Значительным событием этих дней в культурной жизни Казани стала выставка Николая Рериха. Открытие состоялось под аккомпанемент оркестра «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой 9 сентября 2014 года в Казанском Государственном Музее изобразительных искусств РТ.
Фото №527312. Art16.ru Photo archive Фото №527341. Art16.ru Photo archive Фото №527412. Art16.ru Photo archive Посетить экспозицию можно будет до 23 ноября. На ней представлены работы из раннего периода творчества, «гималайская» серия, эскизы к театральным декорациям. Очень значимо, что представленные 80 картин входят в собрание Русского музея Санкт-Петербурга. Подобные события происходят нечасто в нашем городе. Еще два произведения из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Фото №527427. Art16.ru Photo archive Выставка приурочена к 140-летию художника, исследователя, мистика - этого удивительного Человека Мира. Поближе познакомиться с жизнью и творчеством Николая Рериха, узнать о современных проектах, воплощающих в жизнь его идеи, позволили лекции, прочитанные с 9 по 11 сентября. Так же 24 сентября в здании Галереи современного искусства ГМИИ РТ можно прийти на презентацию Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность». Выставочный проект приурочен к 80-летию подписания Международного договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, вошедшего в историю как Пакт Рериха (1935 г.). В декабре же этого года будет подписано соглашение о создании в Казани первого филиала Русского музея. Этот вопрос обсуждался на круглом столе в день открытия.
Фото №527438. Art16.ru Photo archive Фото №527446. "Сокровище снегов (Канченджанга)", 1940г. Н.Рерих Примечательно, что в 2008 году в залы, где сейчас располагается выставка, было привезено 80 полотен Архипа Куинджи так же из фонда Русского Музея. Николай Рерих занимался в его студии. Мистицизм в пейзажной живописи объединяет творчество двух великих мастеров. В их пейзажах явственно ощущается присутствие потустороннего. Удивительно, но ведь это просто горы, просто небо, просто холмы, всем знакомые с детства. И эта ежедневная, но великая реальность открывается в новом свежем свете.
Фото №527614. Art16.ru Photo archive Фото №527606. Art16.ru Photo archive Фото №527583. Art16.ru Photo archive Монолитностью и устойчивостью проникнуты ранние работы художника, посвященные былинам и сказаниям славянских племен. Цветовая палитра этих картин спокойная, теплая, «солнечная», «земная». Как у представителя русского модерна, его картины наполнены богатым орнаментом. Здесь много обрядов, праздников, героев мифов и легенд. Человек здесь показан в контексте традиций, объединяющих поколения, которые сменяют друг друга. Почтением и пониманием своей истории проникнуты эти люди. Знания, уходящие корнями в далекое прошлое к предкам, увековечивают каждого человека, временно пришедшего сюда. Две темы, красной нитью бок о бок проходят через все творчество Рериха: извечная и мимолетная составляющие этого мира.
В дальнейшем творчестве, в «гималайской» серии устойчивая природа мира начинает преобладать в произведениях. Если в исторический период творчества ярко звучала жизнь Человека, ритм и суть существования которого в далекие языческие времена вырастали из традиций, то позже тема преходящего начинает поглощаться неизменностью.
Рерих, как Человек Мира, в религиозных и культурных различиях увидел то общее, что их объединяет. Все это можно проследить в совершенно разных по сюжетной линии произведениях. Вот женщина с покрытой головой поклоняется священной реке Ганг (Огни на Ганге, 1947). Вот на фоне желто-бирюзового неба силуэты тибетских ступ (Чату-Гомпа, 1940). А вот Пророк Магомет в длинном белом одеянии внимает посланию сокрытого в розовом облаке архангела Гавриила (Пророк на горе Хира, 1938). И совсем другая тема раскрывается в картине, висящей рядом: на берегу у русской избушки сидит девушка с косой (Ожидание, 1941).
Фото №527452. Art16.ru Photo archive Фото №527462. Art16.ru Photo archive Но композиционный ход остается единым: маленький человек на фоне величия природы, огромных гор и бесконечного неба. Герой словно растворяется в огромном недвижимом пространстве. Человеческое присутствие никак не затрагивает его. Это пространство настолько огромно, что поглощает все расовые и культурные условности. Оно несет в себе послание, выходящее за пределы привычных идей, склонностей характеров, за пределы эмоций и мимолетных переживаний. Это нерушимое молчание, в котором тонет все понятное каждому человеку.
В городе, где жизнь наполнена огромным количеством неотложных дел, сложно прочувствовать это. Заполненные задачами, планами, мы не всегда может понять глубину работ Рериха, их лечебную силу. Можно почувствовать отголоски этого волшебства в белых вершинах, невозмутимом голубом, в мистичном лимонном. В полной же мере послание Рериха можно услышать лишь в тишине. Но совсем не внешней, а внутренней тишине сердца.
Валерия Петриченко