20 июня 2011 года в 13.00 в Государственном музее изобразительных искусств РТ торжественно отметили возвращение в стены музея двух полотен нашего земляка, великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898).
Фото №80108. Нургалеева Р., Нигматуллина Г., Хвесюк Р. Фото №80123. Торжественная презентация по поводу возвращения 2-х отреставрированных картин Шишкина И.И. Фото №80183. Вечер в сосновом лесу. 1875. Шишкин И.И. (1832-1898)холст, масло;
Отреставрировано в 2010-2011 гг. в ВХРНЦ им. И.Э. Грабаря на средства ОАО \"Альфа банк\" Фото №80083. В лесу. 1880 (?). Шишкин И.И. (1832-1898)Холст, масло;
Отреставрировано в 2010-2011 гг. в ВХНРЦ им И.Э. Грабаря на средства ОАО \"Альфа Банк\" Ровно два года назад председатель правления ОАО "Альфа банк" Хвесюк Рушан Федорович вручил сертификат на реставрацию двух картин. Шишкина И.И. - "Вечер в сосновом лесу", 1875 г., размер - 116,2 х 87,7 см, материал - холст, масло;
" В лесу". 1880 г., размер - 120,5 х 76 см., материал - холст, масло. Реставрацию живописных полотен решено было провести во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им.академика И.Э.Грабаря. В 2010 году обновленные картины Шишкина И.И. должны были вернуться в постоянную экспозицию Музея изобразительных искусств РТ. Но планам не суждено было свершиться, помешал пожар в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря.
Фото №80088. Возле отреставрированной картины В лесу. 1880 (?). Шишкин И.И. (1832-1898)Казань, июнь 2011, ГМИИ РТ Произведения Шишкина Ивана Ивановича при пожаре не пострадали. Наряду с другими произведениями, картины из Татарстана были эвакуированы в новые помещения, реставрация завершилась в 2011 году.
Фото №80133. На даче (Около дачи). 1894. Шишкин И.И. (1832-1898)холст, масло В мае 2011 года картины возвращены в фонды музея, а сегодня заняли свои места в постоянной экспозиции.
Фото №80163. Фрагмент экспозиции. Работы Шишкина И.И в зале ГМИИ РТ На торжественной презентации по случаю окончания реставрационных работ Розалия Миргалимовна Нургалеева, директор ГМИИ РТ отметила, что Государственный музей изобразительных искусств РТ обладает одной из самых представительных коллекций живописи и графики великого русского пейзажиста И.И. Шишкина, стоящей по значимости в одном ряду с коллекциями Третьяковской галереи и Русского музея - это 40 картин, 25 рисунков, около 300 офортов.
Фото №80103. Розалия Миргалимовна Нургалеева. Торжественная презентация по поводу окончания реставрации2-х картин Шишкина И.И.;
ГМИИ РТ, Казань 2011 Она тепло отозвалась о спонсорах данного проекта, заметив что сотрудничество с ОАО "Альфа банк" началось еще в 2006 году. С тех пор прошло не одно их совместное мероприятие. Также в своей речи директор ГМИИ РТ отметила другого постоянного спонсора музея - художников. - Более 300 работ было подарено музею за последние пять лет художниками. Более 200 картин - частными коллекционерами - отметила Р.Нургалеева.
Фото №80118. Хвесюк Рушан Фёдорович Благодарственное письмо Хвесюку Рушану Фёдоровичу, председателю правления ОАО «Альфа-банк» за поддержку национальных проектов в области культуры от имени Министерства культуры РТ вручила заместитель министра культуры Республики Татарстан Нигматуллина Гузель Азатовна.
Фото №80113. Гузель Азатовна Нигматуллина После официальной торжественной части гости музея перешли к осмотру экспозиций ГМИИ РТ. Интервью с Улемновой Ольгой Львовной, кандидатом искусствоведения, заместителем директора ГМИИ РТ по научной работе и реставратором ГМИИ РТ Семеном Яковлевым дали ответ на мой вопрос: "В чем же заключалась реставрация?".
Фото №80148. Вагапов Махмуд Ахатович, Улемнова Ольга Львовна в зале с картинами Шишкина И.И. (ГМИИ РТ) Если коротко, то живописные полотна со временем стареют, подвергаются временным деформациям. Происходит неизбежное провисание холста, появление кракелю́ра (фр. craquelure) - трещин красочного слоя или лака в произведении живописи, отслаивание красочного слоя (от грунта, основы), скол мазков, загрязнение лаковой пленки и т.д.
Фото №80178. На покосе в дубовой роще. 1874. Шишкин И.И. (1832-1898)холст, масло Реставратор музея отслеживает все изменения в картине, т.е. ведет профилактический осмотр, по необходимости проводит консервационные работы и прочие операции, основывающиеся на тонкостях и знаниях в профессиональной области. Реставратор обязан владеть рисунком, уметь на долгое время сосредоточить свое внимание, обладать хорошим цветоразличением, аккуратно и тщательно выполнять свою работу, не отклоняясь от технологии. Семен Яковлев обладает всеми необходимыми для реставратора качествами.
Из беседы с ним я узнала, что:
- Кракелюры чаще встречаются на светлых участках, там где применяются белила. Белила со временем костенеют, в силу своего химического состава они подвержены старению; - по технологии трещинки замазывать нельзя, они укрепляются клеем. В зависимости от жесткости красочного слоя применяются клей, той или иной консистенции;
- Утюг основной вид оружия для реставратора. Для укрепления кракелюра наносится клей, далее через специальную пленку, дабы не сжечь красочный слой, проглаживается утюгом;
- При соприкосновении с горячим, лак мутнеет. Возвратить ему блеск можно спиртом. Специальное приспособление (коробочка с тканью, пропитанной спиртом) кладется на полотно. Иногда процесс регенерации лака происходит мгновенно, порой требуется неоднократное прикладывание проспиртованной ткани. Пары спирта регенерируют лак и холст снова начинает блестеть;
- для придания картине свежести старый, пожелтевший лак смывают и наносят новый; - при реставрации живописных полотен надо стремиться к тому, чтобы отреставрированная картина была как можно ближе к оригиналу. Необходимо точное попадание по цвету и тону, что является достаточно сложной задачей, потому что краски, которые использовал художник 100 лет назад, были другие. Они пожухли, изменился цвет, тон. - Когда делаешь тонировки, вроде попадаешь, а по прошествии времени замечаешь, что они начинают отличаться, - сетует Семен - снова делаешь поправки в тонировке;
-если есть угроза осыпания, можно масло тонировать акварельными красками. Преимущество акварели -ее всегда можно смыть.. Это самый безопасный материал;
- трудно тонировать там, где нанесен один локальный цвет. Вроде поставил точечку, ее не видно, но со временем она начинает отличаться. По тону попал, а цвет получился более холодный (или теплый). Но это допустимо. Важно чтобы дефект не бросался в глаза.; - Для консервации трещин применяют профилактические наклейки. Какие именно реставрационные работы был проведены в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря? " В лесу". 1880 г., размер - 120,5 х 76 см., материал - холст, масло
- Укрепление красочного слоя по всей поверхности картины, удаление заплат с оборота, вставки холста по кромкам, подведение реставрационных кромок, состыковка прорывов методом «встык» на местах удаленных заплат, подведен грунт, удалено поверхностное загрязнение, регенерация лака, удаление грубых записей, удаление реставрационного тонированного лака, покрытие лаком, выполнены тонировки. "Вечер в сосновом лесу", 1875 г., размер - 116,2 х 87,7 см, материал - холст, масло;
- Укрепление красочного слоя с устранением деформаций по всей поверхности, подведение реставрационного грунта в местах утрат красочного слоя, удаление загрязнений, регенерация лака, удаление грубых записей, удаление реставрационного тонированного лака, покрытие лаком, выполнены тонировки, сборка по потертостям На мой вопрос: " Почему картины реставрировали в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря?", получила исчерпывающее объяснение от Ольги Улемновой;
- В настоящее время наши реставраторы могут только визуально "де-факто" определить дефект с помощью лупы. У нас нет лаборатории, в которой можно было бы делать химический, биологический анализ, рентген снимки, проводить инфракрасные и ультрафиолетовые съемки. В концепции развития музея заложено, наряду с реконструкцией основных зданий, со строительством нового фондохранилища, создание нового научно- реставрационного центра, научно-исследовательской лаборатории. Но это дело будущего.
Елена Сунгатова. Июнь 2011
фото автора