15 января 2014 года в Центре современного искусства «Смена» открылась выставка абстрактного искусства «Оптические переживания».
Фото №219091. У работы Нафикова Р. Фрагмент эксп. Фото №219103. Art16.ru Photo archive В экспозиции выставки представлены работы четырех казанских художников, владеющих абстракционизмом, творческим методом, в основе которого лежит отказ от реалистичности в искусстве. Художники посредством цветных пятен, линий, штрихов интуитивно постигают сущность мира и делятся своим видением со зрителем.
Фото №219097. Виктор Тимофеев Фото №219115. Art16.ru Photo archive Фото №219121. Art16.ru Photo archive Фото №219127. Art16.ru Photo archive На выставке созерцатель имеет возможность окунуться в мир нефигуративного искусства, цель которого «достижение „гармонизации“, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, дабы вызвать у зрителя разнообразные ассоциации».
Фото №219139. Лилия Сабирова Фото №219145. Дина АхметоваДина Ахметова — научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, член Всероссийской ассоциации искусствоведов (АИС). Фото №219133. У работы Р.Нафикова "Шаман" Экспозиция знакомит с творчеством Ильгизара Хасанова, Рашида Асадуллина, Рустама Салихова и Рамина Нафикова. У каждого художника свой путь в творчестве, индивидуальный подход, методы и изобразительные средства. Картины одного не похожи на картины другого, у них есть завуалированное абстрактное лицо.
Фото №219085. У работы Нафикова Р. Фрагмент эксп. Фото №219163. Ильгизар Хасанов Фото №218929. Ильгизар Хасанов «Композиция»2014 88x132 см, холст, масло
Фото №218935. Ильгизар Хасанов «Ритмы III»2006 87x78 см, холст, масло
Фото №218917. Фрагмент экспозиции. Работы Рашида Асадуллина из серии «Спектральный анализ»шелкография Фото №218869. Фрагмент экспозиции. Работы Р.Салихова Фото №218881. Рустам Салихов «Композиция №4»2009 120x120 см, холст, масло
Фото №218893. Рустам Салихов «Композиция» из серии «Необозримость мира»2009 100x100 см, холст, масло
Организаторы выставки с большой ответственностью подошли к вопросу построения экспозиции, плодотворно поработали над светом: правильно подобрали и расставили источники освещения, кстати — большая редкость для казанских музеев и выставочных залов. К примеру, институт антиквариата МИА, созданный на частные средства и, казалось бы, должный предусматривать эти вопросы, удивляет некомпетентностью в вопросе освещенности залов. Что же говорить о государственных музеях, в которых на освещенность залов вообще не обращают внимание, ссылаясь на отсутствие средств. А ведь, казалось бы, вопрос несложный, специалистов множество — студийные фотографы, театральные и киноосветители, возможно телевизионщики. Так что Центр современного искусства порадовал. Выставка получилась яркой и запоминающейся.
Фото №218863. Фрагмент экспозиции Фото №218965. Бокалы и мандарины Фото №219109. Art16.ru Photo archive В «народе» бытует мнение, что художники, люди неразговорчивые; создают картины, а рассказать о них не умеют, мол, все свои эмоции выплескивают на холст. Присмотревшись к экспонентам, делаю шаг в сторону Рамина Нафикова и не ошибаюсь…
— Рамин, у Вас все работы абстрактные?
Фото №219157. Рамин Нафиков Р.Н.:
— Видимо, да. Хотя я не знаю, насколько они абстрактны, стилизованные образы здесь есть. Абстракция — растяжимое понятие. Есть картины, где присутствует вот такой персонаж (Рамин обращает внимание на картину «Шаман»), есть, где нет ничего узнаваемого. Но все равно я делаю в работах некий спектакль.
Фото №219169. Art16.ru Photo archive — О чем Вы рассказываете?
Р.Н.:
— Ни о чем.
Фото №218814. Рамин Нафиков «Кувшин»2013 60x120 см, картон, см./техн., акрил, масло
— Вы говорите, делаете спектакль. Спектакль всегда о чем-то.
Р.Н.:
— Нет, может быть и ни о чем.
Фото №218821. Рамин Нафиков «Белая планета»2012 122x1 ОД см, картон, см./техн., акрил, масло
— Вы посредством красок и линий выплескиваете свои чувства на холст?
Р.Н.:
— Чувства выходят, но я конкретно не пытаюсь какие-то чувства выразить. Это все как-то само собой идет. Я создаю на холсте некую гармонию и красоту.
— Гармония она как раз в цвете, пятнах.
Р.Н.:
— Да согласен. Но картина не для того чтобы поставить пятно и это не какая-то мысль, идея. Некое колористическое отношение, отдаленный образ, с которого начинается работа, определенно есть, но в процессе работы картина выходит вперед, я следую за ней. Картина идет не по моей задумке. Мне интересно, что же будет потом; не то что я знаю и делаю, а куда все может привести. Всё очень интуитивно, неясно, подсознательно. Куда-то просто тянет, и ты чувствуешь: это правильно, а это не правильно, это то, а то нет.
Фото №218827. Рамин Нафиков «У окна»2013 100x135 см, холст, см./техн., акрил, масло
— А куда тянется рука с кистью и почему?
Р.Н.:
— Это один из важных моментов, работая создаешь гармонию и равновесие, решаешь, где какой цвет будет уместен. Смотришь, чтобы одно пятно не мешало другому и, в то же время, чтобы краски звучали. Добиваешься выразительности, которая присутствует у детей в рисунках: чистой эмоции, красивой линии, гармонии. Ты рисуешь ту линию, которая звучит, гармонизирует и должна воздействовать. Описать это словами, нет — это все на ощущениях. Картину трудно описать словами. Если бы я умел красиво говорить, я бы писал книги. Пишешь интуитивно, зыбко, не пересказать словами, то воздействие от картины, которое ощущаешь сам. Картины живут сами, и воздействие от картины может произойти еще до её завершения.
Фото №218833. Рамин Нафиков «Ночь»2009 110x120 см, холст, см./техн., акрил, масло
— С каким настроением Вы подходите к полотну?
Р.Н.:
— Картины пишутся долго. О настроении говорить не приходится. Может, когда плохое настроение, и рад бы подойти, да не можешь, не видишь картину. Пишешь не всегда, гораздо больше времени занимают моменты обдумывания, когда сидишь и размышляешь о ней. Работу «Шаман» я писал, наверное, года два, может больше.
Фото №218839. Рамин Нафиков «Дерево»2012 71x120 см, холст, см./техн., акрил, масло
— Ваши работы несут всегда положительную энергетику?
Р.Н.:
— Все что Вы видите, то она и несет. Картина может быть темной, светлой, но энергетика должна быть моя, так как я ее писал. Надеюсь, что от моих работ исходит позитив.
— Есть энергетически сильные работы и слабые.
Р.Н.:
— Так это выразительность и есть. Одни работы «мертвые», другие «живые». Написанные в любом стиле «живые» работы остаются на века. А «мертвые» картины не вызывают абсолютно никаких эмоций. Над этим и идет работа, чтобы картина получилась «живой», чтобы она воздействовала на зрителя. Это включает много, в т. ч., философию и образность. Образность есть и в абстракции, почему я и говорю, что делаю спектакль: через треугольники, полоски, просто через мешанину на холсте создается некий образ, не конкретный персонаж, а образ, спектакль, действо, мир внутри картины. Пятнышко — это образ, не персонаж, потому что нет литературы в картине. Если в картине появляется литература, она умирает, умирает образ. Если начинаются слова, то картина умирает. В этом я убежден.
Фото №219181. Открытие выставки Фото №219199. Рустам Салихов Фото №219193. Art16.ru Photo archive Фото №219175. Ильгизар Хасанов, Дина Ахметова, Рамин Нафиков, Рашид Асадуллин, Рустам Салихов Фото №219205. Art16.ru Photo archive