Субботним вечером 7 февраля 2015 года под эгидой XXXIII Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина Татарский академический театр оперы и балета открыл свою сцену для знаменитой постановки Жоржа Бизе «Кармен».
Фото №784082. Art16.ru Photo archive
Фото №784089. Art16.ru Photo archive
Фото №784095. Art16.ru Photo archiveВ этот вечер в театре царил аншлаг, казанская публика ждала в роли Дона Хозе своего любимца - тенора из Мариинского театра - Ахмеда Агади. Он постоянный и желанный гость в Казани. В прошлом 2014 году ему удалось выйти на казанскую сцену с примадонной мировой оперы Анной Нетребко. Артисты такого уровня всегда имеют теплый приём у казанских знатоков и ценителей оперы.
Фото №784225. Art16.ru Photo archive
Фото №784231. Art16.ru Photo archive
Фото №784243. Art16.ru Photo archive
Фото №784183. Art16.ru Photo archive
Фото №784195. Art16.ru Photo archive
Фото №784219. Art16.ru Photo archive
Фото №784207. Art16.ru Photo archiveВ сегодняшнем спектакле его партнёршей стала Елена Максимова (Венская государственная Опера), певица мирового уровня, дебютировавшая в роли Кармен в миланском театре Ла Скала в 2010 году, в этой же роли выходившая на сцену Венской государственной оперы и театра Palermo. В 2013 году состоялся её дебют в Metropolitan в Нью-Йорке и в Королевском театре Лондона в опере П.Чайковского «Евгений Онегин». Елена Максимова сотрудничает с ведущими мировыми музыкантами и дирижерами, среди которых Зубин Мета, Лорин Маазель, Юрий Башмет, Даниэль Баренбойм, Кент Нагано, Кшиштоф Пендерецкий, Кирилл Петренко, Джон Фиоре, Массимо Дзанетти, Марк Горенштейн, Дмитрий Юровский и другими. Она лауреат и обладатель специального приза Международного конкурса молодых вокалистов им. Глинки (2001 г.); призер и лауреат Международного конкурса камерного пения «Янтарный соловей» в Калининграде (2002 г.); лауреат и обладатель приза зрительских симпатий Международного конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2003 г.).
Фото №784213. Елена Юрьевна Максимова (Венская государственная Опера)В роли Эскамильо выступил бас Павел Кудинов. Восхождение Павла Кудинова на мировой оперный Олимп было стремительным, уроженец города Димитровграда, окончил Саратовскую консерваторию им. Л. Собинова (класс Виктора Демидова) в 1999 году. Вскоре становится солистом Самарского театра оперы и балета, спустя два года - солистом Венской оперы, где исполняет партии Цугини («Кармен» Ж. Бизе), Зарастро и Оратора («Волшебная флейта» В. Моцарта) и др. В 2010 г. дебютировал в Большом театре России в партии Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе). В том же году исполнил партию Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В настоящее время - приглашённый солист многих европейских театров, дипломант конкурса «Романсиада» (Москва, 1997 г.), лауреат Международного конкурса вокалистов «Бельведер» (Вена, 2004 г.) и Международного вокального конкурса имени Ферруччо Тальявини (Грац, 2004 г.).
Фото №784163. Art16.ru Photo archive
Фото №784189. Art16.ru Photo archive
Фото №784101. Art16.ru Photo archive
Фото №784132. Art16.ru Photo archive
Фото №784145. Art16.ru Photo archive
Фото №784125. Art16.ru Photo archive
Фото №784138. Art16.ru Photo archiveОпера «Кармен» - самая популярная опера в мире. Время действия около 1820 года, место действия - окрестности Севильи. Впервые была исполнена в Париже, в Опера-Комик в марте 1875 года и не получила должного успеха у публики и критиков. Существует легенда, что Жорж Бизе получил тяжёлую душевную травму от громкого провала своего детища, заболел и умер вскоре после премьеры. Но уже в год премьеры в Опера-Комик «Кармен» была дана тридцать семь раз и с тех пор исполнялась сцене этого театра более трех тысяч раз. Так что напрасно композитор расстраивался, несмотря на злобные нападки критики и обвинения в вульгарности, его прекрасное творение всё-таки обрело популярность и заслуженный успех.
Фото №784157. Art16.ru Photo archive
Фото №784176. Art16.ru Photo archive
Фото №784169. Art16.ru Photo archiveВ опере много блестящих музыкальных тем, она драматична, все ее характерные особенности выявлены уже в увертюре. Начавшись ярко и чисто, словно солнечный день в Испании, продолжается знаменитыми куплетами тореадора, к концу неожиданно становится драматичной, когда в оркестре слышится тема судьбы, тема Кармен, ее неистовой и страстной любви.
Фото №784249. Art16.ru Photo archive
Фото №784261. Art16.ru Photo archive
Фото №784267. Art16.ru Photo archive
Фото №784285. Art16.ru Photo archive
Фото №784273. Art16.ru Photo archiveМузыкальный мир выглядел бы менее ярким, насыщенным без «Кармен». Бизе мог бы написать только одно это произведение, чтобы стать признанным гением. Однако, с первых постановок в 1875 году зрители принимали оперу с большим равнодушием и возмущением. Особенно публике не нравились бурные сцены и слишком натуралистическое исполнение Мари-Селестины Галли-Марье - первой Кармен. Присутствовавшие в зале знаменитые композиторы Гуно, Тома и Массне во время премьеры похвалили оперу только из вежливости.
Фото №784279. Art16.ru Photo archiveЛибретто написано двумя авторами легкого жанра - Галеви (кузеном жены Бизе) и Мельяком, развлекавшими публику в компании с Оффенбахом, создавая комедии, которые очень ценились. Либреттисты заимствовали сюжет в новелле Мериме и хорошо постарались, чтобы его приняли в Опера-Комик, где любовная история с кровавой развязкой на народном фольклоре вызвала немалое замешательство. Этот театр, зарекомендовавший себя наименее традиционным в Париже, славился благонамеренным буржуазным контингентом, который ходил на спектакли вместе с семьями и устраивал там брачные дела своих отпрысков. Разнообразие и разношёрстность персонажей, введённых в новеллу Мериме (цыгане, воры, контрабандисты, работницы сигарной фабрики, женщины легкого поведения и тореадоры) не способствовало поддержанию благонравия в буржуазных семьях. Либреттистам удалось создать испанский народный колорит, выделив несколько ярких образов, обрамив их аутентичными хорами и танцами и добавив персонаж невинной, чистой, юной и прекрасной Микаэлы, которая, оставаясь за кадром, позволила создать ряд трогательных музыкальных образов.
Фото №784291. Art16.ru Photo archiveБизе уже в то время сознавал истинную ценность своей оперы, о чем мы можем прочитать в его статье от 1867 года. Защищая искренность в искусстве, он писал: «Для меня существуют только два вида музыки: хорошая и плохая… Заставьте меня смеяться или плакать; изобразите мне любовь, ненависть, фанатизм, преступление: очаруйте меня, ослепите, приведите в восторг, и я, конечно, не нанесу вам глупого оскорбления наклеиванием на вас ярлычка, как на какое-нибудь жесткокрылое насекомое». в 1880 году П. И. Чайковский высказался так: «Опера Бизе - шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире».
