13 декабря 2013 года выставкой петербургского художника Николая Копейкина в Казани открылся Центр современной культуры «Смена».



Выставка «Мультреализм Николая Копейкина» знакомит зрителя с картинами создателя и последователя «мультреализма» — модного направления современного изобразительного искусства.


На картинах Н.Копейкина можно увидеть и сказку, и советский быт, и нашу реальность во всех ее проявлениях. Через юмор, иронию,


Открытие выставки было неформальным: знакомство с работами Н.Копейкина, разговор с художником.

Николай отвечал на вопросы, рассказывая о себе, о творчестве. В результате сложился некий портрет.



Николай Копейкин

Николай Копейкин — художник, лидер художественного объединения «Колдовские Художники» (КОЛХУи), кинорежиссёр студии НОМФИЛЬМ, участник группы Н.О.М.
Н.К.:
— Я первый раз в Казани. Никогда не был в Татарстане. У меня было мало времени, чтобы посмотреть ваш прекрасный город. Мне понравился теплый прием. В ЦСК «Смена» представлена ретроспективная выставка. Надеюсь, что здесь же произойдет выставка других питерских художников, коллег, с которыми я работаю. С «Колдовскими художниками» мы делаем проектную вещь, со своей внутренней декларацией. Это будет законченная большая выставка, где каждая работа будет играть свою роль. Надеюсь, что это свершится в Казани. Лиха беда начала.

— Что Вы думаете о политкорректности в искусстве?
Н.К.:
— Я думаю, политкорректность не нужна в принципе, особенно в искусстве. Любой человек является свободным творцом. Искусство — это единственная сфера человека, в который не надо вторгаться. Единственное место, куда не должна пролезать грязная, волосатая рука *** со словом цензура. Люди, которые цензурируют выставки

— Искусство политично, или аполитично? Сформулируйте, пожалуйста, что такое современное искусство?
Н.К.:
— В любом государстве, где происходит политический кризис, власть подавляет оппозицию. Эта оппозиция либо выходит на улицу с камнями и палками, начинает все громить, либо находит себе в качестве трибуны, место, ни кем не застолбленное, свободное, как искусство.
Люди, которые участвуют в оппозиционных, протестных маршах, используют плакаты, постеры, акционизм, как политическое оружие, это нельзя возбранять. Художников можно посадить надолго, амнистировать, они от этого художниками не перестанут быть. А люди просто выражают так свои мысли.

— Ваше отношение к акционизму?
Н.К.:
— У меня очень серьезные претензии к акционизму. Мне кажется, художники, устраивающие акции, чересчур серьезно относятся к себе, к своей роли в искусстве.

— Нужна ли пропаганда?
Н.К.:
— Пропаганда напрямую связана с идеологией. У нас идеология запрещена Конституцией, наше государство не подчинено никакой идеологии. Что касается пропаганды, то она есть во всех Союзах художников в России, в виде секции «Плаката». Но плакат сегодня не политизированный, а близкий к рекламе. Наверное, пропаганда

— Как рождается замысел картин?
Н.К.:
— Как рождается, понятия не имею. Просто приходит в голову
Пока у меня идей чуть больше, чем времени на их воплощение. А они все прут и прут.


— Вы себя счастливым человеком считаете?
Н.К.:
— Ну, как бы несчастным меня тоже назвать нельзя. Бывает, так что плохое настроение. Счастье, несчастье — вещь иллюзорная. Я могу сказать плохое настроение, хорошее.

— Любимая пословица, поговорка?
Н.К.:
Знаю одну хорошую. Я купил себе словарь русских пословиц и поговорок Даля. Жена начала оттуда выписывать. Переписала две книги. Мне больше понравились пословицы поговорки о смерти, потому что они веселые, например, «Кабы до нас люди не мерли, и мы бы на тот свет дороги не нашли», «Дом строй, а домовину ладь» (домовина — гроб), «В друге стрела, как во пне; а в себе, как в сердце».
Есть любимый плакат: Серьги в уши, бровь дугой — пусть работает другой. Неужели вы, ребята, увлекаетесь такой? На плакате нарисована девушка на фоне комбайна.

— За поэзией следите?
Н.К.:
— Да, конечно. У меня даже есть любимые поэты, с которыми я дружу. Я большой поклонник московского поэта Всеволода Емелина и питерской


— Как Вы относитесь к алкоголю?
Н.К.:
— К алкоголю очень хорошо отношусь. Я человек пьющий, но не алкоголик, а пьяница. Пью только по праздникам, по специальным событиям и никогда не похмеляюсь.
Бывает, что алкоголь влияет на творчество. В этом состоянии иногда генерируются идеи, неожиданно рождаются в разговоре с друзьями. В полном алкогольном опьянении родилась мысль о создании сценария фильма «Геополипы». Мы сидели за гостиницей «Прибалтийская», смотрели на залив, вальяжно разговаривали. И я вдруг нашел железяку, похожую на НЛО. И понеслось. Сразу придумали про нее историю, которая вошла в фильм «Геополипы», состоящий из

А так, чтобы выпил, сел рисовать, нет. Как за рулем — нельзя. Делу время, потехе час.


— Как Вы относитесь к Интернету?
Н.К.:
— Мои странички есть в социальных сетях. Я их использую, как виртуальную галерею.
Интернет для многих художников — это мощный костыль. Не всем художникам, приходящим в галерею, расстилают красную дорожку: «Приходите, мы Вас конечно выставим, продадим, сами купим, если что». Такого нет. Обычно многих отфутболивают.

— Почем картины?
Н.К.:
— Мои работы покупают. У меня завидная судьба для художника. Художник не знает, зачем он нарисовал, а коллекционер — зачем это купил. Искусство это такая штука, на которую нужно тратиться. Это роскошь. Есть люди, которые покупают мои работы. Мне грех жаловаться. Я по мере сил помогаю своим коллегам художникам, у которых вообще ничего не покупают потому, что они близкие мне люди. Я с ними всегда сотрудничаю. Делаю у них заказы, связанные с вещами, которые станут потом работами. Например, нужен мне автомат, я знаю, кто его хорошо может сделать. Я заказал, мне его сделали из дерева. А потом я уже его расписал. Среди коллег по цеху у меня врагов нет. Если только принципиальные противники в чем то, но мы все равно с ними поддерживаем, хоть холодные, но отношения.

Если конкретнее о цене, то есть некий рынок

— Копейкин, псевдоним?
Н.К.:
— Даже не знаю, как на Ваш вопрос ответить? Из Рублевых мы.