В Татарском академическом государственном театре им. М.Джалиля премьера! 1 февраля 2013 года оперой Дж. Верди «Аида» открывается XXXI Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина.

Началу фестиваля предшествовала пресс-конференция, на которой присутствовали: директор театра Рауфаль Мухаметзянов, народный артист России, художественный руководитель-директор Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссер Юрий Александров (режиссер-постановщик спектакля «Аида»), Марко Боэми (Италия) - дирижер Гала-концерта и трех спектаклей нынешнего фестиваля, в т. ч. «Аиды».

Рауфаль Мухаметзянов, давая характеристику предстоящему оперному фестивалю, отметил, что каждый фестиваль всегда необычен. Потому что:
«Никто не может предсказать судьбу предстоящего спектакля. Важны настрой, психологическое состояние, всеобщая атмосфера. Спектакль - это единственное мгновение, второго такого уже не будет».
Рауфаль Сабирович, вкратце, рассказал о каждом фестивальном спектакле, его исполнителях, дирижерах, постановщиках.

- Так сложилось, что начинаем с премьеры. В этом году на фестивале их будет две: «Аида» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. Начинаем с «Аиды». Предыдущий спектакль «Аида» был добротный, но эстетика его немного ставилась под сомнение. А театр должен чуть-чуть работать на опережение, - рассуждает Р.Мухаметзянов - я обращаю на это внимание потому, что фестиваль, который мы проводили первым, было это в 1982 году, открывали оперой «Князь Игорь». Представьте, 1982 год, а постановка, 1956 года. Представляете, какова была эстетика театра? Больше 20 лет держался спектакль в репертуаре, такой «нафталин» представлялся. Сейчас мы за этим следим.



Театр тщательно относится к подбору кадров. Качество работы ставится на первое место. Цель театра - удовлетворять духовный запрос населения. А театральная публика в Казани - искушенная. Поэтому руководство театра стремится заполучить лучших исполнителей, художников-постановщиков, дирижеров. режиссеров.
«Аиду» для Татарского академического государственного театра им. М.Джалиля поставил народный артист России, режиссер Юрий Александров.

«Один из лучших режиссеров в нашей области, без ложной скромности. Я хотел бы в ближайшие годы поработать с этим профессионалом» - такую оценку дал Юрию Александрову директор театра.
Ю. Александров об «Аиде»:
Аида в моей жизни 12 или 13 постановка… Спектакль «о людях, для которыхпо-прежнемудороги такие понятия как верность, благородство, любовь… и великая музыка Верди».

Марко Боэми (Италия):
Не бывает, что современная традиция или классическая. Бывает умная постановка или нет… В постановке «Аиды» использованы современные медиа- ивидео-возможности. Это очень помогает мне раскрыть музыку. Иногда считается, что «Аида» это героическое произведение, но это не так. Аида, очень внутренняя. Отражает контраст между человеческим внутренним бытием и силой государства. В опере много чувства.
В опере П. И. Чайковкого «Евгений Онегин» задействованы в основном актеры Мариинского театра (Санкт-Петербург).

- Там много молодых исполнителей, которые не на слуху. Вы их не знаете. Но все они яркие индивидуальности, лауреаты Международных конкурсов: Виктория Ястребова, Сергей Семпишкур, Владимир Мороз. Ястребову и Семишкур вы еще увидите в «Травиате» - заочно представил талантливых исполнителей Р.Мухаметзянов.

На нынешнем фестивале есть место эксперименту. В качестве дирижеров себя пробуют два выходца из Татарстана:
Айрат Ишмуратов - начинал работать в оркестре кларнетистом. В настоящее время проживает в Канаде, там же получил дальнейшее образование.
Айрат Кашаев - то же из Казани, но живет сейчас в Москве, дирижерское образование.
Айрат Ишмуратов (Канада) дирижирует в «Риголетто» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. Айрат Кашаев (Москва) - в «Евгении Онегине» П. Чайковского.

Для народной музыкальной М.Мусоргского «Борис Годунов» театр пригласил Владимира Огновенко (США) на роль царя Бориса.
- Заполучить такого певца - это гордость - высказал свое мнение Р.Мухаметзянов. Рауфаль Сабирович, правда, не преминул заметить, что декабрьское выступление Михаила Казакова (Большой театр России /Москва/ и ТАГТОиБ им. М.Джалиля /Казань/), в роли Бориса его «просто шокировало».
- В.Огновенко и М.Казаков - два мэтра, два человека, которые могут представлять этот спектакль в любой точке мира - уверил Мухаметзянов.

Дирижером национальной татарской оперы Р.Ахияровой «Любовь поэта» будет итальянец Марко Боэми. Дирижер рассказал, что в татарской музыке его привлекает «меланхоличность и ностальгичность».

Завершает программу фестиваля Гала-концерт (14, 15 февраля) и опера Ж.Массне «Дон Кихот». Объединяем эти два события по простой причине, Гала- концерт в этом году дают солисты Академии Мариинского театра, а «Дон Кихот» - спектакль Государственного Мариинского театра. Кстати, в последнем - дирижировать будет Валерий Гергиев.