— Видите ли. Бог — он повсюду.
— Море тоже, падре. Море тоже.
(«Море-океан» Алессандро Барикко)
В Казани с 6 декабря 2014 г. по 8 февраля 2015 г. проходит выставка «Айвазовский и флот». Следует отметить, что впервые в нашем городе представлено столь значительное количество оригинальных произведений мастера—мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Фото №750625. Группа офицеров на палубе винтового фрегата «Пересвет» Фотография 1863 года Фото №750673. Пен Сергей Варленович. 1952 г. р. Портрет Ивана Константиновича Айвазовского. 2010х.м. Из собр. Центр. военно-морс. музея
Фото №750856. Раздача винной порции на корвете «Витязь» Фотография 1887 года Немногим известно, что жизнь художника была тесно связана не только с искусством, но и с русским флотом. В 1840 его зачислили в штат военно-морского флота как живописца, где он дослужился до звания контр-адмирала.
— Он был участником многих морских битв, — пояснила директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева — Сейчас его бы назвали военным корреспондентом или военным художником, который должен был делать зарисовки сражений.
Помимо того, что экспозиция освещает и эту, мало кому известную, сторону жизни Ивана Константиновича, она так же затрагивает историю побед русского флота. Представленная коллекция состоит из 24 масляных работ мариниста, среди которых есть и портрет — редкий жанр для пейзажиста («Портрет вице-адмирала М. И. Лазарева», 1839), одна акварельная работа, пять литографий с картин Айвазовского, выполненные неизвестным автором, макеты кораблей, собрание предметов императора Николая II и Великого князя Константина Николаевича (морские флаги, модели кораблей, бинокли и трубы и пр.). Все это предоставлено Центральным военно-морским музеем Министерства обороны РФ (Санкт-Петербург). Выставка приурочена к двум знаменательным датам: 100-летию начала Первой мировой войны и 300-летию Гангутского сражения — первой победы русского флота.
Фото №750745. Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Портрет вице-адмирала Михаила Петровича Лазарева. 1839
Фото №750715. Модель 66-пушечных кораблей (1780-е), по ватерлинию с парусами
Фото №750637. Психрометр ртутный. Конструктор: Август Е.Ф. / Барометр анероид, карманный
Фото №750643. Часы песочные 30 секундные в деревянном корпусе
Но в первую очередь Иван Константинович известен как певец водной стихии. Точно выразил это Николай I, который очень любил художника и покровительствовал ему:
— Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!
Фото №750739. Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Лунная ночь. 1888
Море всегда разное, каждую секунду уже другое, в своих бушующих пучинах оно хранит тайны, наполненные радостями и трагедиями людей и кораблей. Айвазовский знал эти секреты и пел о них. Его картины — это цветные рассказы и о жутких кораблекрушениях («Гибель корабля „Лефорт“», 1858), и о минутах затишья («Фрегат под парусами» (1846)).
Фото №750697. Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Гибель корабля «Лефорт». 1858
К лирическим пейзажам можно отнести акварель «Шхуна под парусами», представленную на выставке в единственном виде. Зритель может догадаться, что, скорее всего, это — воскресный день, залитый солнцем. Дует легкий ветерок. Мелкие барашки бегут по поверхности. Медленно плывущая шхуна качается на волнах. На ней люди, завороженные видом морской пены за бортом. Можно даже услышать их голоса — смеющиеся дети, живые разговоры женщин.
С этой акварелью колористически и тематически связана серия литографий неизвестного автора с картин Айвазовского, раскрытых в голубовато-серой гамме.
Большое полотно «Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд» (1895) отражает часы стоянки после длительного отсутствия, когда корабли возвращаются с плавания и спускают паруса. Тающий горизонт, зеркальная гладь воды. Мачты судов, растворяющиеся в дымке. Кучевые, почти прозрачные, облака вздымаются вверх. Пейзаж, решенный теплой охрой и легким голубым, позволяет зрителю проникнуться атмосферой полного штиля — этим нечастым состоянием на море.
Айвазовский писал не только Черное море. Поездка к Средиземному морю в 1845 оставила в нем яркий след. Одним из впечатлений от этого путешествия является «Фрегат под парусами» (1846). Закатное солнце. Высокое чистое небо с изящным серпом месяца. Горящие в последних лучах уходящего дня берег моря и скалы. Этим летним вечером трое ведут беседу. Их шаровары и тюрбаны, расслабленные позы привносят в картину нотки восточной экзотики.
Но, как было сказано выше, далеко не все произведения Айвазовского посвящены покою и умиротворению: ведь море известно своим непостоянством.
В передаче мимолетных состояний непостоянной стихии мастер использовал все доступные ему приемы — мощные тональные контрасты, выверенная композиция, проработка деталей. Источник освещения довольно тусклый и выявляет лишь самое необходимое. Построенные на сопоставлении света и тьмы, работы смотрятся очень эффектно.
Фото №750691. Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Кораблекрушение у Афонской горы. 1856
Эти приемы ярко читаются в картине «Кораблекрушение у Афонской горы» (1856): последние минуты жизни грандиозного судна в меркнущем свете заходящего солнца. Огромный гигант, труд многих сотен корабельщиков, дом для моряков медленно погружается на дно. Но поглощают его не только волны, но и низкие тяжелые тучи, наползающие на него из-за горы. Темным силуэтом он смотрится на фоне зловещего красноватого неба. Алый закат, как правило, задающий столь лиричные настроения в других работах («Фрегат под парусами» (1846)), здесь служит временем для развития большой трагедии. Голубые и розовые переливы, обычно создающие атмосферу радости и покоя, здесь на контрасте с грозовыми тучами задают картине особое напряжение. Усиливает его и композиционный ход, условно делящий картину на две части. Благодаря этому можно прочитать всю историю действия: люди, уверенные в завтрашнем дне, в надежности корабля, неожиданно терпят крушение. И эта кажущаяся стабильность, которая выражается в безмятежном голубом небе, резко сменяется на драму, на поглощающий дневной свет шторм. И лишь едва заметный силуэт Афонского монастыря светится в этой мгле, как надежда на спасение.
Подобные приемы используются и в «Крушение корабля „Ингерманланд“ в Скагерраке в ночь на 30 августа 1842» (1876). Вспененная морская пучина поглощает все. Необъятная мощь кипящей стихии находит свое выражение в глубоких иссиня-черных оттенках. Лишь случайные лучи красного света в этой клокочущей тьме освещают зрителю человеческую трагедию. Небольшой части экипажа удалось спастись: их легкую шлюпку уносит все дальше и дальше в море. Но многим суждено погибнуть. Несмотря на обреченность, они не теряют надежды на спасение и проводят последние минуты в молитве, обратив свои взоры к священнику с высоко поднятым крестом.
Единственным оплотом в жизни моряка являются, оказывается, не корабли, а вера и надежда на лучшее. Жизнь в море, которое в данный момент ласковое и нежное, а в следующую минуту становится неуправляемой бездной, может строиться только на вере и надежде. Безусловно, это закаляет дух и задает высокий благородный настрой. Вероятно, Айвазовский такой видел жизнь моряков и самого моря. Его детальная, внимательная и лессировочная манера письма, подчеркнутая безупречность в форме и исполнении достойно передают красоту и мощь природы, восхищающей и пугающей одновременно.
Фото №750679. Айвазовский Иван Константинович. Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мерсина»
Фото №750721. Айвазовский Иван Константинович- 1817-1900 Кронштадтский рейд, 1838 (?)
Приятным продолжением для зрителя может стать сопряженная выставка «Морской и горный пейзаж» из фондов ГМИИ РТ. Многие работы экспонируются крайне редко, а некоторые — впервые. Представлены произведения Дубовского Н.Н., Боголюбова А.П., Шульмана В.К., Борисова А.А, Серова В.А. и т. д. Это и живописные работы, и гравюры с видами Крыма, городские панорамы. Пейзажи не только реалистического, но и импрессионистического направления. А так же одна работа маслом Айвазовского «Гондольер на море ночью»(1843) и графика «Гибель английского флота у берегов Балаклавы»(1854) из собрания ГМИИ РТ.
Фото №750929. ПРЕМАЦЦИ ЛЮДВИГ ОСИПОВИЧ 1814 —1891 МОРСКОЙ ВИД У БЕРЕГОВ КРЫМА. 1890 Картон, акварель Собрание ГМИИ РТ
Фото №750917. Вид на лагуну со стороны набережной. Бумага, офорт, резец Собрание ГМИИ РТ
Фото №750923. Богаевский Константин Федорович 1872-1943 Гора Св. Георгия. 1911 Холст, масло Собрание ГМИИ РТ Валерия Петриченко