
На "Арт-Галерее. Казань - 2012" состоялась первая групповая выставка «Казанского ГРАФКОМа» - «Офортный класс». Неформальное творческое объединение художников и искусствоведов «Казанский ГРАФКОМ» создано совсем недавно. Их объединила любовь к гравюре.

Отправной точкой в создании Казанского графического комитета можно считать проведение в Татарстане Первой Казанской Международнай биеннале графики. Собственно говоря, идея проведения биеннале родилась не на пустом месте и не с неба упала. Искусство гравюры имеет в Казани глубокие корни:


2011 казанские графики объединились в неформальное творческое объединение художников и искусствоведов «Казанский ГРАФКОМ». Приоритетной задачей деятельности объединения считается продвижение гравюры, как самостоятельного вида искусства. Художники собрались, чтобы изучать, развивать и популяризировать гравюру.

В «Казанский ГРАФКОМ» вошли:

Об особенностях, тонкостях одного из самых интеллектуальных, сложных и загадочных видов искусства рассказывает искусствовед Ольга Львовна Улемнова:

- Гравюра трудоемка, требует специальных знаний, специального оборудования, сочетает в себе творчество с ремеслом, подчас требующим приложения значительных физических усилий (как в ксилографии) или сопряженным с вредными и опасными условиями работы (как в офорте). Вместе с тем каждый вид гравюры обладает собственным художественным языком, отличным от всех других видов искусства, своеобразными выразительными средствами, обусловленными техникой и материалом, с которыми работает художник. На выставке «Офортный класс» - продолжает Ольга Улемнова, - художники ГРАФКОМа знакомят публику с одной техникой гравюры, возникшей еще в XVI веке, - офортом. Металлическая доска (медная или цинковая) покрывается кислотоупорным лаком, по которому иглой процарапывается рисунок, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту, в металле протравливается рисунок. После травления лак смывают водой, краску набивают тампоном. Печать осуществляется на металлографском (офортном) станке. Применяемая при подготовке офортной доски азотная кислота по-французски звучит как eau-forte, что и дало название данной технике. На выставке «Офортный класс» художники делились секретами своего мастерства, демонстрировали процесс печати оттисков на металлографском станке, с заранее подготовленной доски.

Владимир Пискарев рассказал о группе художников, входящих в состав Графкома и офортной мастерской. Помещение под мастерскую выделил Союз художников Татарстана в Кировском районе на ул. Шоссейной. Художники оборудовали мастерскую: поставили столы, металлографский станок, установили вытяжной шкаф. Теперь у коллектива художников есть общее рабочее место, где они будут творчески работать бок о бок, обсуждать рабочие моменты и новые совместные проекты. В состав объединения входят представители разного поколения, для передачи опыта это весьма важно. Владимир Пискарев комментируя работы мастеров офорта, дал им краткие характеристики.

Офорт Владимира Пискарева "Зилант над Казанью" свидетельство спада печатной графики в 1990-е и подъема в 2012 году. Офорт, выполненный в 1991 году, в 2012 показался автору скучноватым. Художник композиционно и жанрово оживил его, включив в офорт символ города Казани Зиланта. Змея, парящего над Казанью, можно воспринимать и позитивно и негативно. Либо как хранителя города, либо, как монстра, пожирающего историческую Казань: на офорте изображена часть города, которая исчезла, вернее видоизменилась - нет здания фабрики на ул. Профсоюзной, пивного бара "Раки". В глаза бросается тот факт, на офорте видны лишь прогуливающиеся люди и часть автобуса. Да, о возможности пробок в Казани, тогда даже не задумывались. Ностальгия.

Вера Карасева в офортах тоже рассказывает о Казани уходящей. Основная офортная серия В.Карасевой "Казань" насквозь пронизана лирическим настроением. Вера Владимировна преподает студентам рисунок и живопись в МГАХИ им. Сурикова в Казани. Много и творчески работает. - Не мешает ли преподавательская деятельность? В.К.: - С одной стороны ограничивает, а с другой - помогает. В офорте какие-то вещи делаешь неосознанно, а когда разжевываешь студентам, возникают другие ощущения и открытия даже. Общее, что объединяет художников это любовь к гравюре. Первая совместная выставка показала высокий уровень мастерства казанских художников-графиков и огромный потенциал.