"Арт-Галерея. Казань - 2012": "Офортный класс", выставка "Казанского ГРАФКОМа"

Выставочная площадка НТО "Графком"
выставка \"Офортный класс\";\"Арт-галерея. Казань-2012\"
На "Арт-Галерее. Казань - 2012" состоялась первая групповая выставка «Казанского ГРАФКОМа» - «Офортный класс». Неформальное творческое объединение художников и искусствоведов «Казанский ГРАФКОМ» создано совсем недавно. Их объединила любовь к гравюре.

Спор о слоне. Антонова, офорт
\"Арт-галерея. Казань-2012\"
Отправной точкой в создании Казанского графического комитета можно считать проведение в Татарстане Первой Казанской Международнай биеннале графики. Собственно говоря, идея проведения биеннале родилась не на пустом месте и не с неба упала. Искусство гравюры имеет в Казани глубокие корни:
Красная армия. Чеботарев К.К.
картон, масло

Визит Екатерины II в Казань в 1767г.Колмогорцева И.К.Казань

Ксилография. Туманов А.Р.
В технике торцовой гравюры выполнены иллюстрации в книге Серафима Власова «Хрустальный город» с поэтическим миром Древней Руси и Сергея Германова «Озеро Синих Гагар».
2011 казанские графики объединились в неформальное творческое объединение художников и искусствоведов «Казанский ГРАФКОМ». Приоритетной задачей деятельности объединения считается продвижение гравюры, как самостоятельного вида искусства. Художники собрались, чтобы изучать, развивать и популяризировать гравюру.

Карта Казани. Ю. Бердников. Офорт
\"Арт-галерея. Казань-2012\"
В «Казанский ГРАФКОМ» вошли:

Дети. Репнин С.А. 1968 (Казань)
бумага, офорт;
Гусиные крылья белыми будут,
Мужскими крыльями - кони будут.
В школе учась, окрыляются дети -
Уменья и знанья их крыльями будут.
(Перевод Т.Шарафиевой) 1912
Об особенностях, тонкостях одного из самых интеллектуальных, сложных и загадочных видов искусства рассказывает искусствовед Ольга Львовна Улемнова:

Ольга Улемнова
кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе ГМИИ РТ
- Гравюра трудоемка, требует специальных знаний, специального оборудования, сочетает в себе творчество с ремеслом, подчас требующим приложения значительных физических усилий (как в ксилографии) или сопряженным с вредными и опасными условиями работы (как в офорте). Вместе с тем каждый вид гравюры обладает собственным художественным языком, отличным от всех других видов искусства, своеобразными выразительными средствами, обусловленными техникой и материалом, с которыми работает художник. На выставке «Офортный класс» - продолжает Ольга Улемнова, - художники ГРАФКОМа знакомят публику с одной техникой гравюры, возникшей еще в XVI веке, - офортом. Металлическая доска (медная или цинковая) покрывается кислотоупорным лаком, по которому иглой процарапывается рисунок, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту, в металле протравливается рисунок. После травления лак смывают водой, краску набивают тампоном. Печать осуществляется на металлографском (офортном) станке. Применяемая при подготовке офортной доски азотная кислота по-французски звучит как eau-forte, что и дало название данной технике. На выставке «Офортный класс» художники делились секретами своего мастерства, демонстрировали процесс печати оттисков на металлографском станке, с заранее подготовленной доски.

Владимир Пискарев, художник, член СХ РФ и РТ
\"Арт-галерея. Казань-2012\"
Владимир Пискарев рассказал о группе художников, входящих в состав Графкома и офортной мастерской. Помещение под мастерскую выделил Союз художников Татарстана в Кировском районе на ул. Шоссейной. Художники оборудовали мастерскую: поставили столы, металлографский станок, установили вытяжной шкаф. Теперь у коллектива художников есть общее рабочее место, где они будут творчески работать бок о бок, обсуждать рабочие моменты и новые совместные проекты. В состав объединения входят представители разного поколения, для передачи опыта это весьма важно. Владимир Пискарев комментируя работы мастеров офорта, дал им краткие характеристики.

Старая Казань (1991-2012), офорт. Пискарев В.В.
\"Арт-галерея. Казань-2012\"
Офорт Владимира Пискарева "Зилант над Казанью" свидетельство спада печатной графики в 1990-е и подъема в 2012 году. Офорт, выполненный в 1991 году, в 2012 показался автору скучноватым. Художник композиционно и жанрово оживил его, включив в офорт символ города Казани Зиланта. Змея, парящего над Казанью, можно воспринимать и позитивно и негативно. Либо как хранителя города, либо, как монстра, пожирающего историческую Казань: на офорте изображена часть города, которая исчезла, вернее видоизменилась - нет здания фабрики на ул. Профсоюзной, пивного бара "Раки". В глаза бросается тот факт, на офорте видны лишь прогуливающиеся люди и часть автобуса. Да, о возможности пробок в Казани, тогда даже не задумывались. Ностальгия.

Карасева Вера, участница неформального творческого объединения "Графком"
\"Арт-галерея. Казань-2012\"
Вера Карасева в офортах тоже рассказывает о Казани уходящей. Основная офортная серия В.Карасевой "Казань" насквозь пронизана лирическим настроением. Вера Владимировна преподает студентам рисунок и живопись в МГАХИ им. Сурикова в Казани. Много и творчески работает. - Не мешает ли преподавательская деятельность? В.К.: - С одной стороны ограничивает, а с другой - помогает. В офорте какие-то вещи делаешь неосознанно, а когда разжевываешь студентам, возникают другие ощущения и открытия даже. Общее, что объединяет художников это любовь к гравюре. Первая совместная выставка показала высокий уровень мастерства казанских художников-графиков и огромный потенциал.
