14 декабря 2013 года в ГМИИ РТ состоялась презентация выставки «Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан».
Татарское

Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стань и ритмику. В татарском народном искусстве различают несколько видов орнамента —

Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство. Наибольшего расцвета оно достигает в XVIII веке. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в основном, с различными украшениями женской одежды. Широкое распространение Получают накосники (чулпы), воротниковые застежки (яка чылбыры), перевязи (хаситэ), серьги, браслеты. Конструктивной основой было составление композиций украшений из блях и монет. Материалом для ювелирных изделий служили серебро, реже с золочением, драгоценные и полудрагоценные камни, цветное стекло. Татарские ремесленники владели различными приемами и средствами орнаментации ювелирных украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением, инкрустацией самоцветами, штамповкой. Уникальной для татарского прикладного искусства является техника бугорчатой (рельефной) скани, в которой орнаментальные веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков. Предметы ювелирного искусства являются высокой ступенью развития

Кожаная мозаика — уникальный вид прикладного искусства татар, имеющее древние традиции, идущие с булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь казанских татар и их предков — булгар близка к сапожкам, найденным при раскопках Пазырыкских курганов V

Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. Из предметов быта и убранства дома вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простыни и занавеси, молитвенные коврики (намазлыки), платки, скатерти, покрывала для книги. Украшались вышитыми узорами женские нагрудники, передники, головные уборы — женские калфаки и мужские тюбетейки. В золотошвейных изделиях применялась металлическая золотая и серебряная нить, канитель, позумент. Татарские вышивальщицы добивались особого эффекта, когда вышивка не просто ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Они подкладывали под нити кусочки бумаги или кожи, и узор выступал рельефно на поверхности. Наиболее распространенной техникой вышивки был тамбурный шов, представляющий собой ряд одинаковых по величине стежков, похожих на звенья цепи. В тамбуре и вышивке золотом применяются почти одни и те же
Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно характер геометрический, однако встречаются и геометризованные, и стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.

На рубеже

На выставке представлены ювелирные изделия известного казанского мастера, лауреата Первого Всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства Равката Мухаметшина (1963). В своих произведениях художник возрождает традиции булгарского ювелирного искусства. В таких работах, как «булгарские уточки», ожерелье из желудевидных подвесок, плетеные гривна и браслет, показан высочайший уровень мастерства булгарского ювелирного искусства домонгльского периода, в котором техника гранулирования (зерни) достигла высочайшего расцвета и являлась своеобразным этнокультурным феноменом эпохи.


Также интересны реплики, относящиеся к ювелирному искусству XIX — качала XX вв» Особого внимания заслуживает сложное и многодельное украшение, характерное только для казанских татар и не имеющее аналогов у других народов под названием «яка чылбыры» (воротниковая цепь). В данном украшении около шестисот вставок из полудрагоценных камней.


Прокопьева Вера Андреевна