13 февраля 2012 года в рамках программы XXX Международного оперного фестиваля им. Ф.И.Шаляпина состоялся показ спектакля «Борис Годунов» — народной музыкальной драмы в 3-х действиях.
Фото №93384. Пролог. Первая картина. Двор Новодевичьего монастыря под МосквойПристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство;
Ну, что ж вы?
Что ж вы идолами стали?
Живо, на колени!
Ну же!
(Грозит дубинкой.)
Да ну! Эко чёртово отродье.
(Народ на коленях.)
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Фото №93401. Пролог. Картина вторая. Народ у Новодевичьего монастыря в ожидании царя БорисаОпера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик оперы, приготовил сюрприз для зрителей. Казанцы увидели уникальную постановку “Бориса Годунова” — совмещенную версию двух редакции оперы, а именно, Н.Римского-Корсакова и П.Ламма.
Фото №93409. Пролог. Картина вторая. Борисом овладевают зловещие предчувствия.Борис Годунов - Рене Папе;
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля;
Скорбит душа.
Какой-то страх невольный
зловещим предчувствием сковал мне сердце.
О праведник, о мой отец державный! Не случайно опера “Борис Годунов” прошла в день рождения Федора Ивановича Шаляпина. В 1898 году, уже после смерти М.Мусоргского, на сцене Русской частной оперы С.И.Мамонтова в редакции редакции Н.Римского-Корсакова, друга композитора, опера получила полное признание. Партию царя впервые пел Ф. И. Шаляпин.
Фото №93413. Пролог. Картина 2. Борис велит созвать народ на пир — «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звономЕго гнетут сомнения и зловещие предчувствия. Монолог Бориса «Скорбит душа»;
Борис Годунов - Рене Папе , бас;
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля. С тех пор великий русский бас считается лучшим интерпретатором партии Бориса. Исходя из этого, при ангажировании на роль Бориса Годунова, устроители спектакля подошли со всей ответственностью. Выбор пал на всемирно известного немецкого баса, Рене Папе (René Pape).
Фото №93417. Действие первое, картина первая. В келье Чудова монастыря старец Пимен пишет летописьМонолог «Еще одно, последнее сказанье»;
Пимен - Сергей Ковнир, (бас);
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Рене Папе очаровал не только зрителей в зале ТАГТОиБ, но и всех участников действа, включая гл. дирижера Рената Салаватова: «Рене блестяще владеет певческим русским языком. Это великолепный певец и актер. Кроме того, он удивительно приятный собеседник и интеллигентный человек».
Фото №93421. Действие первое. Вторая картина. Корчма на литовской границеПриставы ищут Гришку Отрепьева;
Беглые монахи Варлаам и Мисаил веселятся, пьют вино.
Варлаам - Михаил Светлов-Крутиков
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля;
Приятный тембр голоса, правильная русская речь и лишь, изредка акцент, выдавал в певце, иностранца. Слушая его пение и наблюдая за великолепной игрой, подумалось, как немцу Рене Папе, удалось так всецело вжиться в образ русского царя? Каким образом, за короткий срок он постиг секрет русской души? Музыкальный язык интернационален, таков, наверное, ответ...
Фото №93445. Действие 3. Картина 2. Московский кремль. Диалог Бориса Годунова и ШуйскогоБорис Годунов - Рене Папе, бас;
Шуйский - Алексей Стеблянко, тенор;
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Фото №93425. Действие первое. Вторая картина. В корчме. Варлаам дает отпор приставамОпера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля;
Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать Указ;
Варлаам - Михаил Светлов-Крутиков “Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии” - писал Мусоргский. Как Модест Мусоргский от говора пришел к музыке, так и Рене Папе - от музыки к говору.
Фото №93429. Действие второе. Картина вторая. Лунной ночью в саду Сандомирского замка, у фонтана, мечтает Самозванец о МаринеОпера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля;
Самозванец - Дмитрий Кузьмин (тенор) Старинная народная песня, крестьянский говор стали для композитора эталоном, к которому он стремился при написании оперных партий к “Борису Годунову”.
Фото №93433. Действие 2. Картина 1. Марина Мнишек мечтает о царстве в МосковииОтец мой, вы не просить должны.
Марина Мнишек дочерью послушною была и будет
святой, апостольской и нераздельной церкви.
Марина - Ирина Макарова,
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Проект художественного оформления спектакля выполнен по эскизам Федора Федоровского Виктором Немковым и художником по костюмам Людмилой Волковой.
Фото №93441. Действие 2. Картина 2. Звучат взаимные упрёки и страстные любовные признанияТы ранишь сердце мне, жестокая Марина;
от слов твоих могильный хлад на душу веет.
Видишь, я у ног твоих,
у ног твоих молю тебя:
не отвергай любви моей безумной!
Дуэт «О царевич, умоляю»
Марина - Ирина Макарова;
Самозванец - Дмитрий Кузьмин (тенор)
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Зрители в декорациях увидели: Новодевичий монастырь под Москвой, Успенский собор Кремля, келью Чудова монастыря, корчму на литовской границе, сад Сандомирского замка, Грановитую палату.
Фото №93449. Действие 3. картина 1. Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него.Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — ответ Юродивог;
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Костюмы, как мне показалось, выглядели чересчур гламурно. Но несмотря на это, некоторые фотокадры, сделанные во время постановки спектакля, похожи на картины мастеров-живописцев XIX века.
Фото №93453. Действие третье, картина 2. Боярская дума в Грановитой палате Кремля.Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля Фото №93457. Действие 3. Картина 3. Разговор Бориса Годунова с сыном Федором.Борис Годунов - Рене Папе;
царский сын - Антон Крутько, контратенор
Нет! Нет, сын мой,
час мой пробил...
Опера \"Борис Годунов\", Модест Мусоргский;
XXX Международный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 13.02.2012 ТАГТОиБ им. М.Джалиля