ВХУТЕМасовки. 1924. Фальк Р.Р. (1886-1958)Эскиз к картине "Двойной портрет.Две подруги". 1923-1924; Из собрания ГМИ Каракалпакии им. И.В.Савицкого. Нукус, Узбекистан; бумага, акварель, карандаш, распыление: Собрание ГМИИ РТ 9 ноября 2011 года в ГМИИ РТ (Казань) к 125-летию со дня рождения Роберта Рафаиловича Фалька открылась выставка «Роберт Фальк: «Неразборчивая стенограмма века…».
Экспозиция выставки насчитывает почти 70 работ: 45 графических листов из собрания ГМИИ РТ, остальные — из московских частных коллекций. Работы коллекционеров Москвы в Казань привез галерист Идьдар Галеев, возглавляющий московский клуб коллекционеров изобразительного искусства.
На открытии выставки присутствовала Вилора Касимовна Чернышова, искусствовед, сотрудник ГМИИ РТ, благодаря усилиям которой, казанский музей стал собственником самого большого в мире собрания графических работ Роберта Фалька. Вилора Касимовна поведала присутствующим на открытии выставки историю приобретения графических листов этого замечательного художника.
Портрет А.В.Щекин-Кротовой. 1940. Фальк Р.Р. (1886-1958)бумага, акварель, карандаш; Собрание ГМИИ РТ; Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910-1992), жена Р.Р.Фалька, в 1939-1958 гг. переводчик, преподаватель иностранных языков, хранитель, исследователь и пропагандист творчества мужа — Судьба свела меня с Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой, удивительным человеком, вдовой Р.Фалька, — начала свой рассказ Вилора Касимовна Чернышова — в сложные годы, когда художника не признавали и выставок не делали. Мы мечтали, как построим эту выставку. Мы верили, что придет это время, мы откроем большую, полную выставку Роберта Рафаиловича Фалька (российского живописца, самобытно соединившего в своем творчестве пути русского модерна и авангарда (прим. автора).
Беспокоясь о наследии художника, Ангелина Васильевна пристроила живописные картины Р.Фалька в различные музеи СССР. И когда, наконец, стало возможным проведение выставки Р.Р.Фалька, в ее мастерской осталась только графика. Графическое творчество художника известно гораздо меньше. Рисунок Р. Фалька — это, скорее всего, первый шаг в написании живописного полотна; набросок, эскиз, иногда некая вариация будущей картины. Попытка показа полной коллекции работ Роберта Фалька провалилась.
— Мы с Ангелиной Васильевной расстроились, но не сдались, — продолжает В.Чернышова — собрали большую выставку графики. 25 лет назад, к 100-летию со дня рождения Роберта Рафаиловича Фалька, выставка состоялась. В то время Ангелине Васильевне было уже 75 лет, в Казань она не приехала, но прислала поздравительную телеграмму. Была очень рада и счастлива, что у нас открылась выставка ее супруга. В экспозиции было представлено 70 графических работ, 45 из которых, Музей изобразительных искусств Татарстана закупил.
А.В. Щекин-Кротова узнав, что в собрании Музея изобразительных искусств Татарстана есть женский портрет, переданный музею в 20-е гг., подарила идентичный этому портрету рисунок.
Чуть раньше, у нее же была куплена картина “Лиза на солнце”. Таким образом, в собрании ГМИИ РТ, на сегодняшний день — 45 графических листов и два живописных полотна: “Женский портрет”, “Лиза на солнце”. Сегодня в зале “Русское искусство начала XX века” можно увидеть картину Роберта Фалька “Лиза на солнце”. “Женский портрет” 1917г., Р.Р.Фалька находится на выставке в Палермо.
Для выставки «Роберт Фальк: «Неразборчивая стенограмма века…» сотрудники музея подготовили альбом, ознакомиться с которым можно здесь же в выставочном зале. Альбом знакомит с живописными полотнами Роберта Фалька, находящимися в музеях бывшего СССР, которые выполнены по рисункам, представленным на выставке.
Экспозиция выставки «Роберт Фальк: «Неразборчивая стенограмма века…» показывает весь эволюционный процесс становления художника, его творческие искания.
Набросок портрета К.К.Алексеевой. 1920-1922. Фальк Р.Р. (1886-1958)Бумага, тушь, кисть; Собрание ГМИИ РТ; Кира Константиновна Алексеева (1891-1977), художница, дочь К.С.Станиславского и М.П.Лилиной. Жена Р.Р.Фалька в 1920-1922 гг.Училась в художественной школе И.И.Машкова. Выставлялась в 1910-х гг. на выставках "Бубнового валета". После смерти отца работала над созданием музея К.С.Станиславского, над архивом отца. Вот что сказал по этому поводу на открытии выставки Ильдар Галеев: — Роберт Фальк прибежище свободной мысли, свободного духа, в не свободной стране. Несмотря на сильное давление идеологии, он не изменял своему стилю, был верен ему всегда. Пронес свое ощущение мира, цвета, красочного пятна через все десятилетия своей творческой эволюции. В этом его ценность.
Портрет А.Г.Габричевского. 1952. Фальк Р.Р. (1886-1958)Эскиз-вариант к картине " Портрет Александра Георгиевича Габричевского" 1952-1953. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва; Бумага, карандаш; Собрание ГМИИ РТ; Александр Георгиевич Габричевский (1891-1968) — историк и теоретик искусства, литературовед, переводчик Ильдар Галеев, Галина ТулузаковаИльдар Галеев — эксперт в области исследования отечественного искусства периода 1920-30-х годов; Галина Тулузакова — искусствовед, заместитель директора ГМИИ РТ/ Ильдар Галеев выразил надежду на то, что выставка графики будет повторена в Москве, в клубе коллекционеров изобразительного искусства. К этой выставке клуб готовит каталог. — Это чрезвычайно важно, — считает И. Галеев — потому что сегодня издан большой каталог-монография о живописи Фалька, а большого полноценного издания по графике Р.Р. Фалька, пока не существует. Надеюсь, что наше издание, в которое войдут работы из собрания ГМИИ РТ, будет первым и важным подспорьем для музейщиков, профессионалов и любителей — заключил он.
Елена Сунгатова, ноябрь 2011
фото автора
Смотреть все фото ->