С 31 мая в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан открыта для просмотра коллекция древнерусской живописи XVI-XIX вв. из фондов музея.
Из истории вопроса:
"И нача государь со своими бояры мыслити, како с Казанию промышляти? И призывати почал казанских князей, которые из Казани приехали к нему служити - Кострова князя с товарищи, и почал мыслити, чтобы город поставити на Свияжском устье, на круглой горе; и сам государь, от Казани едучи, видел, что место стройно и пригоже быти граду" / Царств. Книга., с. 162 /. "И умыслил государь город поставити на Свияге на устьи, на круглой горе, промеж Щучия озера и Свияги реки, и рать свою послати в судех многую и конную; да запасы свои царские посылати великие, да и вперед к его приходам готов тот запас" / Царств. Книга., с. 162/ .
Весной 1551 года Пётр Семёнович Серебряный-Оболенский († в 1570), князь из рода Оболенских, русский военный и государственный деятель, боярин, нижегородский воевода был направлен в устье реки Свияги, где царь Иван Васильевич повелел построить городок Свияжск. 16 мая 1551 года князь отбыл из Нижнего Новгорода и встал в устье Свияги на Круглой горе на Троицын день. 24 мая при устьи Свияги, внутри Казанского ханства, была заложена русская крепость. Через месяц городок Свияжск был построен.
От былой Свияжской крепости сохранилась единственная деревянная постройка Троицкая церковь — уникальный памятник деревянного зодчества XVI века. Троицкая церковь выполнена из дерева лиственницы. Сруб здания заготовили загодя, зимой 1550 г., в лесах вотчины князей Ушатых под Угличем и в числе других сооружений в разобранном виде сплавили по Волге. В мае 1551 года церковь была построена, строительными работами руководил дьяк И.Г.Выродков. В Троицкой церкви был освящен град Свияжск и первый монастырь.
В первоначальном виде Троицкая церковь имела световое шатровое завершие, по стенам имелись лишь волоковые окна, дающие мало света.
В 1764 г. Троице-Сергиев монастырь был закрыт, церкви Троицкая и Сергиевская превращены в приходские. В 1795 г. на территорию былого монастыря перемещается ранее сгоревший женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основные внешние перестройки церкви связаны с деятельностью нового монастыря и относятся в основном к 20-м годам XIX века. В это время шатровое завершие заменили на восьмискатную крышу с барабаном и луковичной главкой. Обходную галерею вокруг церкви разобрали, а с трех сторон пристроили крыльца. Церковь обшили тесом и поставили на каменный цоколь. До нашего времени не сохранились древние северные и южные алтарные двери (Царские Врата). Троицкая церковь богата разновременными произведениями иконописи. Прихожане храма приносили иконы из разрушенных церквей. Пополнялся церковный фонд иконами, написанными в XVIII-XIX вв. Для реконструкции интерьера церкви современные иконописцы делают списки с древних икон иконостаса.
Экспозиция выставки объединяет 90 уникальных произведений древнерусского искусства XVI-XIX вв. Выставка “Под сенью Святой Троицы” посвящена иконостасному комплексу Троицкой церкви Свияжска и приурочена к 460-летию ее освящения.
Елена Сунгатова, Июнь 2011
фото автора
Смотреть все фото ->