5 февраля 2012г. в рамках XXX Международного оперного фестиваля им. Ф.И.Шаляпина в ТГАТОиБ была представлена опера Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Джакомо Пуччини (22 .12. 1858—29.11.1924) — итальянский оперный композитор. Родившись в музыкальной семье, обладая превосходными музыкальными способностями, Джакомо Пуччини после ученичества у своего дяди музыканта получает место церковного органиста и хормейстера. Но побывав на представлении оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе без оперы себя не мыслит: «Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра».

Отучившись в Миланской консерватории четыре года берется за написание опер. Постановка его первой оперы “Виллисы” состоялась 31 мая 1884 года в театре Verme, Милан. Затем, в 1889 году, была опера “Эдгар”. А с оперы “Богема” (1896) началось победное шествие Пуччини - оперного композитора: “Тоска” (1900); “Мадам Баттерфляй” (первая постановка: Милан, театр «Ла Скала», 17 февраля 1904 года; в новой редакции: Брешиа, театр «Гранде», 28 мая 1904 года); “Девушка с Запада” (1910); “Ласточка” (1917); “Триптих” (три одноактных оперы — «Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки»), (1917). Акт его последней оперы («Турандот») по одноименной пьесе К. Гоцци остался незавершенным (1924). Завершена Ф. Альфано в 1926 году. Премьера оперы состоялась 25 марта 1926 года в театре Ла Скала, Милан.

Оперы Дж. Пуччини входят в репертуар всех театров мира. ТГАТОиБ им. М.Джалиля не исключение из правил. На XXX Международном оперном фестивале им. Ф.И.Шаляпина 5 февраля 2012 года с успехом прошла опера композитора «Мадам Баттерфляй».

Интересна история создания оперы. Сюжет для написания оперы Джакомо Пуччини нашел, посетив Театр принца Йоркского в Лондоне. Там шла пьеса "Гейша" американского драматурга Давида Беласко. Трагическая история юной японки пленила воображение Дж. Пуччини. Ни один из ранее им созданных оперных образов не был столь близок и дорог ему, как образ японской гейши.

Пуччини под впечатлением увиденного тут же берется за работу. Для написания либретто приглашает Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза, те мастерски справляются с поставленной задачей. Жизненные обстоятельства, а именно плотный график репетиций и постановок, проходящих в различных городах Италии затянули выход “Мадам Баттерфляй” в свет. К тому же, в феврале 1903 года, в самый разгар работы над новой партитурой, композитор попал в аварию и сломал себе ногу. «Когда взволнованные друзья примчались навестить его в больнице, Пуччини жизнерадостно заявил: — Не стоит так волноваться, дорогие мои! У меня все отлично, и к тому же я должен с гордостью сообщить вам, что строительство памятника мне уже начато. — Ты очень несерьезен! — принялся отчитывать его один из приятелей, — Расскажи нам, что с тобой произошло, нельзя же все время только шутить... — Я и не думал шутить, — с самой серьезной миной отвечал Пуччини, указывая на свою загипсованную ногу...». Лишь в конце 1903 года партитура была готова. Первая постановка ”Мадам Баттерфляй” Милан, театр «Ла Скала», 17 февраля 1904 года с треском провалилась. Композитор и весь творческий коллектив не ожидали такого. Но Джакомо Пучинни никогда не унывал, прочитав очередную ругательную статью о себе, он обычно констатировал: — Пусть дураки бесятся. Аплодисменты на моих операх весят куда больше, чем ругань всех критиков! По совету друзей Дж.Пуччини переработал « Мадам Баттерфляй», а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. В Брешиа, театр «Гранде», 28 мая 1904 феерично прошла премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй». С тех пор «Мадам Баттерфляй» триумфально идет на мировых оперных сценах. Казанская публика впервые познакомилась с оперой «Мадам Баттерфляй» в 1911 году. Затем эта опера под названием «Чио-Чио-сан» ставилась в ТАГТОиБ им Мусы Джалиля в 1940, 1957, 1979 гг. В 2009 году постановка оперы «Мадам Баттерфляй» возобновилась.

Режиссером-постановщиком премьерного спектакля выступил Михаил Панджавидзе, руководитель режиссерской группы большого театра России (Москва). Игорь Гриневич (Новосибирск), художник-декоратор и Ольга Резниченко (Москва), художник по костюмам художественно оформили постановку.

Именно последний вариант спектакля «Мадам Баттерфляй» сегодня на сцене в ТАГТОиБ.

Художественное оформление сцены исполнено в стиле минимализма. Главные декорации — подвижные металлические конструкции, ширмы и стекло. Проектор на сцене рисует всевозможные сюжеты японской жизни. Природные явления снег, дождь переданы с помощью световых зарисовок.

С самого начала постановки музыкальными средствами и картинами, ужасающей по своей сути атомной бомбардировки, передан трагизм спектакля, связь событий оперы с реальностью. На самом деле, журнальная повесть Джона Лютера Лонга, по канве которой развивается событийный ряд оперы, основана на реальных (документальных) фактах.

Долгое время Япония оставалась закрытой для иностранцев страной. В период Мэйдзи (1868 — 1912) меняется средневековый уклад жизни японцев и формируется новое мировоззрение. В стране появляются граждане иностранных государств. История семьи Гловеров легла в основу сюжета “Мадам Баттерфляй”.

Томас Блейк Гловер был одним из первых гайдзинов, обосновавшихся в Японии в 1857 году. Шотландец построил дом в западном стиле на японской земле, когда страна была закрыта, а бизнес был трудным и опасным для посторонних. Томас Блейк Гловер имел офис в Нагасаки и поначалу занимался продажей чая. Затем, основал свою собственную компанию в Нагасаки - Glover Trading Company, приобрел первый паровоз для Японии, построил в Шотландии боевой корабль "Ryūjō Maru" для частного флота клана Кумамото и передал его Императорскому флоту Японии. Он же построил первые в Японии угольные шахты и первый сухой док, основал судостроительную компанию, которая позже стала Mitsubishi Corporation. Помог создать в Японии пивоваренную компанию, впоследствии ставшую всемирно известной фирмой Kirin. В 1863 году шотландец построил дом на красивом холме с видом на порт Нагасаки. Сейчас это старейшее здание в Японии в западном стиле и сад ежегодно посещается двумя миллионами японцами. В 1870 году его женой стала Ямамура Цуру, женщина из клана самураев, носившая кимоно с вышитой эмблемой бабочки. Их брак был прочным и счастливым, а дом Гловеров в Нагасаки считался одним из самых респектабельных. После капитуляции Японии в 1945 году прибывшие в Нагасаки американские военнослужащие назвали дом Гловеров «Домом Баттерфляй». Японцы поддерживают эту версию: они даже установили памятник Чио-Чио-Сан и её сыну в большом парке, названном «Гловер-Гарден».

По трагическому стечению обстоятельств, сын Гловеров - Томас Альберт, или, в японском варианте, Томисабуро Авадзи Кураба – покончил с собой после ложных обвинений в шпионаже. Так трагедия оперы, написанной в 1904 году, сыграла мистическую штуку с одним из ее прототипов. В опере самоубийством заканчивает свою жизнь мадам Баттерфляй, а в жизни, не видя для себя другого выхода - ее сын.
Видео:
фото и видео автора