
16 февраля 2013 года показом оперы Жюля Массне «Дон Кихот» завершился XXXI [tip:Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина=Фестиваль был основан в 1982 г. по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова].

[tip: Героическая комедия в пяти актах «Дон Кихот» (фр. Don Quichotte) = Дон Кихот (фр. Don Quichotte) - героическая комедия в пяти актах французского композитора Жюля Массне. Французское либретто Анри Каэна. Как и многие другие произведения, главным действующим лицом которых является Дон Кихот, опера Массне лишь отталкивается от сюжета и персонажей знаменитого романа Сервантеса. ] была сочинена Ж. Массне в 1909 году. 19 февраля 1910 года состоялась первая постановка оперы в Монте-Карло.


Примечательно, что партия Дон Кихота писалась Ж. Массне специально для Федора Ивановича Шаляпина. Посему, опера была воспринята казанской публикой в год 140-летия знаменитого земляка, как подарок.


Опера звучит на французском языке. Автор либретто - Анри Каэн.



«Дон Кихота» привез в Казань Государственный академический Мариинский театр Санкт-Петербурга.


Интересное световое решение было придумано в сцене борьбы Дон Кихота с мельницами.


Режиссер и художник-постановщик - Яннис Коккос (Франция); художники по костюмам - Яннис Коккос и Паола Мариани; художник по свету - Михаэль Бауэр;
музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев.



Главные исполнители:
Дон Кихот - [tip: Аскар Абдразаков = ] (бас)
Дульсинея - [tip: Анна Кикнадзе = ] (меццо-сопрано)
Санчо Панса - [tip: Андрей Серов = ] (бас-баритон)
В спектакле принимают участие солисты Академии молодых певцов и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.



Красота декораций, яркость костюмов, гротеск в интерпретации событий выдают в режиссере-постановщике, в первую очередь, превосходного сценографа. Все до мелочей отточено.


Дульсинея, вышедшая в первом акте на ходулях (не знаю точно, как это было реализовано), маски на лицах толпы, роднят постановку с комедией дель арте (комедией масок). Забываешь, что звучит французская речь, перед глазами является Италия.

Книга на сцене мне представляется, как фолиант Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Правда, в основе либретто к опере лежат не события романа, а пьеса французского поэта Жака ле Лоррена «Рыцарь печального образа», прошедшей в Париже в 1904 году. А по задумке режиссера (Янниса Коккоса) является «Книгой жизни и судеб», «Основой и результатом человеческой фантазии».

Фолиант менял свое местоположение из акта в акт, оставаясь при этом центральной декорацией.

Железный Росинант Дон Кихота, и словно на веревочке, за ним следующий ослик Санчо Пансы, театр теней - тоже находки сценографа.







Казанская публика доброжелательно встретила и по достоинству высоко оценила постановку.