3 ноября 2013 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан впервые прошла культурная программа «Ночь искусств».

Анонс программы мероприятий обещал интересную музейную программу с экскурсиями, лекцией, концертами, играми для детей, с посещением фондов



Отсутствие массированной рекламы не сказалось на посещении залов музея в этот день. Даже подумалось: «Что же было бы если об этом мероприятии «кричали» все средства массовой информации на протяжении месяца? Справился бы музей?



В 18.00 в





В это время в Белокаминном зале усадьбы Сандецкого для интересующихся историей православия края Анатолий Михайлович Елдашев читал лекцию на тему пребывания в Казани великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

С этого разговора началась серия небольших альбомов «Казань православная. Подвижники духа». В этот раз Елдашев делился с публикой информацией по поводу прибывания в Казани Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, неоднократно побывавшего в нашем городе (летом 1894 г.; 1897; 1902 и в 1908 году, когда Ольга Андриановна Стахеева пригласила его служить на Святом ключе в своем имении).


Но большей степени разговор шел о пребывании в Казани Елизаветы Федоровны. Анатолий Михайлович ознакомил слушателей с биографией великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Пояснил, что она являлась женой великого князя Сергея Александровича (дяди Николая II), московского губернатора, погибшего от бомбы террориста Каляева в феврале 1905 года.

Елизавета Фёдоровна была духовной дочерью Гавриила Семиозерного, настоятеля Седмиозерной Богородицкой пустыни. Она была в Казани с 1902 по 1908 год. И после отъезда Гавриила Семиозерного из Казани она неоднократно приезжала в наш город.
В 1910 году вместе с матушкой Варварой, настоятельницей Богородицкого монастыря они выносили идею о строительстве в подземной части главного собора, где находилась икона Казанской Божией матери, строительства


Зрители увидели настоящие фотографии, которые великая княгиня держала в руках. На фотографии изображен Волков, участник
Жизнь ее оборвалась в июле 1918 года, когда она живой вместе с великими князьями Константиновичами, сыновьями Константина Романова, дяди Николая II, больше известного под псевдонимом КР (поэт из Романовской царской семьи), брошена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска.

В зале, где экспонируется выставка древнерусских икон, хранитель фонда древнерусской живописи ГМИИ РТ Немтинова Вера Викторовна презентовала небольшую камерную выставку, посвященную иконе Богородичной Казанской.

— Выставка интересна тем, что показываются иконы разных периодов XIX в. , целый век в развитии. Продемонстрировано насколько мастера работали

В центре, изображение, датируемое 1827 годом. Икона была закуплена музеем в 2004 году. Это последнее приобретение ГМИИ РТ для Древнерусского отдела. Иконографически она близка к иконам столичного письма, ближе к петербургским мастерам. Икона появилась в Казани в одном из дворянских родов. Историю бытования пока еще не установили. На этой иконе изображение младенца и Богородицы дается в несколько ином иконографическом варианте, ни как в традициях древнерусских мастеров, а под влияние светской школы живописи. Этим она отличается от двух других, экспонируемых по сторонам от этой иконы.
Икона справа находится в процессе реставрации. С неё удалены загрязнения. Началась очистка нимба под окладом. Мафорий на голове Богородицы малинового цвета. Свечение цвета происходит за счет того, что внизу лежит слой киновари, очень интенсивной краски, которая светится, даже когда полностью перекрыта малиновым цветом. Киноварь придает более звучный цвет краске, а иконе — особую праздничность.
Икона одета в оклад не музейного собрания, а старообрядческой поморской общины. Иконы и оклады этой общины хранятся в музее с 1992 года на временном хранении. В процессе работы нашего отдела неоднократно показывались, как иконы, так и оклады. Оклад XIX века, но ориентирован на древние памятники XVIII века. Мы знаем любовь старообрядцев к копированию более древней эпохи. Здесь это как раз отражается. Стиль орнамента оклада цветочный, витиеватый, проработанный, прочеканенный. Он очень любим был казанскими мастерами. Оклад без указания авторства. В церковных мастерских редко сохранялись имена мастеров, если только пробирный инициал мастера и год изготовления оклада.
Еще одна икона. Живопись находится в процессе реставрации. Продолжает традиции мастеров Костромы и Ярославля, которые очень любили растительные пышные цветочные орнаменты. Мы видим, что одежда богородицы и поля иконы украшены самыми разнообразными цветочными орнаментами. Для выставки «Державная заступница», которая проходила летом этого года, икона была приведена в экспозиционный вид. До этого она находилась под сплошной профилактической заклейкой.

Поблагодарив Веру Викторовну, отправляюсь на второй этаж, там экскурсию по выставкам ведет Новикова Элеонора Юрьевна. Лихачевский зал и экспозиция выставки «Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России» — ее вотчина. Возле Элеоноры Юрьевны собралась группа посетителей, интересующихся голландским искусством.

Экскурсия только что началась. Группа находится в зале Лихачева. Элеонору Юрьевну застаю возле работы Якоба Гриммера (ок. 1525–1580 Фландрия) «Пейзаж с Авраамом и Исааком». На примере этой работы Новикова показала зрителям отношение голландских художников к библейским сюжетам.

Голландцы очень не любили писать библейские сюжеты, которые в стране с протестантской религией не были востребованы. Почти все художники Голландии сюжеты из Библии воспринимали поверхностно. Пожалуй, только один знаменитый голландец, а именно, Ремсбрандт Харменс ван Рейн, серьезно относился к ним. Все жизненный проблемы он трансформировал через Библию.
Сюжет картины Ремсбрандта «Жертвоприношение Авраама», хранящейся в «Эрмитаже» (СПб.) наполнен трагизмом. Атмосфера напряжена: отец должен принести в жертву сына, единственного и любимого ребенка, чтобы показать свою веру и приверженность Христу.

Перед нами же полотно Якоба Гриммера. Сюжет тот же, но как фривольно художник его толкует. Ситуация представлена легко и комично. Уже в названии главное слово это «пейзаж».
Пейзаж написан художником талантливо. На заднем плане, низкий горизонт, множество домиков, замечательная природа. На переднем плане Авраам с сыном. По дороге идет Авраам, у него в одной руке кадило с елеем, в другой — кинжал. За отцом вприпрыжку с вязанкой дров на плече бежит Исаак. В юморе Якобу Гриммеру не откажешь.
Пока экскурсионная группа знакомится с экспозицией выставок второго этажа, идем в

Сегодня небольшому количеству посетителей (трем группам по 7 человек) представилась возможность побывать в фонде декоративно — прикладного искусства музея.

Хранитель фонда Вера Андреевна Прокопьева принимает очередную группу.

Она рассказала посетителям своего «королевства» удивительные истории, хранящихся у нее вещей.



Так как дам среди посетителей было больше, Вера Андреевна показала вещицы, которые непременно вызывают интерес у прекрасной половины человечества.



Порой это сущие безделушки, а порой вещи первой необходимости. Например, веер, без которого в свет выходить было просто неприлично.



Или перламутровая раковина для хранения крема. К раковине прилагалась специальная лопаточка для нанесения крема. Считалась, что перламутр с раковины непременно обогатит крем, а вместе с тем, улучшит состояние кожи и, возможно, придаст ей перламутровый оттенок.

Оставив группу, наслаждаться миром забытых вещей, отправляемся на выставку Тема «Приемы Родченко. Что было до него, какой прорыв он совершил своими методами съемки, и как эти методы соотносятся с современной фотографией».


В это время в главном здании усадьбы Сандецкого, в Белокаминном зале, идет




Поэтические выступления закончились, и скоро начнется концерт бардовской песни.
В Ресурсном центре аншлаг. Обещали немое кино и тапера. А тем, кто любит рисовать — портрет «короткими рисунками…» от Михаила Пивоварова и Ольги Сушковой.




Перед началом просмотра фильма «Девушка с коробкой», одной из первых работ кинорежиссёра Бориса Барнета, Наталья Самойлова, организатор просмотра, рассказала публике, почему ее выбор пал именно на этот фильм.

Кинокартина будет демонстрироваться в экспозиции выставки А. Родченко, родоначальника рекламы в СССР. «Девушка с коробкой» —


Погас свет. На экране название картины, имя режиссера. Тапер прикоснулся к клавишам инструмента. Все сбылось.