4. ГЛАВА – БУДУЩЕЕ – КОНФЛИКТ ИЛИ ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?
Для понимания творчества Попова важно знать, насколько существенным стал для него личный опыт воина. С юности он стал разведчиком артиллерии, прошёл всю войну и встретил победу над фашизмом в Берлине в 1945 г. Затем, уже по окончании Великой Отечественной войны, неоднократно прорабатывал военную тему как в картинах и графике соцреалистического, реалистического типа, так и позднее – средствами исламской каллиграфии. Более того, практически ежегодно он навещал свой полк, дислоцированный после войны в Мулино Нижегородской области, участвовал в различного рода ветеранских мероприятиях, дарил свои картины и каллиграфию, рисовал портреты воинов, даже издал самиздатски книжечку о своём пути до Берлина (воспоминания, рисунки, фотодокументы).
Но, как известно, после распада СССР в 1991 г., в США и Европе политики и общественность стали забывать тревожный завет антифашиста Юлиуса Фучика «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!» (по-чешски Lidé, měl jsem vás rád. Bděte!)» Возрождение неофашистов в новых «государствах» Прибалтики, и - что особо болезненно для Попова, уроженца Мариуполя - на его родной Украине, сделало тему борьбы с нацизмом вновь крайне актуальной. Но как в целом его жизнь связана с армией и, соответственно, мировоззренческими проблемами «война и мир», «защита Отечества», «борьба за мир средствами изобразительного искусства»?
«В.А.Попов родился в городе Мариуполе в семье кадрового военного 24 июня 1924 г. – пишет Елена Сунгатова (сентябрь 2010 г.) в материалах о его воинском пути, - Отец Владимира — истинный северянин из Вологодской глубинки, кадровый военный. Рядовым служил Отечеству в царской армии. В Гражданскую войну Александр Попов воевал на стороне Красной армии, где показал себя отменным воякой. Гоняясь за бандами Петлюры и Махно, дослужился до командира полка. Отец не был членом партии, считал себя «беспартийным большевиком». В 1926 году ушёл из армии и занялся преподавательской деятельностью. Преподавал военное дело в учебных заведениях. С женой познакомился в армии, где она работала машинисткой в штабе. По документам она украинка, на самом деле, чистокровная полячка, глубоко верившая в Бога. До 1933 года жили на Украине. Голод 1933 года заставил семью Поповых сняться с места и с узелком бежать за пределы республики».
Далее Елена Сунгатова записала со слов ветерана подробности о его славном пути до Берлина. В этом рассказе – живой опыт свидетеля и участника одной из самых страшных войн на нашей планете.
В итоге, «на груди Владимира Александровича Попова более 30 наград: медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Кавказа», очень редко встречающаяся на груди ветерана войны, орден «Красной звезды», два ордена «Отечественной войны» II степени, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и много послевоенных наград.
Не став военным, гвардии ефрейтор запаса, В.А.Попов не забыл свой боевой путь, свою родную 38 Гвардейскую ПАБ, переименованную в 303 гвардейскую ПАБ. С 1995 по 2009 год ежегодно на День Победы Владимир Александрович отмечал в Мулино Нижегородской области, где после ГДР дислоцировалась его родная прославленная 303 гвардейская Калинковичская дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова II степени пушечная артиллерийская бригада. В день 60-летия победы Владимир Александрович преподнёс в дар Музею Боевой славы соединения, в Мулино, сделанную им лично карту, показывающую боевой путь 303 ПАБ. В 2009 году, карту ветерану Великой Отечественной войны вернули, по причине закрытия музея Боевой славы. В этом году 65-летие Победы в Великой Отечественной войне Владимир Александрович встретил в Казани. Карта боевого пути 303 гвардейской ПАБ в Выставочном зале ГМИИ РТ смогли увидеть казанцы» (источник - art16.ru/content/popov-vladimir-alieksandrovich-put-soldata).
Как очевидно, сама жизнь Попова объясняет, почему часть его каллиграфических работ посвящена разным аспектам борьбы за мир и туграм миротворцев. Ушедший в 17 лет добровольцем на фронт, он вынес своё кредо, которое многократно выражал и отстаивал потом всю жизнь: «Из войны я вышел противником всяческого насилия».
Опыт молодого фронтовика он пронёс через всю долгую жизнь. И, ещё раз вспомним, сам издал книжку о своём пути в Великую Отечественную Войну и о пути своего полка, сотрудничал и дарил работы в «свою родную» воинскую часть в Мулино Нижегородской области. И высказал второй тезис на военную тему: «Я видел всё, что дай Бог не видеть никому».
И вполне естественно, что он стал инициатором крупного (и крайне трудоёмкого!) международного выставочного проекта «Каллиграфия за мир». В 2008 г. в Фонде «Русское зарубежье» (Москва) была озвучена и нашла отклик у художественной общественности идея совместных каллиграфических выставок. Он объединил вокруг себя знаменитых каллиграфов из разных стран: Исмет Китена (Турция), Мухаммеда Кармада (Марокко), Хасана Мегри (Марокко), Джозефа Черчвуда (Новая Зеландия). Затем объединённая выставка художников-каллиграфов совершала серию турне по миру. В каждой новой стране экспозиция дополнялась работами местных каллиграфов – живой творческий диалог, сотрудничество во имя мира!
Это отдельная тема, требующая специального рассказа. Добавим лишь, что в 2010 г., объявленному ЮНЕСКО «Международным годом сближения культур», проект «Каллиграфия за мир» с большим успехом был показан в Турции, Марокко и Иордании. В Турции проект поддержан Турецким Агентством по международному сотрудничеству и развитию «ТIСА», а в Марокко и Иордании нашёл поддержку Федерального Агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничеству». В июле 2010 г. часть проекта «Каллиграфия за мир», посвящённая туграм политических лидеров стран мира, была представлена в рамках Дней Японии в Татарстане.
Сам же межкультурный проект «Каллиграфия за мир» был разработан Автономной некоммерческой организацией Татарско-японский культурно-информационный Центр «Сакура» (Казань). Автор концепции и неутомимый организатор - Асия Садыкова, его директор.
Чтобы понять глубину и актуальность миротворческой темы в работах Попова, следует уточнить, насколько важной была его встреча с Сайедом Мухаммадом Хатами. Их краткая встреча состоялась на экспозиции России в рамках VIII Международного фестиваля Корана и каллиграфии в Тегеране в 2000 г. Действующий президент Исламской Республики Иран с интересом осмотрел работы Попова, задал ему несколько вопросов, а затем (по итогам фестиваля) получил в дар крупный шамаиль с изображением только ещё строящейся в те годы главной мечети республики Татарстан «Возрождаемая мечеть Кул-Шариф в Казанском Кремле», с дарственной надписью на русском и фарси. А также личную тугру на арабском.
Всем историкам политической философии, иранистам, международникам, дипломатам известна концепция «Диалога цивилизаций» Хатами, актуальная и в наши дни. Иранский политик и философ стал основоположником идеи о налаживании отношений между различными цивилизациями, которую выдвинул еще в 1989 г. «Диалог цивилизаций - это не просто одна из точек зрения, не стратегия действий, это предложения как умножить призывы к сближению и мирному совместному существованию культур и цивилизаций, которые вынуждены соседствовать друг с другом бок о бок», - пояснил тогда Хатами.
По его убеждению, идея о диалоге цивилизаций превратилась в насущную необходимость, на которую надо опираться в повседневной жизни. В настоящее время правительства многих стран мира поддерживают её. Кстати, на русский язык после 2000 г. переведены и книга, и отдельные статьи и речи по этой теме, а по инициативе России (экс-главы РЖД Владимира Якунина) на греческом острове Родос стали проводиться интеллектуальные встречи «Родосского форума» именно под этим названием «Диалог цивилизаций». И, конечно же, с участием иранцев и самого Хатами. На базе многолетней работы форума Якунин открыл также в 2016 г. Исследовательский институт «Диалог цивилизаций». По его словам, цель Родосского форума в целом стратегическая: «объединить усилия мировой общественности для конструктивного диалога и установления взаимопонимания между народами и культурами». Только стратегически можно добиться изменения менталитета и смены «эпохи конфликта цивилизаций» на созидательную эпоху «диалога цивилизаций».
При этом, с самого начала Хатами высказывал убеждение, что инициатива в продвижении «диалога цивилизаций» должна перейти от власти к неправительственным структурам, чтобы избежать опасности её забвения в случае смены того или иного правительства. А постоянные контакты общественных органов с международными
организациями, к примеру, ООН, ЮНЕСКО, ОИК, помогут привнести эту идею в общественное мнение.
Этот крупный международный проект, созданный россиянами и вдохновлённый идеями Хатами, подтолкнул, среди прочего, и встречные инициативы. Появилась Группа ООН высокого уровня по реализации проекта «Альянс цивилизаций». Здесь не место вдаваться в рассказ об этих сложных дипломатических и общественных проектах, и тем более анализировать их. Но то, что каллиграфия Попова стала одним из «знаков времени», жизненной реакцией ветерана Второй мировой войны и его вкладом в этот миротворческий процесс – несомненно. И (повторяя наблюдение Хатами о роли неправительственных инициатив) скажем так: власти и режимы в разных государствах меняются и будут меняться… но искусство Попова переживёт все эти перемены. Такова сила искусства.
В этом контексте немаловажны знакомство и дружба Попова с выдающимся ливано-российским философом диалога профессором Сухейлем Фарахом, для которого он исполнил одну из лучших своих тугр. Сухейль Фарах (Suheil Farah) родился в Бейруте в 1951 г., это писатель, переводчик, религиовед, культуролог, крупный арабский учёный, президент Открытого Международного университета «Диалог цивилизаций», доктор философских наук. Академик РАЕН. Основатель и председатель Ливано-российского дома. В определённом смысле – именно такого типа человек и есть по сути адресат, герой и ценитель каллиграфии Попова. Выходец из культурной арабской среды, он тянулся к русской культуре, окончил Московской университет, провёл много акций, знакомящих друг с другом носителей арабского и русского менталитетов. Автор 16 книг, среди которых «Диалог культур: опыт России и Левантийского Востока», «Россия и Арабский Восток: встреча двух культур». Став явно «живым мостом между Арабским миром и Россией», он получил признание как у себя на Родине, так и в России, в институтах международного диалога.
К сказанному следует добавить, что искусство Попова стало в начале 21 века инструментом дипломатического диалога, средством общения политиков и общественных деятелей. Выставки и тугры отечественных и зарубежных деятелей, политиков – это средства диалога между народами, народная дипломатия средствами изоискусств. Любопытно, что некоторых деятелей в разных странах или забывают, или относятся к ним неоднозначно. Так, недоумение в Культурном центре Египта вызвала тугра президента Гамаля Абдель Насера – да, в Египте его память неоднозначна, но всё равно это память, история и знак уважения и памяти об уникальном периоде египетско-советского сотрудничества. А Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи… - трудно перечислить всех «героев и антигероев нашего времени», запечатлённых каллиграфией Попова.
Не менее важным является и его позиция над конфессиями. К примеру, и суннитам и шиитам он показывает ценность той и другой линии исламской культуры. Кто-то подобное не приемлет, кого-то это настораживает – но это реальность, где между людьми нет Единства.
Как помним, именно о функции «межцивилизационного диалога» каллиграфии Попова говорил ещё директор Эрмитажа Пиотровский – он прозорливо увидел эту перспективу. А вот признание первого президента Татарстана, обращённое к художнику: «Мне посчастливилось ознакомиться с некоторыми Вашими уникальными, весьма интересными изобразительными работами – образцами шамаилей, тугр, выполненными в лучших традициях исламской образной каллиграфии, среди которых есть и моя тугра, за что большое спасибо.
Богатые традиции мусульманского изоискусства, прославляющие Всевышнего Творца – Аллаха, были выработаны веками. Вы, русский художник, прониклись их строгой красотой и выполнили свои работы, сочетая европейскую живописную культуру с восточной мудростью, высокоэстетично, изящно. Они современны, служат благородным общечеловеческим целям. Недаром на Ваших выставках в ряде арабских стран они привлекли большое внимание их руководителей, широких масс зрителей и получили высокую оценку искусствоведов-исламоведов.
Я считаю, в нынешней ситуации, когда кое-кто распространяет ложное мнение об «исламском экстремизме», Ваше творчество призывает к взаимопониманию, укреплению дружбы и сотрудничества, к единению.
От души желаю Вам, Владимир Александрович, новых творческих успехов, Вам и Вашим родным и близким счастья, здоровья и благополучия.
С уважением, Минтимер Шаймиев, Президент Республики Татарстан, 20 мая 2009 года № Гр/П-01-4640».
Однако, завершить эту главу приходится сюжетом трагичным. На глазах ветерана войны, художника-проповедника мира и диалога цивилизаций – рухнул мир на его Родине, и город Мариуполь, где Попов родился в 1924 году, стал известен благодаря гражданской войне, развернувшейся на землях Украины после распада СССР и нарастания неофашистских сил. Мир сберечь не удалось. Новый менталитет не то, что не закрепился – но налицо деградация, откат в самые мрачные эпохи, когда человечество не вылезало из междоусобиц и вражды…
Что будет с родными для Попова краями – никто не скажет определённо. Человечество вновь и вновь «возвращается на круги своя». Но совершенно очевидно, что оптимизм и миролюбие искусства В.А.Попова всегда будут служить вдохновляющей силой всем борцам за мир и созидание.