Опубликовано на Art16.ru — Культура и Искусство в Татарстане (https://art16.ru)

Главная > «Золотой век фламандского искусства» в Центре «Эрмитаж-Казань»

«Золотой век фламандского искусства» в Центре «Эрмитаж-Казань»

  • Музеи
  • Казанский Кремль
  • Эрмитаж-Казань

22 февраля 2022 года в Музее-заповеднике «Казанский Кремль» в центре «Эрмитаж – Казань» состоялся вернисаж  выставки «Золотой век фламандского искусства».

Ирада Хафизяновна Аюпова

Ильнур Сулейманович Рахимов, Ирада Хафизяновна Аюпова, Михаил Олегович Дединкин

Ильнур Рахимов, Ирада Аюпова, Михаил Дединкин, Алиса Мезенцева

В церемонии приняли участие: Ирада Хафизяновна Аюпова, министр культуры Республики Татарстан, Ильнур Сулейманович Рахимов, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа, Алиса Александровна Мезенцева, куратор проекта, научный сотрудник  Отдела западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа.  Был организован  телемост с Государственным Эрмитажем, присутствующие на открытии зрители услышали обращение Михаила Борисовича Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа.  После перерезания ленты выставка была открыта. Алиса Мезенцева провела первую экскурсия по экспозиции.  С экспонатами выставки можно ознакомиться до 20 ноября 2020 года.

Что же на этот раз в Казань привез Государственный Эрмитаж?

Рельеф со сценой «Поклонение волхвов». Германия, XVII век.

Слоновая кость; резьба. Высота 49 см, длина 30 см. . Поступление в 1923 году, из собрания Ф.И. Паскевича, Петроград. Инв.№ Э- 14900

Фигурка спящего путто. Фландрия. Мастер: Артус Квеллинус Старший, Сер. XVII в.

Слоновая кость; резьба, длина 12 см. Поступление :1886 из Голицинского музея, Москва. Инв.№ Э-7282

Блюдо с композицией «Диана и Актеон». Голландия(?). 1660-е гг.

Серебро; литье, чеканка, частичное золочение, 48.5х39.3. Поступление: 1922, из собрания князей Юсуповых. Инв.№ Э-13150

Кружка со сценой «Суд Париса». Германия, Аугсбург (?)

Неизвестный мастер. 1650-е гг. Серебро; ковка, литье, чеканка, частичное золочение. Высота 26.6 см. Коеймо: Парижа ввозное XIX века. На дне надпись " Милостивую руку короля Фридриха должен я вспоминать, когда буду наслаждаться этим подарком в кругу друзей. Мое верное сердце должно тогда от волнения стучать, превознося милость и доброту моего короля. Дай Бог королю Фридриху иметь благостей больше, чем капель из винограда, которые могут отсюда вытечь!!!  Стокгольм, 30 июня 1747 года). Поступление: 1923, из собрания князей Юсуповых. Инв.№ Э-11050

Блюдо со сценой «Вакханалия». Германия. Аугсбург, Мастер АбрахамII Варнбергер

1670-1675 гг. Серебро; ковка, чеканка, золочение, 64.5х56 см.

Клейма: Аугсбург (неясное), мастера, Петербурга контрольное с годом 17(), пробирного мастера Н.Н., пробы 78.... Инв.№ Э-8713

Кружка со сценами мифа о Геркулесе и Омфале

Германия, Любек, Мастер Клаус Шмидт. 1680-е гг. серебро; литье, ковка, чеканка, частичное золочение. Высота 18.1 см.
Клейма: Любека 1686-1696 гг., мастера Выбит номер по опимы Юсуповых: 220. Поступление. 1922, из собрания князей Юсуповых. Инв. № Э-12773

Сельскохозяйственные орудия

Золотой век фламандского искусства представлен произведениями живописи, печатной графики и предметами прикладного искусства из фондов Государственного Эрмитажа. Вниманию зрителей предлагается 30 картин  фламандских живописцев XVII века.

Их объединяет принадлежность к единой национальной школе живописи, время (XVII век) и место, где они писали свои произведения  - Антверпен, за исключением парочки художников: П.Франшуа и Б.Флемаля.

Создатель школы и основоположник искусства барокко  Питер Рубенс обладал широким творческим диапазоном, энциклопедическими знаниями.

Пи́тер Па́уль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens,  июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис Ван Дейк (1599—1641). По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. С приобретением в 1635 году замка Хет-Стен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.[Википедия]

Изюминкой экспозиции служат произведения Питера Пауля Рубенса и двух его современников – Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса.

Рубенс представлен двумя образцами исторического жанра,  эскизами: «Прибытие в Лион» –  к знаменитому циклу «Жизнь Марии Медичи», хранящемуся в настоящее время в собрании Лувра (Париж), и «Арка Геракла» – произведение из серии, посвященной торжественному въезду инфанта Фердинанда в Антверпен.

Экспозицию украшают парные портреты испанской королевской четы  – Филиппа IV и Елизаветы Бурбонской, исполненные в мастерской Рубенса.

Филипп IV Король Испании. Питер Пауль Рубенс и мастерская, около 1628-1629

холст, масло, 114*83 см.

Елизавета (Изабелла) Бурбонская, королева Испании, около 1628-1629

Питер Пауль Рубенс и мастерская; холст, масло, 112*83

Пауль Питер Рубенс и мастерская ( фрагмент экспозиции)

Ван Дейк, любимый ученик Рубенса, вошел в историю европейского искусства XVII столетия как портретист. В  выставочном зале экспонируется его ранняя "историческая" картина  «Апостол Пётр», написанная художников  вскоре после поступления в мастерскую Рубенса (около 1617 г.). Моделью стал служитель антверпенской гильдии  Св.Луки Абрахам Графеус (сведения из каталога к выставке).  Вторая работа Ван Дейка в экспозиции — «Портрет сэра Уильяма Чалонера».

Апостол Петр. 1630-е гг. Антонис Ван Дейк

дерево, масло, 63, 2*51,7

Портрет Уильяма Чалонера. 1638-1640. Антонис Ван Дейк

холст, масло, 104*81.5

Якоб Йорданс из-за его любви к  национальному быту, народным праздникам, поговоркам прослыл «самым фламандским художником» золотого века фламандского искусства. На выставке для обзора показаны две его работы «Святое семейство» и картина, выполненная  в сотрудничестве с Паулем Восом, «Повар у стола с дичью». Кисти Йорданса на этом полотне принадлежит лишь фигура хохочущего повара, а все остальное написано мастером  анималистического и плодового натюрморта и сцен охоты (П.Восом).

Повар у стола с дичью. первая пол. 1640-х гг.

Пауль де Вос, Якоб Йорданс; холст, масло, 176*245

Повар у стола с дичью. первая пол. 1640-х гг. (фрагмент) - подпись: Пауль де Вост

Два зала отведены под «кабинетную» живопись.  Здесь представлены произведения современников Рубенса, работающих  в разных жанрах живописи в "кабинетном " формате. "Кабинетными" фламандцы именовали картины небольшого или среднего размера, написанные не для конкретного помещения (собора, дворца), а для продажи в частные коллекции (кабинеты) - прообразы картинных галерей Западной Европы. Жанровый диапазон "кабинетной" живописи был богат: пейзажи, натюрморты, портреты, аллегорические, мифологические, жанровые сюжеты, на библейские, евангельские темы.

Сражение испанского флота с кораблями восставшей Голландии в мае 1573 года во время осады Харлема

Андрис  Ван Эртфельт, сер. 1620-х гг., холст, масло, 134*165, 5

Вынужденное бездействие Марса. Между 1649 и 1651 гг. Давид Рейкарт III

холст, масло, 51.5*77.5

Аллегория случая. 1627. Франс Франкен II

холст, масло, 151*181

Притча о девах разумных и неразумных. после 1604 года

Иероним Франкен II, холст, масло, 110, 5*172 см.

Святое семейство. После 1672 года. Готфрид Мас

холст, масло, 102*76 см.

Портрет молодого человека ( Автопортрет?), кон. 1630-х гг. Петер Франшуа

холст, масло, 73*50, 5 см.

Блудный сын. 1640-е гг. Иероним Янсен

холст, масло, 89*111 см

Интерьер церкви Св. Карла Борромея в Антверпене. Конец. 1630-х гг.

Петер Неффс Младший, Франс Франкен III, холст, масло, 50*72 см

Один зал отведен под творчество Давида Тенирса Младшего. Эрмитажное собрание его картин является одним из лучших в мире. На выставке представлены шесть наиболее значительных из них. Этот художник снискал признательность и был знаменит еще при жизни.

Портрет епископа Антония Триста и его брата-монаха капуциана Евгения

Давид Тенирс Младший, 1652, холст, масло; 44*36

Аллегория Благоразумия. Давид Тенирс Младший, нач. 1650-х гг.

холст, масло, 45,5*34 см.

Крестьянская свадьба. 1650. Давид Тенирс Младший

холст, масло, 79*106,7

Пейзаж с пастухами и стадом. Сер. 1640-х гг. Давид Тенирс Младший

холст, масло; 51*80 см.

Крестьяне, играющие в шары. Кон. 1640 гг. Давид Тенирс Младший

холст, масло, 61,5*89,5

Фрагмент экспозиции зал с полотнами Давила Тенирса Младшего

Крестьянская свадьба, 1650; Давид Тенирс Младший; холст, масло, 79*106,7

Интерьер антверпенского собора. Петер Неффс Младший, Давид Тенирс Младший

сер. 1640-х гг. холст, масло, 49*64.5

Завершает экспозицию зал с произведениями печатной графики. Здесь размещены произведения мастеров, исполнявших гравюры по оригиналам Рубенса.

Обращение Савла. 1630-1640-е гг. Схелте А.Болсверт по оригиналу П.П.Рубенса

гравюра резцом 435*602 мм.

Самсон и Далила. Около 1610-1613. Якоб Матам по оригиналу Рубенса

Гравюра резцом, 375*440 мм.

Дизайнерский подход оформления залов дает возможность  представлять живописные полотна и произведения печатной графики в совокупности с произведениями декоративно-прикладного искусства. В двух последних залах представлены две монументальные шпалеры по картонам Рубенса из знаменитой серии «История Константина» – «Трофеи Константина» и «Основание Константинополя», выполненные по заказу французского короля Людовика для французской мануфактуры Команса и Планша.

Гравюры по оригиналам П.П.Рубенса (фрагмент экспозиции)

Шпалера «Основание Константинополя», Франция, Париж, Мануфактура Рафаэля де ла Планша

1633-1668 гг., шерсть, шелк, 7-8 нитей основы на 1 см. 258*356 см. Шпалера создана по картону П.П.Рубенса ( 1622-1625 гг?)

На выставке  также представлены несколько работ учеников Рубенса, изготовивших изделия из слоновой кости по его рисункам. Особенно выделяется группа «Спящие Амур и Психея» Лукаса Файдхербе. Как коллекционер Рубенс обладал большой коллекцией резных камней. В одном из залов представлены четыре геммы из собрания художника.

Блюдо с изображением охотничьих сцен, Дианы и Актеона

Германия, Мастер Иоганн Михаэль Маухер, Вторая половина XVII века;

Слоновая кость, олений рог; резьба, Высота 59 см., ширина 73 см. Поступление около 1811 года. Инв. № Э-7267

Кружка с изображением аллегорических фигур. Фландрия. Мастер: Лукас Файдхербе (?)

первая половина XVIIв.
Слоновая кость, серебро, синее стекло, резьба, ковка, литье, чеканка, золочение. Высотк: 38.5 см. Клейма на оправе: города Аугсбурга и мастера Андреаса I Виккертаа (AW; 1600-1661, Rossenberg1922. Nr.540 b). Поступление: до 1859, Инв. №Э-7285

Кружка со сценой «Суд Соломона». Германия, неизвестный мастер, 1680-1685

Слоновая кость, серебро,  резьба, ковка, литье, чеканка, золочение. Высотк: 42 см. Клейма на оправе: города Аугсбурга  (Selling1980. Nr.132, 133) и мастера Лоренца I Биллера (Selling1980. Nr,1524). Поступление: Из собрания Зимнего дворца, Инв. № Э- 7286

Группа «Амур и Психея». Фландрия. Мастер Лукас Файдхербе, до 1640 г.

Слоновая кость; резьба, длина 33 см. Поступление: 1927, из ГМФ. Инв. Э-12311

Видео: 

Золотой век фламандского искусства. Открытие выставки в Центре «Эрмитаж-Казань»


Источник:https://art16.ru/reportage/2022/02/25/zolotoy-vek-flamandskogo-iskusstva-v-centre-ermitazh-kazan