22 февраля 2022 года в Музее-заповеднике «Казанский Кремль» в центре «Эрмитаж – Казань» состоялся вернисаж выставки «Золотой век фламандского искусства».
Фото №999793. Ирада Хафизяновна Аюпова Фото №999788. Ильнур Сулейманович Рахимов, Ирада Хафизяновна Аюпова, Михаил Олегович Дединкин Фото №999783. Ильнур Рахимов, Ирада Аюпова, Михаил Дединкин, Алиса Мезенцева В церемонии приняли участие: Ирада Хафизяновна Аюпова, министр культуры Республики Татарстан, Ильнур Сулейманович Рахимов, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа, Алиса Александровна Мезенцева, куратор проекта, научный сотрудник Отдела западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа. Был организован телемост с Государственным Эрмитажем, присутствующие на открытии зрители услышали обращение Михаила Борисовича Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. После перерезания ленты выставка была открыта. Алиса Мезенцева провела первую экскурсия по экспозиции. С экспонатами выставки можно ознакомиться до 20 ноября 2020 года.
Что же на этот раз в Казань привез Государственный Эрмитаж?
Фото №999668. Рельеф со сценой «Поклонение волхвов». Германия, XVII век.
Фото №999678. Фигурка спящего путто. Фландрия. Мастер: Артус Квеллинус Старший, Сер. XVII в.Слоновая кость; резьба, длина 12 см. Поступление :1886 из Голицинского музея, Москва. Инв.№ Э-7282
Фото №999638. Блюдо с композицией «Диана и Актеон». Голландия(?). 1660-е гг.
Фото №999633. Кружка со сценой «Суд Париса». Германия, Аугсбург (?)
Фото №999562. Блюдо со сценой «Вакханалия». Германия. Аугсбург, Мастер АбрахамII Варнбергер
Фото №999568. Кружка со сценами мифа о Геркулесе и Омфале
Фото №999583. Art16.ru Photo archive Фото №999613. Сельскохозяйственные орудия Золотой век фламандского искусства представлен произведениями живописи, печатной графики и предметами прикладного искусства из фондов Государственного Эрмитажа. Вниманию зрителей предлагается 30 картин фламандских живописцев XVII века.
Их объединяет принадлежность к единой национальной школе живописи, время (XVII век) и место, где они писали свои произведения - Антверпен, за исключением парочки художников: П.Франшуа и Б.Флемаля.
Создатель школы и основоположник искусства барокко Питер Рубенс обладал широким творческим диапазоном, энциклопедическими знаниями.
Пи́тер Па́уль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис Ван Дейк (1599—1641). По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. С приобретением в 1635 году замка Хет-Стен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.[Википедия]
Изюминкой экспозиции служат произведения Питера Пауля Рубенса и двух его современников – Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса.
Рубенс представлен двумя образцами исторического жанра, эскизами: «Прибытие в Лион» – к знаменитому циклу «Жизнь Марии Медичи», хранящемуся в настоящее время в собрании Лувра (Париж), и «Арка Геракла» – произведение из серии, посвященной торжественному въезду инфанта Фердинанда в Антверпен.
Фото №999708. Art16.ru Photo archive Фото №999703. Art16.ru Photo archive Экспозицию украшают парные портреты испанской королевской четы – Филиппа IV и Елизаветы Бурбонской, исполненные в мастерской Рубенса.
Фото №999718. Филипп IV Король Испании. Питер Пауль Рубенс и мастерская, около 1628-1629холст, масло, 114*83 см.
Фото №999723. Елизавета (Изабелла) Бурбонская, королева Испании, около 1628-1629Питер Пауль Рубенс и мастерская; холст, масло, 112*83
Фото №999728. Пауль Питер Рубенс и мастерская ( фрагмент экспозиции) Ван Дейк, любимый ученик Рубенса, вошел в историю европейского искусства XVII столетия как портретист. В выставочном зале экспонируется его ранняя "историческая" картина «Апостол Пётр», написанная художников вскоре после поступления в мастерскую Рубенса (около 1617 г.). Моделью стал служитель антверпенской гильдии Св.Луки Абрахам Графеус (сведения из каталога к выставке). Вторая работа Ван Дейка в экспозиции — «Портрет сэра Уильяма Чалонера».
Фото №999698. Апостол Петр. 1630-е гг. Антонис Ван Дейкдерево, масло, 63, 2*51,7
Фото №999688. Портрет Уильяма Чалонера. 1638-1640. Антонис Ван Дейкхолст, масло, 104*81.5
Якоб Йорданс из-за его любви к национальному быту, народным праздникам, поговоркам прослыл «самым фламандским художником» золотого века фламандского искусства. На выставке для обзора показаны две его работы «Святое семейство» и картина, выполненная в сотрудничестве с Паулем Восом, «Повар у стола с дичью». Кисти Йорданса на этом полотне принадлежит лишь фигура хохочущего повара, а все остальное написано мастером анималистического и плодового натюрморта и сцен охоты (П.Восом).
Фото №999658. Повар у стола с дичью. первая пол. 1640-х гг.Пауль де Вос, Якоб Йорданс; холст, масло, 176*245
Фото №999663. Повар у стола с дичью. первая пол. 1640-х гг. (фрагмент) - подпись: Пауль де Вост Два зала отведены под «кабинетную» живопись. Здесь представлены произведения современников Рубенса, работающих в разных жанрах живописи в "кабинетном " формате. "Кабинетными" фламандцы именовали картины небольшого или среднего размера, написанные не для конкретного помещения (собора, дворца), а для продажи в частные коллекции (кабинеты) - прообразы картинных галерей Западной Европы. Жанровый диапазон "кабинетной" живописи был богат: пейзажи, натюрморты, портреты, аллегорические, мифологические, жанровые сюжеты, на библейские, евангельские темы.
Фото №999643. Сражение испанского флота с кораблями восставшей Голландии в мае 1573 года во время осады ХарлемаАндрис Ван Эртфельт, сер. 1620-х гг., холст, масло, 134*165, 5
Фото №999593. Вынужденное бездействие Марса. Между 1649 и 1651 гг. Давид Рейкарт IIIхолст, масло, 51.5*77.5
Фото №999653. Аллегория случая. 1627. Франс Франкен IIхолст, масло, 151*181
Фото №999648. Притча о девах разумных и неразумных. после 1604 годаИероним Франкен II, холст, масло, 110, 5*172 см.
Фото №999673. Святое семейство. После 1672 года. Готфрид Масхолст, масло, 102*76 см.
Фото №999693. Портрет молодого человека ( Автопортрет?), кон. 1630-х гг. Петер Франшуахолст, масло, 73*50, 5 см.
Фото №999588. Блудный сын. 1640-е гг. Иероним Янсенхолст, масло, 89*111 см
Фото №999578. Интерьер церкви Св. Карла Борромея в Антверпене. Конец. 1630-х гг.Петер Неффс Младший, Франс Франкен III, холст, масло, 50*72 см
Один зал отведен под творчество Давида Тенирса Младшего. Эрмитажное собрание его картин является одним из лучших в мире. На выставке представлены шесть наиболее значительных из них. Этот художник снискал признательность и был знаменит еще при жизни.
Фото №999623. Портрет епископа Антония Триста и его брата-монаха капуциана ЕвгенияДавид Тенирс Младший, 1652, холст, масло; 44*36
Фото №999628. Аллегория Благоразумия. Давид Тенирс Младший, нач. 1650-х гг.холст, масло, 45,5*34 см.
Фото №999618. Крестьянская свадьба. 1650. Давид Тенирс Младшийхолст, масло, 79*106,7
Фото №999608. Пейзаж с пастухами и стадом. Сер. 1640-х гг. Давид Тенирс Младшийхолст, масло; 51*80 см.
Фото №999603. Крестьяне, играющие в шары. Кон. 1640 гг. Давид Тенирс Младшийхолст, масло, 61,5*89,5
Фото №999598. Фрагмент экспозиции зал с полотнами Давила Тенирса МладшегоКрестьянская свадьба, 1650; Давид Тенирс Младший; холст, масло, 79*106,7
Фото №999573. Интерьер антверпенского собора. Петер Неффс Младший, Давид Тенирс Младшийсер. 1640-х гг. холст, масло, 49*64.5
Завершает экспозицию зал с произведениями печатной графики. Здесь размещены произведения мастеров, исполнявших гравюры по оригиналам Рубенса.
Фото №999763. Обращение Савла. 1630-1640-е гг. Схелте А.Болсверт по оригиналу П.П.Рубенсагравюра резцом 435*602 мм.
Фото №999733. Самсон и Далила. Около 1610-1613. Якоб Матам по оригиналу РубенсаГравюра резцом, 375*440 мм.
Дизайнерский подход оформления залов дает возможность представлять живописные полотна и произведения печатной графики в совокупности с произведениями декоративно-прикладного искусства. В двух последних залах представлены две монументальные шпалеры по картонам Рубенса из знаменитой серии «История Константина» – «Трофеи Константина» и «Основание Константинополя», выполненные по заказу французского короля Людовика для французской мануфактуры Команса и Планша.
Фото №999768. Гравюры по оригиналам П.П.Рубенса (фрагмент экспозиции) Фото №999758. Шпалера «Основание Константинополя», Франция, Париж, Мануфактура Рафаэля де ла Планша
На выставке также представлены несколько работ учеников Рубенса, изготовивших изделия из слоновой кости по его рисункам. Особенно выделяется группа «Спящие Амур и Психея» Лукаса Файдхербе. Как коллекционер Рубенс обладал большой коллекцией резных камней. В одном из залов представлены четыре геммы из собрания художника.
Фото №999738. Блюдо с изображением охотничьих сцен, Дианы и Актеона
Фото №999743. Кружка с изображением аллегорических фигур. Фландрия. Мастер: Лукас Файдхербе (?)первая половина XVIIв.
Слоновая кость, серебро, синее стекло, резьба, ковка, литье, чеканка, золочение. Высотк: 38.5 см. Клейма на оправе: города Аугсбурга и мастера Андреаса I Виккертаа (AW; 1600-1661, Rossenberg1922. Nr.540 b). Поступление: до 1859, Инв. №Э-7285
Фото №999748. Кружка со сценой «Суд Соломона». Германия, неизвестный мастер, 1680-1685
Фото №999753. Группа «Амур и Психея». Фландрия. Мастер Лукас Файдхербе, до 1640 г.Слоновая кость; резьба, длина 33 см. Поступление: 1927, из ГМФ. Инв. Э-12311