8 февраля 2015 года в Татарском академическом государственном театре оперы и балета состоялась постановка оперы Джоакино Россини «Севильский цирюльник».
Фото №784798. Art16.ru Photo archive Этот спектакль попал в афишу XXXIII фестиваля, посвящённого Фёдору Ивановичу Шаляпину, не случайно, роль Базилио была любимейшей в репертуаре этого великого баса. Постановка осуществлена Народным артистом России Юрием Исааковичем Александровым (режиссёр-постановщик Мариинского театра г. Санкт-Петербург), одним из немногих режиссеров, получивших академическое музыкальное образование (в 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист). Благодаря такому обстоятельству режиссёр придаёт особое значение точному прочтению музыкальной партитуры, что ярко проявилось в этой постановке, действие на сцене гармонично и строго синхронизировано с оркестром.
Фото №784701. Art16.ru Photo archive Фото №784713. Art16.ru Photo archive Фото №784822. Art16.ru Photo archive Стиль его режиссуры - это оригинальность, парадоксальность и неожиданность решений, специфическое восприятие классического оперного текста. Публика должна постоянно следить за развитием событий, его режиссёрские решения изобилуют многочисленными аллегориями и метафорами, с помощью которых образно и феерически раскрывается богатый внутренний, философски-поэтический мир режиссера. Им поставлено более двухсот спектаклей в театрах России и мира: «Хованщина» Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Доницетти («Новая Опера» им. Е. Колобова), в Турции: «Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти, в Италии: «Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта, в США - «Пиковая дама» Чайковского, в Белоруссии - «Сказки Гофмана» Оффенбаха, в Латвии - «Любовный напиток» Доницетти, в Литве - «Дон Жуан» Моцарта, в Казахстане (Алма-Ата): «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Рахмадиева.
Фото №784846. Art16.ru Photo archive Художник-постановщик спектакля - Заслуженный художник России Виктор Герасименко, специализирующийся в разнообразных жанрах, от станковой живописи, графики к театральной и концертной сценографии. Осуществил постановку свыше 150 оперных, балетных, драматических спектаклей в городах России (Москве, Перми, Казани, Екатеринбурге, Уфе, Саратове, Ижевске, Рязани, Грозном, Ярославле, Костроме и др.).
Фото №784689. Art16.ru Photo archive Занавес открывается, на сцене огромных размеров музыкальная шкатулка, которая трансформируется в довольно изящную конструкцию, символизирующую дом доктора Бартоло и Розины, вокруг которого и происходят все перипетии сюжета оперы Джоакино Россини «Севильский цирюльник».
Фото №784695. Art16.ru Photo archive Оригинальные костюмы героев созданы художником по костюмам Еленой Бочковой, благодаря которой герои выглядят то смешными, то угрожающе агрессивными.
Фото №784719. Art16.ru Photo archive Фото №784707. Art16.ru Photo archive Фото №784725. Art16.ru Photo archive Фото №784737. Art16.ru Photo archive Фото №784743. Art16.ru Photo archive Фото №784876. Art16.ru Photo archive Фото №784828. Art16.ru Photo archive Граф Альмавива предстаёт в костюме ковбоя, а нежная, романтичная Розина выходит в одной из сцен в костюме дрессировщицы, Фигаро то в женском наряде, то в клоунских брючках, дон Базилио одет хасидом, а доктор Бартоло - записной злодей с жуткими бровями. Яркая кутерьма образов и характеров, переодевания происходят с неимоверной быстротой.
Фото №784870. Art16.ru Photo archive Фото №784858. Art16.ru Photo archive В спектакле множество по-настоящему смешных сцен. Комедийный талант проявляется особенно ярко у исполнителя роли графа Альмавивы Алексея Татаринцева (Московский театр Новая Опера им. Е. В. Колобова), который, обладая высоко мобильным, пластичным, красивого тембра голосом, доставил своей игрой немало приятных моментов публике. Зрители не могли сдержать смеха при появлении его на сцене в образе пьяного солдата на «коне».
Фото №784840. Art16.ru Photo archive Фото №784834. Art16.ru Photo archive Очень хорош был в роли доктора Бартоло Дмитрий Овчинников (Геликон-Опера). В 2003 году - финалист конкурса «Бельведер» (Австрия, Вена), 2004 год - дебют на сцене театра «Камер-Опера в Вене в партии Гаспаро оперы Доницетти «Рита», в 2005 году принимал участие в постановке оперы Шостаковича «Нос» в Португалии, театр Сан-Карлос. Работал с такими дирижерами, как Теодор Курентзис, Геннадий Рождественский, Донато Рендзетти, Владимир Понькин, Эри Клас. В 2007 году на фестивале Дюрансе Люберон (Франция) исполнил партию Барона Тромбонок в опере «Путешествие в Реймс» Россини, а в 2008 году партию Дон Паскуале в опере «Дон Паскуале» Доницетти. С 2010 года приглашенный солист Большого театра России, осенью 2011 года принял участие в концерте «Посвящение Фёдору Шаляпину», организованном Клубом русских басов.
Фото №784810. Art16.ru Photo archive Фото №784816. Art16.ru Photo archive Фото №784804. Art16.ru Photo archive Фото №784792. Art16.ru Photo archive Розина в исполнении Виктории Яровой (Московский театр Новая Опера им. Е.Колобова) удивила несомненным актёрским талантом, мастерским владением вокальным искусством, женственностью и обаянием. В 2007-2008 гг. обучалась в Центре оперного пения Галины Вишневской. Участвовала в мастер-классах Риккардо Мути, Мауро Тромбетты, Мими Курци, Ирины Богачевой, в 2009 г. обучалась в школе пения Accademia Rossiniana под руководством маэстро Альберто Дзедды (г. Пезаро, Италия). В 2009 году совместно с Fondazione Pergolesi Spontini исполняла партию Розины из «Севильского цирюльника» в различных оперных домах Италии, участница престижных оперных фестивалей: Оперный фестиваль Россини (Италия) и Глайндборнский оперный фестиваль (Великобритания). Работала с такими дирижерами, как Джампаоло Бизанти, сэр Эндрю Дэвис, Джеймс Гаффиган, Энрике Маццола, Трисдее На Паталунг, Кирилл Петренко, Коррадо Роварис, Альберто Дзедда, Геннадий Рождественский, Василий Синайский. Лауреат 50-го юбилейного Международного вокального конкурса им. Франсиско Виньяса (специальный приз Мерседес Виньяс, Барселона, 2013), дипломант Международного конкурса итальянской оперы Сompetizione dell'opera (Минск, 2012).
Фото №784876. Art16.ru Photo archive Особенное внимание публики было сосредоточено на исполнителе роли Дона Базилио. В этом образе на сцену вышел Михаил Светлов-Крутиков (Метрополитен Опера) - лауреат международного музыкального конкурса имени Виотти в Италии, номинант премии «Грэмми» и двукратный обладатель французской премии «Телерама» за мировые премьеры записей опер Стравинского, Серова и Рахманинова. После окончания Московской государственной консерватории зачислен в труппу Большого театра. Первый русский бас, исполнивший партию Дон Жуана в опере Моцарта «Дон Жуан» и Летучего Голландца в опере Вагнера «Летучий голландец». Выступает на лучших сценах мира: Ла Скала, Арена-ди-Верона, Метрополитен-опера, Театр Колон, Немецкая Опера. По мнению «Washington Post», его голос «титанический, всеобъемлющий».
Фото №784762. Art16.ru Photo archive Фото №784768. Art16.ru Photo archive Фото №784786. Art16.ru Photo archive Бесподобен, искромётен, бесконечно обаятелен в этот вечер был Владимир Мороз (Мариинский театр), в составе труппы Мариинского театра выступал во многих знаменитых оперных театрах мира, исполнив партии Андрея Болконского («Война и мир») на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден (2000), в Ла Cкала (2000), в Театро Реал (2001) и Эн-Эйч-Кей-холле в Токио (2003); Родриго («Дон Карлос») на сцене Ковент-Гардена (2001); Евгения Онегина («Евгений Онегин») в театре Шатле (2003), Метрополитен-опере (2003), берлинской Дойче-опер (2003), Эн-Эйч-Кей-холле в Токио (2003) и Кеннеди-центре в Вашингтоне (2004); Елецкого («Пиковая дама») на фестивалях в Люцерне (2000) и Зальцбурге (2000, совместно с Пласидо Доминго в роли Германа), а также во Франкфурте на сцене Альте Опер (2012, совместно с Марией Гулегиной в роли Лизы); Дона Альваро («Путешествие в Реймс») на оперном фестивале в Баден-Бадене (2010). Также с труппой театра Владимир Мороз гастролировал в Израиле, Швейцарии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Италии, Финляндии, Нидерландах, США, Китае и других странах.
Фото №784682. Art16.ru Photo archive В этот вечер в Казани поклонники увидели прекрасный спектакль с великолепным набором исполнителей, услышали чарующую музыку Россини в мастерском исполнении оркестром театра под руководством дирижёра Марко Боэми, насладились совершенными сценическими ансамблями, которыми эта опера изобилует.
Россини умеет развлечь самой музыкой, без слов, инструменты в оркестре становятся персонажами, ведут диалог, чванятся, дразнят и преследуют друг друга, бранятся и мирятся, и их волнение постепенно усиливается. По словам М.Друскина «Севильский цирюльник» пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий. Этому произведению присущи характерные черты итальянской оперы-буффа: стремительная динамика сценического действия, обилие комических положений. Герои оперы, ее сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, кажутся выхваченными из самой жизни.