14 февраля 2015 года в рамках фестиваля им. Ф. И. Шаляпина на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета состоялась постановка оперы Джузеппе Верди «Риголетто».
Фото №787907. Art16.ru Photo archive Фото №787919. Art16.ru Photo archive Постановка осуществлена под руководством дирижёра из Италии, маэстро Марко Боэми, который давно сотрудничает с Казанским театром. При его непосредственном руководстве и участии осуществлены новые постановки таких опер, как «Лючия ди Ламмермур», «Аида», «Дон Жуан», «Набукко», «Кармен», «Трубадур», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
В рамках фестиваля им. Шаляпина в 2013 году маэстро дирижировал национальной оперой Резеды Ахияровой «Любовь поэта», в 2014 году принял участие в концерте примадонны мировой оперной сцены Анны Нетребко в казанской опере. Во время работы фестиваля Марко Боэми охотно общался с представителями прессы. Во время постановки маэстро трепетно и с волнением наблюдал действие, происходящее на сцене из зала.
Фото №787913. Art16.ru Photo archive Фото №787925. Art16.ru Photo archive За дирижёрским пультом в этот вечер был ещё один гость из Италии, дирижёр Стефано Романи. Как гобоист он сотрудничал с ведущими европейскими оркестрами. Дирижёрскую карьеру начал в 90-х годах с оркестром филармонии в г. Ровиго. В 2011 году дирижировал оперой «Богема» на сцене Общественного театра в Ровиго и «Лючия ди Ламмермур» на оперном фестивале в Бассано. В сезоне 2012/13 были: «Бал-маскарад», «Травиата» в Ровиго, а так же принимал участие в оперном фестивале в Савонлинне. Сезон 2013/14 провел в театре Малибран в Венеции в театре «Gran Teatro La Fenice», участвовал в постановке оперы «Тоска» в Савоне, в оперном фестивале в Пьемонте. В сентябре был приглашен дирижировать 10 симфонией Малера с филармоническим оркестром Северного Кавказа, оперой «Тоска» в театре Доницетти в Бергамо, в декабре приглашён на фестиваль Россини в Бейруте.
Фото №787937. Art16.ru Photo archive Настоящий спектакль создан режиссёром - постановщиком Большого театра (г. Москва) Михаилом Панждавидзе, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая. В Большом театре им осуществлены постановки опер «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Иоланта» П.Чайковского, «Тоска» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р.Леонкавалло. Участвовал в постановках Московского Пасхального фестиваля, Международного оперного фестиваля им. В. Барсовой и М. Максаковой, в совместной постановке Большого театра и «Театро Верди» (г. Триест) и др.на сцене Татарского театра оперы и балета им осуществлены постановки опер «Борис Годунов», «Любовь поэта» Р. Ахияровой, «Риголетто» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй», «Джалиль» Н. Жиганова. С 2010 главный режиссер Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Среди постановок в Минске: «Набукко», «Тоска», «Аида» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. В сентябре 2014 года Михаил Панждавидзе назначен главным режиссером Самарского академического театра оперы и балета.
Фото №787943. Art16.ru Photo archive Костюмы и сценография спектакля созданы художниками Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой (г. Киев). Необходимо отметить безупречный стиль, цветовое решение, использование современных технологий в создании декораций и костюмов, освещении сцены. В тоже время это добротный традиционный спектакль, который, несомненно, будет пользоваться успехом у публики. Красивые костюмы имитируют эпоху, инсценировка помогает полному восприятию могущественной и страстной музыки Верди.
Фото №788004. Art16.ru Photo archive Фото №788010. Art16.ru Photo archive В постановке хорошо смотрелась Венера Протасова (ТАГТОиБ им. М.Джалиля) в роли Джильды, которая скромными по силе вокальными средствами создала изящную линию роли, наглядно демонстрирующую эволюцию героини, от невинной, мечтательной девушки к личности, совершающей самопожертвование ради недостойного возлюбленного.
Фото №787949. Art16.ru Photo archive Фото №787955. Art16.ru Photo archive Фото №787961. Art16.ru Photo archive В роли Риголетто на казанскую сцену вышел баритон Борис Стаценко. В настоящее время является приглашенным солистом Большого театра. В этом качестве исполнил партию Карлоса в опере «Сила судьбы» Дж. Верди, партию Наполеона в опере «Война и мир» С. Прокофьева, партию Рупрехта («Огненный ангел» С. Прокофьева),Томского («Пиковая дама» П. Чайковского), Набукко («Набукко» Дж. Верди),Макбета («Макбет» Дж. Верди). Неоднократно участвовал в Шаляпинском фестивале в Казани, где выступал с концертным и оперным репертуаром (заглавная партия в «Набукко» и партия Амонасро в «Аиде» Дж. Верди, 2006 г.). Удостоен приза прессы «Лучшему исполнителю фестиваля», 1993 г. Постоянно с 1999 года работает в труппе Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф-Дуйсбург), C 2007 года преподает в консерватории Дюссельдорфа. Казанская публика тепло принимала каждый выход на сцену этого артиста, сопровождая его щедрыми аплодисментами.
Фото №787931. Art16.ru Photo archive В роли Герцога ценители оперы в этот вечер увидели тенора из Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) Сергея Скороходова. Критика характеризует его голос, как «немного бесплотный, высокий, но богатый нюансами», в то же время «сильный, чистый голос, с чрезвычайно выигрышным верхним регистром». Артист великолепно смотрелся благодаря своему драматическому таланту и безупречной вокальной технике.
Фото №787974. Art16.ru Photo archive Фото №787980. Art16.ru Photo archive Фото №787986. Art16.ru Photo archive Фото №787992. Art16.ru Photo archive Фото №788016. Art16.ru Photo archive Фото №787998. Art16.ru Photo archive Опера была создана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832), которая вскоре была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Либретто принадлежит перу Франческо Марии Пьяве, к тому времени сотрудничавшим с композитором уже много лет. По требованию цензуры король был заменён неким герцогом, а шут Трибуле - Риголетто. Премьера состоялась 11 марта 1851 года в театре Фениче в Венеции.