29 октября 2010 года в центре "Эрмитаж-Казань" прошел показ фильма "Бибинур" (2010).
Закрытый показ рабочего варианта фильма состоялся 6 сентября 2009 г. в кинотеатре "Мир". Его для друзей устроила продюсер фильма Светлана Бухараева, чтобы посмотреть киноленту на большом экране и услышать мнение близких ей по духу людей.
Фото №64740. Кадр из фильма «Бибинур» Премьера же фильма прошла 19 июня 2010 (Россия, Москва, 32-ой ММКФ "Перспктивы"). На VI КМФМК (сентябрь 2010. Казань) фильм "Бибинур" стал победителем в номинации "Лучший фильм". А исполнительница главной роли, Бибинур - Фирдаус Ахтямова была удостоена приза за лучшую женскую роль. Награду актрисе вручили член жюри фестиваля, режиссер из Турции Юксель и голливудский актер Эдриан Броуди. Не осталась незамеченной игра исполнительницы главной роли Бибинур (в молодости) - Резеды Хадиуллиной. На международном кинофестивале «Евразия», прошедшем в конце сентября в Алма-Ате , Резеда удостоилась спецприза «Новое имя в кино», была награждена дипломом и статуэткой.
О фильме:
Режиссер Юрий Фетинг
Актеры Фирдаус Ахтямова, Эрнест Тимерханов, Руслан Мустафин, Насих Фазярахманов, Резеда Хадиуллина, Рената Минвалеева, Наиля Гареева
Сценарий Мансур Гилязев, Юрий Фетинг
Оператор Максим Дроздов
Композитор Радик Салимов
Продюсеры Светлана Бухараева
Производство киностудия "Сабантуй", киностудия "Татаркино" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Сценарий написан по мотивам повестей Аяза Гилязова "Три аршина земли" и "В пятницу вечером".
Немного о режиссере и сценаристе Юрие Фетинге:
Выпускник театрального училища имени Щукина, Фетинг работал в театре "Ленком". Затем он окончил высшие курсы режиссуры и ушел на телевидение. В 2000 году Юрий дебютировал в кино с картиной "Рождественская мистерия", а его второй фильм "Мифы моего детства" отмечен наградами на кинофестивалях. Сейчас Фетинг преподает в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения.
В своем интервью для РИА Новости он сказал:
"Главное в этом фильме - финал, когда звучит азан - это еще не молитва, а призыв к молитве". Это обращение к людям, которые должны посмотреть на себя, на свою жизнь, на отношения с Небом. И этот призыв не имеет привязки к какой-то определенной конфессии - он обращен ко всем людям".
Фото №64735. Мансур Гилязов На просмотре фильма присутствовали: сценарист Мансур Гилязов, сын Аяза Гилязова; Фирдаус Ахтямова, Народная артистка Татарстана, актриса Татарского академического театра им. Г.Камала; Резеда Хадиуллина, студентка 4-го курса Академии государственной и муниципальной службы; Халима Искандерова, актриса Татарского театра им. Г.Камала.
Мансур Гилязов в своем выступлении поведал, что по сценарию у них с Юрием Фетингом первоначально были серьезные разногласия. Мансур Гилязов написал сценарий к фильму "Три аршина земли", как историю Бибинур и Джихангира. Мансур Аязович предполагал другой финал и обязательно эпилог. Но начнем сначала:
Шихангир приходит к Бибинур домой, говорит, что уезжай из деревни, в городе тебе дадут квартиру. В ответ слышит: "А зачем? В пятницу я умру. В пятницу вечером открываются Врата рая". Шихангир потрясен, его отец умер, именно, в пятницу. Фраза его шокирует, он начинает понимать, что эта старая женщина знает, то, что не знает он. Он чувствовал себя хозяином Земли, планеты. Но оказывается, что одинокая бедная женщина, живущая в татарской деревне, знает вещи, которые не знает он. У них начинается диалог: "Что такое в пятницу вечером?", и "что такое три аршина земли?".
Проходит много лет. Джихангир приезжает в деревню со своим сыном, маленьким мальчиком.
Эпилог: проходит лет 50. На территории какой-то африканской страны старый, 90-летний Джихангир беседует со своим сыном: " Ты знаешь, что землю меряют аршинами. Аршин - 82 см. Возьми линейку, отмерь три аршина земли и начерти квадрат. Это и есть, то, чем мерится земля". Джихангир ложится в этот квадрат и умирает.
Таково видение картины Мансура Гилязова.
Но так как фильм юридически принадлежит продюсеру Светлане Бухараевой, а творчески - режиссеру Ю.Фетингу. То и прошел сценарий Фетинга. Тем не менее, Мансур Аязович с уважением и почитанием относится к Юрию Фетину. " Фильм "Бибинур" - творческая работа Ю. Фетина" - такой фразой заключил выступление М.Гилязов.
Фото №64729. Резеда Хадиуллина, Фирдаус АхтямоваФирдаус Ахтямова, Народная артистка Татарстана, актриса Татарского академического театра им. Г.Камала; Резеда Хадиуллина, студентка 4-го курса Академии государственной и муниципальной службы; Большее количество вопросов на творческой встрече относилось к главной героине Бибинур, великолепно сыгранной Фирдаус Ахтямова, Народная артистка Татарстана, актриса Татарского академического театра им. Г.Камала. Правда слово "сыграть" не вполне подходит к этой актрисе, настолько монументально крепко она вжилась в образ хрупкой, мудрой и доброй женщины Бибинур-апа. В кадрах фильма звучит и русская и татарстая речь. Она преврсходно говорит по-русски. И на творческой встрече состоялся русскоязычный разговор с героиней. Фирдаус Ахтямовой, будучи театральной актрисой, пришлось по ходу действия переучиваться, настраиваться на киношный ряд. Во-первых, театральная игра предполагает наигрынность. И режиссер Юрий Фетинг изрядно попотел, "очищая зерна от плевел", пока не показалась настоящая Бибинур. Во-вторых, в театре нет дублей, там играешь, каждый раз, привнося, нечто новое. А на съемках фильма, следует дубль за дублем, пока режиссер не увидит нужную работу актера. Фирдаус-апа с ей присущим юмором вспоминала, как первое время начинала говорить до слова "мотор", тем самым, срывая очередной дубль.
Расскрыла она некотороые киношные секреты. Фирдаус апа наблюдая за мальчиком-дублером, который увлекся прыжком в одежде Бибинур, выполнил кульбит, спросила: "Разве старуха, так может? Давайте я сама прыгну" . Это эпизод, когда Бибинур подавая руку помощи старику, упавшему в речку, падает. Так вот! 75-летняя Фирдаус Ахтямова сыграла сама.
Как подарок судьбы восприняла роль Бибинур, умудренной жизненным опытом татарской женщины Фирдаус Ахтямова.
Она - находка режиссера. Со всей съемочной группой у Фирдаус-апа сложились теплые дружеские отношения.
Молодую Бибинур, как ее называла Фирдаус Ахтямова, сыграла студентка, теперь уже 4-го курса Академии государственной и муниципальной службы - Резеда Хадиуллина. Для непрофессиональной актрисы главная роль в фильме оказалась по плечу. И режиссер отметил легкость и пластичность игры Резеды. О себе Резеда Хадиуллина почти ничего не рассказала, упомянула лишь трудности и сложности при съемках фильма. А именно, во время съемки фильма жили в деревне Алгаево, Мамадышского района. Непрерывно шли дожди, грязюка несусветная, сотовый телефефон вне зоны доступа. Поездки в Казань были праздником для Резеды. И еще один момент, при съемке эпизода, в котором Бибинур кормит грудью ребенка, молодой девушке нужно было обнажить грудь. Нетрудно догадаться, какая возникла проблема для Резеды воспитанной в мусульманской семье со строгими традициями. Однако, родители дали "добро".
Красноречива была Халима Искандерова, актриса Татарского театра им. Г.Камала - королева эпизода: беспардонная тетка из Ленинграда. Маленькая роль, но как сыграна.
Хочется отметить роль Насиха Фазярахманова, жителя деревни Алгаево, в которой, кстати, и снимали значительную часть "Бибинур". В фильме он - одинокий бабай, целыми днями собирающий по округе камни от разрушенной мечети, и искренне верящий, что будет восстановлена мечеть и люди вернутся в деревню. Беззубая улыбка, добрый искренний взгляд, такому хочется верить!
Фильм добрый и искренний. Пересказывать содержание не имеет смысла. Его лучше увидеть. К сожалению, широкому кругу зрителей он все еще остается недоступным. Для того, чтобы вывести его на экраны, нужны деньги. Остается надеяться, что фильм все же выйдет в большой прокат.
Елена Сунгатова, ноябрь 2010