В Татарском академическом государственном театре им. М.Джалиля премьера! 1 февраля 2013 года оперой Дж. Верди «Аида» открывается XXXI Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина.
![Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов<small><p>Опера «Аида» Дж. Верди. 1-е действие, 1-я картина.<br />Египет воюет с Эфиопией.</p></small> Фото №124326. Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов](http://art16.ru/gallery2/d/124328-9/DSC03692.jpg)
Началу фестиваля предшествовала пресс-конференция, на которой присутствовали: директор театра Рауфаль Мухаметзянов, народный артист России, художественный руководитель-директор Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссер Юрий Александров (режиссер-постановщик спектакля «Аида»), Марко Боэми (Италия) - дирижер Гала-концерта и трех спектаклей нынешнего фестиваля, в т. ч. «Аиды».
![Юрий Александров (режиссер-постановщик спектакля «Аида»), Рауфаль Мухаметзянов (директор ТАГТОиБ)<small></small> Фото №124072. Юрий Александров (режиссер-постановщик спектакля «Аида»), Рауфаль Мухаметзянов (директор ТАГТОиБ)](http://art16.ru/gallery2/d/124074-10/DSC03602.jpg)
Рауфаль Мухаметзянов, давая характеристику предстоящему оперному фестивалю, отметил, что каждый фестиваль всегда необычен. Потому что:
«Никто не может предсказать судьбу предстоящего спектакля. Важны настрой, психологическое состояние, всеобщая атмосфера. Спектакль - это единственное мгновение, второго такого уже не будет».
Рауфаль Сабирович, вкратце, рассказал о каждом фестивальном спектакле, его исполнителях, дирижерах, постановщиках.
![Жрецы совещаются<small><p>Опера «Аида» Дж. Верди. 1-е действие, 1-я картина.</p><p>Боги шлют благословенье<br />на далёкий путь опасный.<br />Воссылайте к ним моленья,<br />чтоб победу дали нам.</p></small> Фото №124332. Жрецы совещаются](http://art16.ru/gallery2/d/124334-9/DSC03697.jpg)
- Так сложилось, что начинаем с премьеры. В этом году на фестивале их будет две: «Аида» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. Начинаем с «Аиды». Предыдущий спектакль «Аида» был добротный, но эстетика его немного ставилась под сомнение. А театр должен чуть-чуть работать на опережение, - рассуждает Р.Мухаметзянов - я обращаю на это внимание потому, что фестиваль, который мы проводили первым, было это в 1982 году, открывали оперой «Князь Игорь». Представьте, 1982 год, а постановка, 1956 года. Представляете, какова была эстетика театра? Больше 20 лет держался спектакль в репертуаре, такой «нафталин» представлялся. Сейчас мы за этим следим.
![Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войсками<small><p>Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я. Фото: Елена Сунгатова</p><p>Под звуки торжественного марша мимо трона проходят войска египтян. Танцовщицы, скользя в пляске, показывают толпе драгоценности побеждённых. Несут знамёна, статуи богов, трофеи.</p></small> Фото №124398. Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войсками](http://art16.ru/gallery2/d/124400-9/DSC03735.jpg)
![Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я.<small><p>Сам фараон обнимает победителя: "Требуй, что пожелаешь!" Амнерис, увенчав избранника лавровым венком, указывает ему место рядом с собой.</p></small> Фото №124422. Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я.](http://art16.ru/gallery2/d/124424-9/DSC03750.jpg)
![Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я.<small><p>Но жрецы неумолимо требуют смерти побежденных. Наконец, по совету верховного жреца, фараон решает оставить в качестве заложников Аиду и ее отца. Радамесу он отдает руку своей дочери.</p></small> Фото №124428. Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я.](http://art16.ru/gallery2/d/124430-9/DSC03752.jpg)
Театр тщательно относится к подбору кадров. Качество работы ставится на первое место. Цель театра - удовлетворять духовный запрос населения. А театральная публика в Казани - искушенная. Поэтому руководство театра стремится заполучить лучших исполнителей, художников-постановщиков, дирижеров. режиссеров.
«Аиду» для Татарского академического государственного театра им. М.Джалиля поставил народный артист России, режиссер Юрий Александров.
![Приговор — изменник будет живым погребен в подземелье<small><p>Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-3-я. Фото: Елена Сунгатова</p><p>Верховный жрец Рамфис выносит приговор — изменник будет живым погребен в подземелье. Амнерис в отчаянии проклинает бесчеловечность жрецов.</p></small> Фото №124464. Приговор — изменник будет живым погребен в подземелье](http://art16.ru/gallery2/d/124466-9/DSC03778.jpg)
«Один из лучших режиссеров в нашей области, без ложной скромности. Я хотел бы в ближайшие годы поработать с этим профессионалом» - такую оценку дал Юрию Александрову директор театра.
Ю. Александров об «Аиде»:
Аида в моей жизни 12 или 13 постановка… Спектакль «о людях, для которыхпо-прежнемудороги такие понятия как верность, благородство, любовь… и великая музыка Верди».
![Марко Боэми (Италия) — дирижер Гала-концерта и трех спектаклей нынешнего фестиваля, в т. ч. «Аиды» и переводчица<small></small> Фото №124080. Марко Боэми (Италия) — дирижер Гала-концерта и трех спектаклей нынешнего фестиваля, в т. ч. «Аиды» и переводчица](http://art16.ru/gallery2/d/124082-9/DSC03619.jpg)
Марко Боэми (Италия):
Не бывает, что современная традиция или классическая. Бывает умная постановка или нет… В постановке «Аиды» использованы современные медиа- ивидео-возможности. Это очень помогает мне раскрыть музыку. Иногда считается, что «Аида» это героическое произведение, но это не так. Аида, очень внутренняя. Отражает контраст между человеческим внутренним бытием и силой государства. В опере много чувства.
В опере П. И. Чайковкого «Евгений Онегин» задействованы в основном актеры Мариинского театра (Санкт-Петербург).
![берег Нила. Луна. Причаливает лодка с Амнерис<small><p>Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-2-я. Фото: Елена Сунгатова</p><p>Действие 3-е, картина 1-я. Обрывистый берег Нила. Луна ярко освещает поверхность воды, пальмы, храм Изиды на высоком уступе. Среди камней причаливает лодка. Из неё выходят верховный жрец, Амнерис, несколько женщин.</p></small> Фото №124434. берег Нила. Луна. Причаливает лодка с Амнерис](http://art16.ru/gallery2/d/124436-9/DSC03759.jpg)
- Там много молодых исполнителей, которые не на слуху. Вы их не знаете. Но все они яркие индивидуальности, лауреаты Международных конкурсов: Виктория Ястребова, Сергей Семпишкур, Владимир Мороз. Ястребову и Семишкур вы еще увидите в «Травиате» - заочно представил талантливых исполнителей Р.Мухаметзянов.
![Пощады, великий фараон!<small><p>Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я. Фото: Елена Сунгатова</p><p>Мимо трона проводят длинную вереницу пленных. Печальную процессию замыкает Амонасро. И Аида, забыв о себе, кидается ему на шею. Отец в кандалах! "Не выдавай", шепчет Амонасро. Потом, назвавшись одним из военачальников, он утверждает, что царь эфиопов убит. Он сам был тому свидетелем. Это позволяет побеждённым надеяться на милосердие. Пощады, великий фараон!</p></small> Фото №124416. Пощады, великий фараон!](http://art16.ru/gallery2/d/124418-9/DSC03746.jpg)
На нынешнем фестивале есть место эксперименту. В качестве дирижеров себя пробуют два выходца из Татарстана:
Айрат Ишмуратов - начинал работать в оркестре кларнетистом. В настоящее время проживает в Канаде, там же получил дальнейшее образование.
Айрат Кашаев - то же из Казани, но живет сейчас в Москве, дирижерское образование.
Айрат Ишмуратов (Канада) дирижирует в «Риголетто» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. Айрат Кашаев (Москва) - в «Евгении Онегине» П. Чайковского.
![Дочь фараона охвачена противоречивыми чувствами<small><p>Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-2-я. Фото: Елена Сунгатова</p></small> Фото №124446. Дочь фараона охвачена противоречивыми чувствами](http://art16.ru/gallery2/d/124448-9/DSC03772.jpg)
Для народной музыкальной М.Мусоргского «Борис Годунов» театр пригласил Владимира Огновенко (США) на роль царя Бориса.
- Заполучить такого певца - это гордость - высказал свое мнение Р.Мухаметзянов. Рауфаль Сабирович, правда, не преминул заметить, что декабрьское выступление Михаила Казакова (Большой театр России /Москва/ и ТАГТОиБ им. М.Джалиля /Казань/), в роли Бориса его «просто шокировало».
- В.Огновенко и М.Казаков - два мэтра, два человека, которые могут представлять этот спектакль в любой точке мира - уверил Мухаметзянов.
![Они впервые счастливы: они вместе<small><p>А над их головами, рухнув в безнадежной молитве , лежит Амнерис</p><p>Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-4-я. Фото: Елена Сунгатова</p><p>Целуя Аиду, ловя её дыхание, Радамес понимает: измученная, раненная во время бегства, она умирает. Вскоре он уйдёт вслед за ней. Но, обречённые, они впервые счастливы: они вместе.</p></small> Фото №124476. Они впервые счастливы: они вместе](http://art16.ru/gallery2/d/124478-9/DSC03785.jpg)
Дирижером национальной татарской оперы Р.Ахияровой «Любовь поэта» будет итальянец Марко Боэми. Дирижер рассказал, что в татарской музыке его привлекает «меланхоличность и ностальгичность».
![На поклон. Опера Дж.Верди «Аида», 1.02.2013, ТАГТОиБ<small><p>Опера «Аида». Фото: Елена Сунгатова</p></small> Фото №124488. На поклон. Опера Дж.Верди «Аида», 1.02.2013, ТАГТОиБ](http://art16.ru/gallery2/d/124490-10/DSC03793.jpg)
Завершает программу фестиваля Гала-концерт (14, 15 февраля) и опера Ж.Массне «Дон Кихот». Объединяем эти два события по простой причине, Гала- концерт в этом году дают солисты Академии Мариинского театра, а «Дон Кихот» - спектакль Государственного Мариинского театра. Кстати, в последнем - дирижировать будет Валерий Гергиев.