать конкретную форму, существо. Даже те понятия, которые нам не дано увидеть глазами, художник должен представить, какими они должны быть. Другое дело восточная культура, культура мусульман. Человек смотрит на мир совершенно другими глазами. Он не требует конкретизации. Понятие нужно отразить каллиграфически так, чтобы каждый понял его сам — подготавливая слушателей к предстоящей беседе, рассказа Михаил Яо.
Владимир Александрович Попов блестяще окончил Казанское художественное училище. С начала 50-х гг. XX века работает в традиционных техниках. Сначала это была живопись, затем, даже неожиданно для себя, Владимир Попов становится великолепным графиком.
По зову сердца едет на БАМ, живет там, пишет серию портретов людей разный национальностей и вероисповеданий, настоящих патриотов Родины. Там же, на БАМе, восхищаясь природой, делает ряд зарисовок и пейзажных работ.
20 лет назад в судьбе художника происходит неожиданный поворот. Он обращается к искусству каллиграфии, к созданию каллиграфических произведений, посвященных мусульманской культуре.
Приступает к выполнению шамаилей, тугр, каллиграфических композиций.
Шамиль — вид графики, который популярен у татарского народа. Это выдержка из Корана или благожелательная надпись, которая вешается над дверью в доме. Является единственным изобразительным элементом в убранстве татарского жилища.
Тугра — произведение каллиграфического искусства, которое делается человеку персонально.
Каллиграфические работы В. А. Попова вызывают огромный интерес. Он признан в ряде мусульманских стран.
За последние восемь лет Владимир Александрович Попов побывал в 7 восточных государствах, в 15 столицах и самых больших городах этих стран. И везде его удивительно тепло принимали.
Во всех странах, кроме Ирана, выставки Попова прошли под названием «Каллиграфия за мир».
Каллиграфия за мир
О том, почему для выставки выбрано такое название, Владимир Александрович рассказал сам.
— Я прошел всю войну с 1941 по 1945 и еще два года служил в оккупационных войсках в Германии, меня не демобилизовали. Я увидел всю войну, ее неприглядность. Выходил из окружения, когда вся южная группировка была, фактически, уничтожена Гитлером. Я выходил 1200 км. из тылов противника, был контужен, но остался жить, видно надо было, чтобы я вышел. Я увидел ужасы и все мои сюжеты построены на том, чтобы не допустить повторения этого кошмара.
В Священном Коране, хадисах Пророка Мухаммада из известных сборников Аль Бухари, Абу-Дауда, Муслима и других, в размышлениях известных исламских богословов и философов я
выбираю самые интересные мысли, о том для чего созданы люди на этой земле.
Мы отрабатываем свои возможности, должны жить в мире и согласии, а конфликты разрешать мирным путем. Нельзя уничтожать себя и природу.
Моя каллиграфия — мысли, которые я могу использовать из Корана. Прославляю Единого Бога. Ислам мне ближе всего. «Бог Един» — стало быть, он для всех религий существует. Некоторые в это не верят. Я сам в партии был 48 лет, с 1943 года. У меня полная грудь наград.
Я пропагандирую мир. Ко мне в каждой стране присоединяется кто-то из ведущих каллиграфов мира, выставка идет и с их участием. Совместные выставки прошли с каллиграфами из Новой Зеландии, Марокко, Турция и др. У них по 10 работ и моих 120. Вот таким образом, проходят международные выставки.
Работаю на мир. Нельзя допустить такой войны. Это катастрофа. Люди уничтожают сами себя. Мы делаем очень плохие вещи на нашей земле, на которой мы должны отрабатывать свои личные качества для будущих инкарнаций, если кто в это верит.
С выставкой «Каллиграфия за мир» Владимир Александрович приглашен в 24 страны мира.
Фото №116098. Валиуллин Фарит, художник
Институт филологии и искусств КФУ, 18 сентября 2012
Как В. А. Попов пришел к искусству каллиграфии
В.П.:
— Первый вопрос любой выставки, любого искусствоведа: «Как я пришел к этому искусству? Почему я со своим христианским обликом и вдруг увлекся, и не только?
Доктор искусствоведения С. М. Червонная в своей работе „Мусульманское искусство в России“ отвела в ней несколько страниц моему творчеству. Она написала на обложке:„Дорогому Владимиру Попову, понявшему душу исламского народа, большое спасибо“. Это высшая оценка моего творчества.
М. Б. Пиотровский написал: „Вы удивительно красиво делаете очень важное дело — придаете новый межцивилизационный аспект традициям мусульманской каллиграфии. Да поможет Вам Бог! Искренне Ваш Михаил Борисович Пиотровский“.
Я даже до сих пор этого не понимаю, все свои работы мусульманского периода, я не одного этюда не написал, как живописец. Я нашел в этом искусстве необыкновенные возможности художника-композитора.
Ни один алфавит мира не дает возможности его интерпретировать по-своему, как арабский. Тем более, что в написании арабского алфавита существует более 20 различных почерков. В каждом почерке каждая буква пишется по-своему.
Любую букву могу начать, а хвостик её направить, хоть вокруг земного шара и дальше на другие планеты. И все равно эта буква будет именно та, а не иная, понятная всем и прочитанная.
Это пример того, что с арабским алфавитом можно чудеса творить. Но все я делаю на чувстве самосознания, интуитивно, потому что у меня школы исламской каллиграфии нет. Я все уважаю то, что создано. Я видел подлинники в Тегеране, хранилища первых Коранов, побывал в Александрийском музее.
Почему каллиграфия такое звучание, такую силу приобретает во всем мире? Потому что, смотря на каллиграфию, тот человек, который не читает по-арабски, воспринимает надпись, как чистую абстракцию.
На моих персональных выставках были такие отзывы, как например, в музее Востока, где выставку продлевали до 43 дней, потому что туда шли люди: " Я ничего не поняла из того, что здесь увидела, но я в восторге от того, что видела, я получила истинное удовольствие».
Я работаю, как абстракционист в каллиграфии. Люди не понимают, но находят там тепло и положительную ауру, благодарят.
Я сам, отчасти, не понимаю до сих пор, что делаю. Ученые-исламоведы, искусствоведы говорят, что это чувственная каллиграфия, забытые образы.
О туграх
В.П.:
— На выставке есть и духовные вещи из Корана, и светские вещи, и живопись, как пример толерантности. Но нет тугр. А в моем творчестве тугры, как раз, превалируют.
Тугры — это удивительная вещь. В них дается обычно два слова Имя сын (дочь) такого-то. Если написать обыкновенно, будет понятно, но я с самого начала перед собой поставил задачу: раз я делаю образные вещи и в станковой графике, и в живописи, я также продолжаю интуитивно чувственно работать в каллиграфии.
О большинстве моих тугр люди даже не знают, я делаю, тем, которые мне по душе своими качествами. Я стараюсь выудить самое ценное в человеке, самое интересное, и каким-то способом, или с помощью различных начертаний букв, стараюсь передать основные его черты.
Одной и той же линией можно придать все чувства человеческого переживания: и восторг, и печаль….
Я пришел поделиться со студентами, показать с чего я начинаю. Работаю не аля-прима. В этой технике я работаю только в живописи.
Владимир Александрович рассказал студентом о том, как идет процесс работы в каллиграфии, с чего он начинает.
Фото №116068. Студенты задают вопросы художнику. Выставка "Единение", Попов В.А.
Институт филологии и искусств КФУ, 18 сентября 2012
В.П.:
— Вот с таких «почеркушек» я начинаю работу, выстраиваю композицию, что-то не получается, зачеркиваю, меняю.
Композиция найдена. Все хорошо. Я ищу до того момента, пока не получу удовлетворение. В поисках я использую не только наработки Востока, но и те, которые я приобрел, занимаясь творческой деятельностью, ориентируясь на западное искусство.
Я западник по природе.
Сначала — эскиз, а потом, когда все находится, наношу на кальку, затем перевожу на бумагу и отрабатываю, либо тушью, либо фломастером, и т. д.
Также Владимир Александрович поделился секретом с будущими мастерами, художниками, как с помощью поворота рисунка на небольшой градус можно сменить душевное состояние, задать движение композиции.
Рассказал о почерках, о каноническом выполнении тугр, о том, что привносит в искусство каллиграфии нечто новое, свое. Так, например, в некоторых работах использует свой почерк выдуманный, космический, скомпонованный — из космоса идет и в космос уходит.
Владимир Александрович, человек вечно молодой, с юношеским задором, старается сделать так, чтобы его работы были актуальными в восприятии современников.
В.П.:
— Могу заверить, у меня все вещи были на грани современности
— уверяет он — строили коммунизм, я это писал. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» — был такой лозунг в советское время. Могу поделиться своими ощущениями. Я жил уже при коммунизме!
Это было в Иране. Меня пригласили с выставкой на Всемирный форум Корана и каллиграфии. Оплатили все за 15 суток, в том числе проезд туда и обратно. Жил в отеле, все включено. Выбирал, что хотел, только знай, записывай. Вот тогда я и подумал, что живу при коммунизме, жаль, что мы его так и не построили в СССР.
Владимир Александрович охотно отвечал на вопросы студентов.
Те слушали его затаив дыхание.
Фото №116086. В концертном зале отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета