2 апреля 2019 года в Центре «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась выставка «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи».
Экспонентами выставки выступили: Государственный Эрмитаж, Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, Государственный исторический музей, Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, Феодосийский музей древностей, Ялтинский историко-литературный музей, Государственная инспекция историко-культурного наследия Воронежской области, Национальный исторический музей Республики Беларусь. Благодаря участию Республики Беларусь выставочный проект получил статус международного. Проект мог стать еще глобальнее, если бы удалось получить для экспонирования предметы из частного собрания монгольского коллекционера, знаковые вещи того периода, хранящиеся в Казахстане, Симферопольский клад - жемчужину экспозиции зала археологии Государственного исторического музея (Москва). В силу объективных причин этому не суждено было случиться. Может быть к 27 выставке удастся? По крайней мере, устроители на это надеются. Отметим, что сейчас в Казани проходит 20 выставка, организованная Государственным Эрмитажем (СПб).
Фото №955435. Пресс-конференция по поводу открытия выставки «Золотая Орда.... » Фото №955446. Пресс-конференция по поводу открытия выставки «Золотая Орда.... » Фото №955451. Михаил Пиотровский на открытии выставки в Центре «Эрмитаж-Казань» Фото №955476. Сапотько П.М., Шаймиев М.Ш., Пиотровский М.Б., Крамаровский М.Г. Фото №955481. М.Ш. Шаймиев, М.Б. Пиотровский Фото №955496. Art16.ru Photo archive Фото №955456. Миляуша Таминдарова и Государственный камерный хор Республики Татарстан Фото №955461. Миляуша Таминдарова и Государственный камерный хор Республики Татарстан Фото №955501. Крамаровский М.Г., Валеева З.Р., Шаймиев М.Ш.. Открытие выставки Что же привезли в Казань? В экспозиции представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы, памятники нумизматики Золотой Орды, образцы буддийской живописи, фрагменты архитектурного декора в камне. Государственный Эрмитаж представил на обозрение около 600 экспонатов, среди которых — артефакты из раскопок археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Старом Крыму.
Фото №955486. Ширма с изображением лошадей / Буддийский образ Чингисхана /Ширма с изображением лошадей Картон, дерево (рама). Япония, XVII в. Государственный Эрмитаж. Кат №4 / холст, минеральные краски, шелк
Китай, Утайшань, XIX в. Государственный Эрмитаж. Кат.№ 111 /
Фото №955681. Слитки платежного серебра (СОМ)Золотая Орда, Крым, Солхат. XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 207
Фото №955491. Буддийский образ Чингисханахолст, минеральные краски, шелк
Китай, Утайшань, XIX в. Государственный Эрмитаж. Кат.№ 111
Фото №955511. Крамаровский Марк Григорьевичведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Фото №955521. Макет седла с серебряными обкладкамиСеребро, медь, железо; чеканка. Великое Монгольское государство, Южная Сибирь. XIII в. Государственный Эрмитаж, кат № 6
Фото №955546. «Портрет» высокопоставленной дамы
Фото №955526. Рельеф с изображением Эачи и Амира-Хасана II
Фото №955556. Чаби, жена Хубилай-хана, алтарная портретная скульптура в виде Бодхисаттвы
Фото №955561. Картина-свиток «Божественный ветер». Монгольская империя и Япония (XIII-XIV вв.)шелк, водяные краски. Япония. XIX в, Государственный Эрмитаж, кат. № 43
Фото №955566. Блюдо /Блюдо /Фрагмент шелка с журавлями и цветами / фрагмент одеяния из шелкового Дамаска /сосуд
Фото №955581. Фрагменты кувшинчика (1)/чаша /чаша / чаша /чаши ложчатые (5-6) /блюдо (7)
Фото №955586. Кубки (1-2) /бокал / бокал /стаканы с налепами /бутыль /фрагмент пресованного стекла / ваза с гербрм султана Бейбарса / бутыль с/ сосуды / кувшин /
из коллекции Государственного Эрмитажа
Фото №955591. Сосуд (1) / Кувшины (2-3, 7) / Кружка (8)
Фото №955596. Фрагмент экспозиции выставки «Золотая Орда ....» Фото №955611. Дверидерево, железо; резьба. Крым, Каффа. 1371 г. Мастер Шнофоршах. Государственный Эрмитаж, кат. № 280
Фото №955616. Надгробие с арабской дидактической надписьюпесчанник; резьба. Золотая Орда, Крым. XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 284
Фото №955621. Экскурсия по залам выставки «Золотая Орда....». Ведет Марк Григорьевич Крамаровский Фото №955626. Капитель из медресе Солхатаизвестняк; резьба. Золотая Орда, Крым. XIVв. Государственный Эрмитаж, кат. № 271
Фото №955631. Лампа с подвескойЛампа:стекло, эмаль; роспись. Сирия или Египет. Первая половина XIV в. Государственный Эрмитаж, инв. № ЕГ-493
Подвеска: Бронза. Сирия, ЧШШ- начало XIII в.. Государственный Эрмитаж, кат. № 290
Фото №955641. Экскурсия по выставке «Золотая Орда... » Фото №955651. Браслет пластинчатый
Фото №955656. Чаши ложчатые (по краям) / Блюдо
Фото №955691. Архитектурные детали (фрагмент)Известняк; резьба. Золотая Орда, Крым. XIVв. Государственный Эрмитаж, кат. № 265-267, 270 Фото №955686. Стела с изображением воина ( фрагмент)
Фото №955701. Лампа с подвеской фрагмент
Фото №955712. Филактерий (фрагмент)Серебро; филигрань, пайка, позолота. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. XIV-XVвв. Государственный Эрмитаж, кат. № 235
Более 100 предметов привез Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им.Ш.Марджани. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательский дом Марджани, М., 2019), с приветственным словом Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и статьей директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Автор вступительной статьи – Марк Григорьевич Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Фото №955531. Шаймиев М.Ш. Фото №955506. Ленчик седла Дерево, лак, сухожильный шнур; резьба по лаку. Монголия, Китай, Империя Юань. XIV в.(?)
Фонд Марджани, Москва, кат №7
Фото №955536. Кафтан /Кошель
Фото №955541. Кувшин ( на переднем плане)
Фото №955646. ШлемКожа, краски; резьба. Монголия, XIV в. Фонд Марджани, кат.№33
Фото №955696. Сулейманов Рустам Раисович Фото №955516. Art16.ru Photo archive Национальный исторический музей Республики Беларусь (Минск) экспонирует на выставке Поясной набор литовского князя Витовта ( Серебро; чеканка, гравировка, чернь. Великое княжество Литовское. Конец XIV- первая треть XV в. Национальный исторический музей Республики Беларусь, Минск, кат. № 300).
Фото №955601. Поясной набор Центральный музей Тавриды (Симферополь) привез в Казань небольшой экспонат, поясной набор, происходящий из великолепной горной крепости, находящейся в самом сердце Крыма (Серебро; литье, гравировка, позолота. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. 1330=1350-е гг. Центральный музей Тавриды, Симферополь, кат. № 299).
Фото №955606. Поясной набор / Поясной набор
Самый тяжелый экспонат (более 400 кг.) прибыл к нам на выставку из Ялтинского историко-литературно музея. Обрамление колодца (Известняк; резьба. Венеция. XIII в. Ялтинский историко-литературный музей, кат № 2018).
Фото №955571. Обрамление колодцаИзвестняк; резьба. Венеция. XIII в. Ялтинский историко-литературный музей, кат № 2018
Фото №955576. Обрамление колодцаИзвестняк; резьба. Венеция. XIII в. Ялтинский историко-литературный музей, кат № 2018
Фото №955666. Обрамление колодца (фрагмент)
Фото №955671. Обрамление колодца (фрагмент)
Фото №955676. Обрамление колодца (фрагмент)
Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник представил в экспозиции Тондо с персидской надписью (Кашин; полихромная мозаика. Золотая Орда. XIV в.. Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник, кат. № 142).
Фото №955551. Тондо с персидской надписью
Симферопольский клад мы, к сожаленью, не сможем увидеть. Государственный исторический музей (Москва) не смог оголить экспозицию.Симферопольский клад - один из значимых памятников, хранимых в отделе археологии музея. Памятник поступил в исторический музей в 1967 году. С тех пор он является одной из доминант в экспозиционных залах, представляющих зал археологии. Менее значимые чем "симферопольский клад" экспонаты времен Золотой орды все же можно встретить на казанской выставке. А за "симферопольским кладом" - в Москву!
Для справки:
Монгольская империя (монг. Yeke Mongγol ulus – «Великое монгольское государство») – структура, сложившаяся в начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана (1155 или 1162-1227). В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме. С начала 1260-х годов, когда отдельные части монгольского мира переходят под контроль старших сыновей и внуков Чингис-хана, крупнейшими ее частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии. К началу XIV века единство империи носило скорее формальный характер, напоминающий федерацию фактически независимых государств. Главенство над всеми улусами номинально принадлежало Хубилаю (1215-1294), внуку Чингис-хана, принявшему титул Великого хана в 1260 году, но ставшего им только в 1266 году после смерти его соперника Ариг-буки. Хубилай более известен как основатель империи Юань, монгольского государства, основной частью которого с 1279 года являлся весь Китай. В состав империи входили Монголия, Восточный Туркестан и некоторые оккупированные государства в Юго-Восточной Азии. Тибет с 1270 по 1358 год, как автономная территория в военном и административном отношениях, контролировался династией Юань, но руководство в делах религии принадлежало Сакья-ламе.
«Великое монгольское государство» простиралось от Желтого моря до Средиземноморья и Красного моря, объединив пять независимых культур – Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи. Между этими субъектами были налажены экономические и культурные отношения, процветала безопасная торговля.
На пресс-конференции по поводу открытия выставки Марк Григорьевич Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, резонно заметил: «Единство мира характерная черта этой поры, которую в российских традициях принято обсуждать с опущенными глазами. Пора пробудиться и понять, чем собственно говоря, в истории мы обладаем».